Консультации для родителей в логопедический уголок.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического восприятия, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 203.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического восприятия, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками).
Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак, том - дом.
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.
Шпаргалка
для родителей
Обучая ребенка чтению и развивая
фонематический слух, следует помнить, что:
✵ «Наша речь состоит из предложений.
✵ Предложение — это законченная мысль.
✵ Предложения состоят из слов.
✵ Слова состоят из звуков.
✵ Звук — то, что мы слышим и произносим.
✵ Буква — то, что пишем и читаем.
✵ Звук на письме обозначается буквой.
✵ Звуки бывают гласные и согласные.
✵ Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО) в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).
✵ Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
✵ Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.
✵ Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
✵ Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей в логопедический уголок (подготовительная группа) "Скоро в школу"
Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступенька в жизни ребенка – школа. Как правильно подготовить будущего ученика к этому важному событию? Прежде всего, нужно сформировать знани...

Рекомендации для родителей в логопедический уголок. Звуки [Б], [Б\']. Буква Б.
В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации для родителей в логопедический уголок. Звук [Ы]. Буква ы.
В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации для родителей в логопедический уголок. Звуки [М], [М\'], буква М.
В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации для родителей в логопедический уголок. Звук [Ц].
В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации для родителей в логопедический уголок. Звук [У]. Буква У.
В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации для родителей в логопедический уголок. Звук [А]. Буква А.
В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях....






