ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА, ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ
статья по коррекционной педагогике
Проблема построения партнерских отношений с семьями воспитанников всегда остается актуальной для образовательных организаций. Целевая группа коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха – глухие, слабослышащие и родители с нормой слуха. Каждая из этих групп имеет свои запросы к содержанию образования. Цель данной статьи осветить степень согласованности образовательных запросов разных групп родителей воспитанников с нарушениями слуха.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА, ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ
Каспарьян М.Е.
Заместитель заведующего по воспитательной работе
ГБДОУ детский сад №27 Московского района Санкт-Петербурга «Надежда»
Проблема построения партнерских отношений с семьями воспитанников всегда остается актуальной для образовательных организаций. Целевая группа коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха – глухие, слабослышащие и родители с нормой слуха. Каждая из этих групп имеет свои запросы к содержанию образования. Цель данной статьи осветить степень согласованности образовательных запросов разных групп родителей воспитанников с нарушениями слуха.
Ключевые слова: глухие, норма слуха, образовательные запросы, образование, общество, инвалидность.
Key words: Deaf, hearing rate, educational inquiries, education, society, disability.
Согласно ст. 42 ФЗ от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», семья может претендовать на психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическую помощь, комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации педагогического процесса сопровождения детей с ОВЗ дошкольного возраста. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что в период дошкольного детства именно взрослый организует и обеспечивает те виды деятельности, которые необходимы для развития ребенка (Сазанова С.А., Воронина Ю.А.).
Для эффективной коррекционной работы необходимо формирование отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия, активное включение родителей в процесс создания специальных образовательных условий, разделение ответственности (Сазанова С.А., Воронина Ю.А.).
Как показывает практика, только на этапе социально-психологической адаптации начинается тесное взаимодействие родителей и специалистов. Специалист должен быть не только компетентным в области специальной психологии, дефектологии и психо-коррекционной работы, но и четко понимать родительские установки по отношению к ребенку с ОВЗ, его образовательные запросы, запросы к организации работы, и лишь после этого избирать коррекционный маршрут работы с ними.
На основе анализа литературных данных установлено, что в процессе воспитания ребенка с ОВЗ происходит не только влияние родителей на ребенка, но и влияние ребенка на процесс жизнедеятельности семьи в целом и на жизнь родителей, в частности. Это делает систему работы ДОО с родителями ориентированной на специфику таких семей.
Изучение семьи, по мнению многих ученых и исследователей (Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А., Выготский Л.С., Богданова Т.Г., Данилина Т.А.), лежит в основе эффективного взаимодействия. Работа с семьей в коррекционных ДОО выстраивается особым способом, это связано с тем, что родители детей с ОВЗ имеют различные образовательные запросы и ожидания в зависимости от типа нарушения, от собственного состояния здоровья и других особенностей. Часто в рамках одного учреждения приходится подбирать различные методы работы, адаптировать существующие, привлекать специалистов. Ведь современные образовательные стандарты распространяются на все учреждения и основная задача ДОО проводить качественную коррекционную работу.
Опыт работы в коррекционном ДОУ показал, что разнородность семей воспитанников создает ситуацию, когда существующие традиционные методы взаимодействия с родителями не приносят результатов. Семьи не заинтересованы в сотрудничестве, перекладывают коррекционную работу полностью на ДОУ, игнорируя рекомендации педагогов, неохотно посещают родительские собрания и детские праздники. Система отечественного образования была основана на приоритете общественного образования над семейным и вопросами воспитания и обучения полностью занимался детский сад. Принятие нового «Закона об образовании в РФ» и образовательных стандартов создало необходимость создания условий для выстраивания взаимодействия на основе сотрудничества.
В таких условиях эффективность коррекционной и воспитательной работа существенно снижается, падает мотивация не только педагогов, но и детей.
В 2016 году на базе ДОО для детей с нарушениями слуха г. Санкт-Петербурга было проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей взаимодействия ДОО и семей, имеющих детей с патологией слуха, через определение образовательных запросов.
Для исследования были выбраны:
- родители с нормой слуха, имеющие детей с нарушением слуха дошкольного возраста;
- родители с патологией слуха, имеющие детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Результаты оценивались по следующим критериям:
- важность той или иной образовательной области для разных категорий родителей;
- факторы влияющие на образовательные запросы.
Аудитория респондентов поделилась на три категории: глухие (42 чел.), слабослышащие (19 человек) и с нормой слуха (23 человека). Среди глухих родителей преобладают люди со средним профессиональным образованием (26 человек), также среди них наблюдается самый большой процент людей, закончивших только школу (14 человек). Это связано с тем, что в нашей стране не предусмотрен перевод курсов в ВУЗах на жестовый язык, а выбор профессий в средних профессиональных учреждениях сильно ограничен. Большая часть респондентов с высшим образованием (14 из 23 человек) это люди с нормой слуха.
Анкета представляла собой перечисленные 44 навыка/умения которыми овладевает ребенок в дошкольном учреждении, респондентам предлагалось оценить эти утверждения по шкале от 1 – совсем не важно, до 4 – очень важно. Утверждения были расположены в случайном порядке, но отражали умения и навыки в 4 областях – социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, бытовые навыки (сюда включено и физическое развитие).
Для всех групп родителей оказалась важной область социально-коммуникативного развития, как основа социализации детей в коллективе, как детском, так и взрослом. Родители понимают потребность глухих и слабослышащих детей в общении со сверстниками, со слышащими взрослыми, навыком совместных игр и режимных моментов.
Речевая область стала наиболее спорной в родительской оценке. Создание слухо-речевой среды, основная задача коррекционного ДОО для детей с нарушениями слуха, большая часть занятий посвящена развитию устной речи. Именно этот навык является показательным в работе сурдопедагога при переходе ребенка в школу, но данное исследование показало, что развитие устной речи важно в большей степени для родителей с нормой слуха, которые составляют только 27% опрошенных и 14% родителей воспитанников посещающих наше ДОО. Эти данные показывают, что важная цель ДОО и родителей с нормой слуха – развить остаточный слух и научить ребенка разговаривать, но большая часть родителей с нарушениями слуха, эту цель не разделяет, соответственно, не способствует ее достижению.
В развитии художественно-эстетического направления в большей степени заинтересованы родители с нормой слуха, в процентном соотношении разница не очень большая, но она иллюстрирует некоторое утилитарное отношение людей с нарушениями слуха к ДОО.
Обучение ребенка бытовым навыкам в большей степени важно для глухих родителей, так как детский сад становится для ребенка вторым домом. Дети поступают в ДОО в 1,5 года и обучаются до школы, живут в условиях интерната и проводят дома только выходные и праздничные дни.
Рассогласование позиций родителей из разных категорий между собой и между основным направлением работы ДОО проходит только в области развития речи, но так как именно это и есть основополагающая часть деятельности ДОО, проблема не может остаться незамеченной.
Эта информация дает нам возможность выстраивать особый тип взаимодействия с разными категориями семей и тем самым повышать заинтересованность всех групп родителей во всех образовательных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"
Помочь родителям правильно принять диагноз ребёнка,определить оптимальные условия для развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....
Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"
Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
выступление на семинаре учителей-логопедов о взаимодействии логопеда с родителями...

" Рекомендации родителям, имеющим детей с патологией зрения"
Рекомендации родителям, имеющим детей с патологией зрения....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением слуха
Рекомендации для родителей. Что делать родителям, если их ребенок родился с нарушением слуха....

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Доклад на тему "Вариативные формы взаимодействия ДОУ с родителями, имеющими детей с РАС"
. В дошкольных учреждениях с недавних времен наряду с другими коррекционно-развивающими группами открылись группы детей с расстройством аутистического спектра, которым нужен еще более пристальный прис...
