консультация "Как помочь ребенку избавиться от страхов и стать уверенным?"
консультация по коррекционной педагогике

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_izbavitsya_ot_strahov.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку избавиться от страхов

и стать уверенным?

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей.

По своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка.

Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.

Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого  ребенка.

Родители очень любят своего ребенка,  и справедливо они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители пытаются оградить ребенка от всего, примерно это выглядит так: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься.  И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего. ..»

Но ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов.

В некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Задача взрослых здесь – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души.  

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот несколько признаков неуверенного поведения:

•        ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;

•        пытается уйти от ответа взрослого;

•        излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;

•        часто сердится на посторонних;

•        боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;

•        боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;

•        паникует перед выполнением новых дел;

•        имеет ряд страхов и даже фобий;

•        стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми; не имеет собственного мнения;

•        пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;

•        иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;

•        сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

 

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: « Развитию уверенности в себе способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивая самооценка, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение.

Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, избегать ответственности.

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные здесь игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь помогут только специалисты.

 «Неваляшка» (для детей с 6 лет)

   Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

   Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)

   До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

   Замечание: Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».

   «Жмурки» (для детей с 4 лет)

   Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

   Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

   «Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)

   Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

   Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

   Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

А главное, нам, взрослым, надо понять, что наши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов нашего ребенка.

        Совет по профилактике безнадзорности МДОУ «Детский сад № 103»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку избавиться от страхов

Беспокойство, тревога, страх- такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. ...

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Страх одно из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Малыш в первые месяцы жизни начинает пугаться резких звуков, незнакомой обстановки, чужих людей. Поначалу родители относятся к д...

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоци­ональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловле...

ПРОЕКТ « Как помочь ребенку избавиться от страхов» (2016 г.)

Разработка психолого-педагогисеского  проекта....

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Как помочь ребенку избавиться от страхов?...

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, по...

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому ч...