Как помочь ребенку избавиться от страхов?
консультация на тему

Бадалян Диана Яковлевна

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_izbavitsya_ot_straha.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Страх одно из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Малыш в первые месяцы жизни начинает пугаться резких звуков, незнакомой обстановки, чужих людей. Поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но затем отношения начинают меняться, родители начинают упрекать ребенка: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты уже большой!» Ребенок растет и вместе с ним растут страхи. Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тревожно.           Беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить, вызывают невротические расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, агрессивность, раздражительность.

Что делать родителям? Как помочь маленьким трусишкам? 

Часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно, родители об этом не думают. Детские страхи вызываются конфликтами в семье-дети начинают заикаться, писаться по ночам, бояться одиночества, становится агрессивен. Тяжелее приходится мальчикам, чем девочкам. Их мучает стыд за свой страх. Родители не должны смеяться над боязливым ребенком. Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. Лучше преодолевать страхи постепенно, без особого напряжения, чтобы они исчезли как бы сами собой. Необходимо внушать ребенку, что он уже многое преодолел, что раньше он трусил гораздо больше. Любая самая незначительная победа должна отмечаться родителями как огромное достижение, рассказывать всем знакомым и родным так, чтобы ребенок это услышал. Родители должны рассказывать детям о своих страхах из личной жизни. Такие истории можно придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет. Вы больше сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга. Все уже давно знают, что игра-мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и многие навыки, привычки, происходит коррекция поведения, преодоление психологических трудностей. Не торопитесь проиграть сразу все в игре. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок лучше осмыслить происходящее, эффект будет прочнее.

Вначале надо использовать кукольный театр, где будет действовать кукольные персонажи: Зайка-Трусишка, Утенок и Лис и другие. Ребенок может выбирать героя сам. Полезно использовать в игре музыку для снятия напряжение, придать радостное настроение. Истории должны соответствовать страхам детей. Соблюдение заданной сюжетной канвы необходимо не только для того, чтобы справиться со страхами, но и развивает воображение, стимулирует ребенка к творчеству.

 Истории с Зайкой-Трусишкой: 1- «У страха глаза велики» - (Зайка гулял по лесу, испугался сухого дерева-коряги; -показ страха). 2 –«Коряга»: зайка боится воды, может свалиться с мостка в воду, так и простоял пока братцы с капустой не вернулись-показ страха 3- «Прогоняем страх»: Предложить нарисовать угощение для Зайки-Трусишки, поиграть в чехарду, прятки.  4 –«Что приснилось?»: Появление страха после сна, как его преодолеть.5 –«Он преследует меня»:  Появление врага у Зайки – страх перед ним. А самый главный враг-это собственный страх. Выяснение врага ребенка. Используйте вначале «плохие варианты», а потом- «хорошие». 6- «Трудолюбие»: мама заболела, как Зайка пересилил себя, чтобы сходить за доктором в сумерках, помочь больной маме. Показ грусти во время болезни мамы. 7-«Исчезновение папы»: Зайца- грусть, слезы, страх за папу, спасение папы из ямы. Как страх помог выручить отца-показ страха. Какие чувства боролись в душе, что одержало верх? 8- «Побеждение страха страхом»: страх перед лисой, победа. Передача различных эмоций: уныние, обида, страх перед врагом, а затем решимость, гнев, гордость победы. 9-«Победа»: Попросите его передать мимикой и интонацией голоса, показ торжества Трусишки, попросить объяснить смысл пословицы: «Смелость города берет». Приведите примеры из жизни, подтверждающие эти слова. -Затем предложите придумать имя Зайчишке –Смелый, Бесстрашный, Трудолюбивый, Заботливый и т.д.

Затем необходимо проводить игры, где в качестве главного действующего лица будет сам ребенок. В играх ребенок предстает более смелым, чем в жизни. Если он поверит в себя, то может победит свои страхи хотя бы в игре, потому, что признание окружающих окрыляет ребенка. Уделяйте внимание его мимике и жестам, изображению разных чувств, так как это помогает нервным детям преодолеть эмоциональное расстройство.

Страх уколов, боли, врачей: Поиграть в игры: «Больница» - побыть в роли доктора, в роли пациента (не боится, боится уколов- похвалить за удачу). Пусть больным будет медвежонок, ежонок, слоненок или взрослый, а ребенок навещает его, приносит гостинцы, рассказывает о виденном, ободряет больного, напоминает о том, что его дома ждет сюрприз.

Страх наказания, крика: Необходимо всем взрослым изменить свое поведение по отношению к ребенку, и прежде всего по отношению друг к другу. Для этого показаны подвижные игры: «Ручеек», «Жмурки», «Пятнашки», «Сердитый ребенок», «Передача имени по кругу», «Каравай», «Сердитый утенок». Кроме страха наказания, игры помогают преодолеть страхи замкнутого пространства и темноты. Необходимо, чтобы дети придумывали на кого они сердятся; показали, как они сердятся (мимикой, жестами). Дети шутливо могут угрожать взрослому.

Страх перед врагом, обидчиком: Чаще эти страхи бывают у мальчиков. Игры: «Сражение», «Морские разбойники», «Ловушка для врагов», «Необитаемый остров», «Крепость». Распределение ролей между участниками игры должны осуществляться таким образом, чтобы каждый ребенок поочередно побывать в позиции каждого героя («агрессора», «жертвы» и «героя»).  Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющего помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию. Использовать можно любую игрушку, которая будет передразнивать пиратов, участников игры, говорить невпопад, громко говорить над ухом и т.д. Эти образы помогают привнести в игру совершенно необходимый юмор и веселье.

Страх сказочных персонажей, чудовищ: Это самый распространенный страх, причем в настоящее время, приобретает особенно тяжелые формы. Дети часто смотрят мультфильмы, фильмы в которых действуют монстры, роботы –убийцы, вампиры, зомби; а также боевики, компьютерные игры, фильмы ужасов.  Страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитетных, грубых родителей. Как преодолеть такую боязнь? Необходимо посмотреть на себя со стороны другими глазами: фиксировать в течении недели, сколько замечаний вы сделали ребенку, сколько раз вы похвалили его. Разыграйте кукольный театр по любой сказке: «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Путешествие к Бабе-Яге иди Кощею-Бессмертному», «Сказочный город», «Маленькое привидение», «Превращение сказочного злодея». Используйте мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов». Строго придерживаться авторского содержания не обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала зловещего оттенка. Предлагайте пожалеть бедное приведение, волка. Если ребенок рисует или лепит персонажа, то попросите его, чтобы он изобрел несколько копий героя, но с разным настроением (испуганный, понурый, грозный, гордый). Превращение страшных героев в добрых, безобидных способствует преодоление страха (Лев в мышку, колдунья в котенка или веник, шлепанцы). Научите ребенка делать маску страха, пугать друг друга, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Не давайте ребенку перевозбуждаться. Затевайте эту игру раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего заразившись примером друзей, согласится исполнить обе роли. Через неделю введите новый элемент: тот, кого пугают, прогонит страшную маску, но только пантомимой.

Для преодоления страхов хорошо приобщить детей к рисуночной терапии: на песке, бумаге, на контурных поделках, свободное рисование разными предметами: карандашом, кистью, ладонью, пальцами, палочками и т.д. Ребенок рисует страх; изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх; обсуждение с ребенком рисунка с изображением поверженного «страха». Рисуночная терапия реализуется, как правило, в комплексе с сюжетно-ролевыми играми – драматизациями («Репка», «Колобок», «Теремок».

Что читать детям? В дошкольном возрасте лучше читать детям побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы: «Буратино», «Чиполино», «Вини-Пух». Книги Волкова, Успенского, Носова, Михалкова, Осеевой, а также использовать русские-народные сказки, сказки А.С. Пушкина. Эти произведения не только развлекают, но и учат: смелости, храбрости, внимательности, отзывчивости. На основе их содержания и сюжета можно подготовить кукольные спектакли.  У каждого человека есть круг возможностей. Они не беспредельны, но и в рамках этого круга можно добиться очень многого!

Литература: Т. Шишкова М. Издательский дом «Искатель». 1997 г. (Страхи-это серьезно).

О. А. Карабанова М. Российское педагогическое Агентство. 1997 г. (Игра в коррекции психического развития ребенка).

С. А. Черняева С-Пб. Издательство «Речь». 2004 г. (Психотерапевтические сказки и игры).

А.Ч. Романов. М. Издательство «ПКЭЙТ». 2001 Г. (Направленная Игротека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку избавиться от страхов

Беспокойство, тревога, страх- такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. ...

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Страх одно из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Малыш в первые месяцы жизни начинает пугаться резких звуков, незнакомой обстановки, чужих людей. Поначалу родители относятся к д...

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоци­ональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловле...

ПРОЕКТ « Как помочь ребенку избавиться от страхов» (2016 г.)

Разработка психолого-педагогисеского  проекта....

Как помочь ребенку избавиться от привычки грызть ногти?

На данный момент известно немало способов отучить ребенка от обкусывания ногтевых пластин. Очень часто родители спрашивают о том, почему ребенок грызет ногти и что делать с вредным пристрастием....

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, по...

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому ч...