Аналитический отчет учителя -дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике

Павленко Оксана Олеговна

Мониторинг дефектологического обследования для детей с различными нозоологиями .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2022-2023.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт

о проделанной коррекционной работе

за 2022-2023 учебный год

учителя – дефектолога

                                      Павленко Оксаны Олеговны

Работа в группах комбинированной направленности 2022- 2023г. :

- обследованы  детей из групп ДОУ,  которым по решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1).

Таблица 1.

Список воспитанников

Ф.И.О ребенка

Дата рождения

Образовательная программа

1.

Максим

06.09.2016г

АООП для детей с ЗПР

2.

Амангелди

13.03.2019г

АООП для детей с ЗПР

3

Ангелина

30.07.2016г

АООП для детей с РАС

4.

 Артур

01.04.2018г

АООП для детей с ЗПР

5.

Семен

03.10.2016г

АООП для детей с РАС

6.

 Владимир

09.09.2017г

АООП для детей с ЗПР

7.

Павел

27.01.2017г

АООП для детей с ЗПР

8.

 Владимир

12.02.2016г

АООП для детей с ЗПР

9.

Амир

26.10.2016г

АООП для детей с ЗПР

10.

 Дамир

09.06.2015г.р.

АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

11.

 Иван

14.03.2018г.р

        АООП для детей с ЗПР

12.

Даниел

24.11.2015г

АООП дошкольного образования детей с ЗПР

13.

Постникова Вера Александровна

10.09.2019г

АООП для детей с ЗПР

14.

Тарасов Евгений Сергеевич

02.05.2016 г.

АООП дошкольного образования детей с ЗПР

15.

Тихонова Варвара Денисовна

29.12.2016 г.р.

АООП дошкольного образования детей с ЗПР

 Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:

11 детей – старшего возраста

 4 детей среднего возраста

  • 1 ребенок  имеет  заключение ПМПК, реализуются  адаптированная  основная  образовательная  программа  для слабослышащих и позднооглохших детей
  •  12 детей  с заключением ПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития от 3 до 7 лет,
  • 2 детей  с заключением ПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с расстройством аутистического спектра,

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:

1. Диагностическое;

2. Коррекционно-развивающее;

3. Аналитическое;

4. Консультативно - просветительское;

5. Организационно-методический

        Для детей  с задержкой психического развития:

 Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  1. Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений;
  2. Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
  3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  4. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
  5. Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  6. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  7. Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  8. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;

Для детей с расстройством аутистического спектра:

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и,   вызванных,  им нарушений, стимуляция  дальнейшего продвижения ребенка,  посредством совершенствования приобретаемых, в дошкольном возрасте умений  и содействие всестороннему, максимально возможному, его развитию, оказание практической помощи в освоении АООП с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

1.Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

2.Развитие познавательной активности;

3.Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

4.Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

5.Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

 Для детей слабослышащих и позднооглохших

Цель:  Создание образовательной среды, обеспечивающей слабослышащим  и позднооглохшим детям личностный рост с актуализацией и реализацией ими компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.

Задачи: 
1. формировать общую культуру личности слабослышащих и позднооглохших детей,  развивать   социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, активность, инициативность, самостоятельность и ответственность, преодоление пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

2. обеспечивать компенсацию нарушений слуха, коррекцию вторичных нарушений, с освоением ребенком умений и навыков познания окружающего, формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия мира, с их реализацией в разных видах деятельности;

3.  обеспечивать освоение слабослышащими и позднооглохшими детьми целостной картины мира с расширением знаний и формированием предметных причинно-следственных, родовых, логических связей;

4.  формировать у слабослышащих и позднооглохших детей образ Я с развитием знаний и представлений о себе и окружающем мире, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;

5.обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей с учетом и удовлетворением ими особых образовательных потребностей;

6. обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слабослышащих и позднооглохших детей

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая). 

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены

следующие нарушения:

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие  и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке
  • затруднения в умении правильно держать ручку

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы ),

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход. 

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками состояла из следующих направлений:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.
  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
  • обогащение словаря.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы , оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью  взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий.  Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

№ п/п

Ф.И ребенка

Дата рождения

Уровень интелл. развития на начало года

Уровень интелл. развития на конец года

Динамика

Примечание

1

Максим

06.09.2016г

НСУ

С У

+

2

Даниел

24.11.2015г.

С У

В У

+

3

Амангелди

13.03.2019г

Н.СУ

СУ

        +

4

Евгений

02.05.2016г

Н С

СУ

=

5

Тихонова Варя

29.12.2016 г.р.

Н СУ

НСУ

-

Часто отсутствовала, не большой спад в активности

6

Владимир

12.02.2016г

НС

СУ

+

7

Дамир

09.06.2015г

НСУ

СУ

Есть незначит улучшения

Более усидчив

внимателен

8

 Павел

27.01.2017г

СУ

СУ

+

9

Иван

14.03.2018г

НСУ

СУ

Есть улучшения

10

Владимир

09.09.2017г

НУ

НС

Очень небол изменения

11

Семен

03.10.2016г

НУ

НСУ

Есть незначит успехи

12

Амир

26.10.2016г

СУ

СУ

+

Переведен в конце года

13

Артур

01.04.2018г

НСУ

НСУ

 =

Часто болел

14

 Вера

10.09.2019г

НУ

НСУ

Есть незначительные улучшения

Проблемы с восприятием информации

15

 Ангелина

30.07.2016г

НУ

выбыла

По результатам итоговой диагностики 7 детей показали положительную динамику развития, 4 детей показали незначительную динамику развития,2  детей без особых улучшений,2 детей ср.у развития Эффективность коррекционно-развивающей работы  не достигнута  у 2    детей  -  из - за  не стабильного посещения детского сада. У  детей заметна динамика  благодаря  выполнению всех заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

        

Вывод: Многие дети  показали незначительную динамику, что показывает необходимость изменения подхода к планированию коррекционно-развивающих занятий. Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.

Вывод: Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях вырабатывались рекомендации для родителей. Выражена необходимость в большем участии в родительских собраниях, для информирования родителей о специфики работы специалиста, для решения возникающих проблем у обучающихся.

В течение года мною была оформлена следующая документация:.

  1. Карта динамического развития ребенка.
  2. Список учащихся, зачисленных на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.
  3. Список групп.
  4. Расписание коррекционных занятий.
  5. Журнал посещаемости индивидуальных занятий
  6. Журнал консультаций для  родителями
  7. Рабочие программы по коррекционной деятельности
  8. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.
  9. Календарно-тематическое планирование

Общий вывод: Цель и задачи, поставленные на 2022-2023 уч г, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым, для обучающихся, направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на подгруппы и индивидуальные занятия по ведущим нарушениям. Для детей были разработаны календарно-тематические планирования, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы, также были составлены индивидуально-образовательные маршруты  на каждого ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Но, учитывая результаты итоговой диагностики, еще стоит необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми.

На следующий учебный год стоит цель: продолжение уже начатой коррекционно-развивающей работы с обучающимися, пересмотр  и изменение используемых методик и приёмов работы. Пересмотреть организацию работы с родителями, продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Учитель – дефектолог

Павленко О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет учителя-дефектолога

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности: - даигностическое- коррекционно-развивающее- аналитическое - информационно-просветите...

Аналитический отчет учителя-дефектолога

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности...

Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

В отчете представлен анализ деятельности по направлениямВ учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осу...

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.

Аналитический отчет учителя-дефектолога   Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....

Аналитический отчет учителя - дефектолога

Аналитический отчет учителя - дефектолога...

Аналитическая справка учителя-дефектолога

Аналитическая справка учителя-дефектолога...

Аналитический отчет учителя-дефектолога Степановой О .Ф за 2024– 2025 учебный год.

Аналитический отчет учителя-дефектолога   Степановой О .Ф за 2024– 2025 учебный год....