Аналитический отчет учителя -дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике
Мониторинг дефектологического обследования для детей с различными нозоологиями .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт
о проделанной коррекционной работе
за 2022-2023 учебный год
учителя – дефектолога
Павленко Оксаны Олеговны
Работа в группах комбинированной направленности 2022- 2023г. :
- обследованы детей из групп ДОУ, которым по решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1).
Таблица 1.
Список воспитанников
№ | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | Образовательная программа |
1. | Максим | 06.09.2016г | АООП для детей с ЗПР |
2. | Амангелди | 13.03.2019г | АООП для детей с ЗПР |
3 | Ангелина | 30.07.2016г | АООП для детей с РАС |
4. | Артур | 01.04.2018г | АООП для детей с ЗПР |
5. | Семен | 03.10.2016г | АООП для детей с РАС |
6. | Владимир | 09.09.2017г | АООП для детей с ЗПР |
7. | Павел | 27.01.2017г | АООП для детей с ЗПР |
8. | Владимир | 12.02.2016г | АООП для детей с ЗПР |
9. | Амир | 26.10.2016г | АООП для детей с ЗПР |
10. | Дамир | 09.06.2015г.р. | АООП для слабослышащих и позднооглохших детей |
11. | Иван | 14.03.2018г.р | АООП для детей с ЗПР |
12. | Даниел | 24.11.2015г | АООП дошкольного образования детей с ЗПР |
13. | Постникова Вера Александровна | 10.09.2019г | АООП для детей с ЗПР |
14. | Тарасов Евгений Сергеевич | 02.05.2016 г. | АООП дошкольного образования детей с ЗПР |
15. | Тихонова Варвара Денисовна | 29.12.2016 г.р. | АООП дошкольного образования детей с ЗПР |
Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:
11 детей – старшего возраста
4 детей среднего возраста
- 1 ребенок имеет заключение ПМПК, реализуются адаптированная основная образовательная программа для слабослышащих и позднооглохших детей
- 12 детей с заключением ПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития от 3 до 7 лет,
- 2 детей с заключением ПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с расстройством аутистического спектра,
В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:
1. Диагностическое;
2. Коррекционно-развивающее;
3. Аналитическое;
4. Консультативно - просветительское;
5. Организационно-методический
Для детей с задержкой психического развития:
Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений;
- Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
- Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
- Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
- Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
- Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
Для детей с расстройством аутистического спектра:
Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и, вызванных, им нарушений, стимуляция дальнейшего продвижения ребенка, посредством совершенствования приобретаемых, в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему, максимально возможному, его развитию, оказание практической помощи в освоении АООП с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
1.Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
2.Развитие познавательной активности;
3.Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
4.Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
5.Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Для детей слабослышащих и позднооглохших
Цель: Создание образовательной среды, обеспечивающей слабослышащим и позднооглохшим детям личностный рост с актуализацией и реализацией ими компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.
Задачи:
1. формировать общую культуру личности слабослышащих и позднооглохших детей, развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, активность, инициативность, самостоятельность и ответственность, преодоление пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;
2. обеспечивать компенсацию нарушений слуха, коррекцию вторичных нарушений, с освоением ребенком умений и навыков познания окружающего, формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия мира, с их реализацией в разных видах деятельности;
3. обеспечивать освоение слабослышащими и позднооглохшими детьми целостной картины мира с расширением знаний и формированием предметных причинно-следственных, родовых, логических связей;
4. формировать у слабослышащих и позднооглохших детей образ Я с развитием знаний и представлений о себе и окружающем мире, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;
5.обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей с учетом и удовлетворением ими особых образовательных потребностей;
6. обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слабослышащих и позднооглохших детей
В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая).
По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены
следующие нарушения:
- трудности восприятия образцов артикуляции
- бедность чувственной стороны речи
- нарушение координации и ориентировки в пространстве
- затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
- процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
- слуховое восприятие и удержание информации
- причинно-следственных отношений
- произвольное и непроизвольное внимание
- недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
- составление рассказа по сюжетной картинке
- затруднения в умении правильно держать ручку
По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы ),
Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками состояла из следующих направлений:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
- развитие слухового восприятия и формирование произношения;
- формирование ведущей деятельности возраста;
- развитие умственной деятельности.
- ознакомление с окружающим миром
- формирование элементарных математических представлений
- обучение грамоте
- формирование зрительного восприятия
- развитие ориентировки в пространстве
- развитие осязания и мелкой моторики
- формирование социально-бытовой ориентировки
Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:
- слухового восприятия и удержания информации;
- основных мыслительных операций;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
- обогащение словаря.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.
В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы , оценка его эффективности.
Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.
На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:
Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.
Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.
Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.
Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.
№ п/п | Ф.И ребенка | Дата рождения | Уровень интелл. развития на начало года | Уровень интелл. развития на конец года | Динамика | Примечание |
1 | Максим | 06.09.2016г | НСУ | С У | + | |
2 | Даниел | 24.11.2015г. | С У | В У | + | |
3 | Амангелди | 13.03.2019г | Н.СУ | СУ | + | |
4 | Евгений | 02.05.2016г | Н С | СУ | = | |
5 | Тихонова Варя | 29.12.2016 г.р. | Н СУ | НСУ | - | Часто отсутствовала, не большой спад в активности |
6 | Владимир | 12.02.2016г | НС | СУ | + | |
7 | Дамир | 09.06.2015г | НСУ | СУ | Есть незначит улучшения | Более усидчив внимателен |
8 | Павел | 27.01.2017г | СУ | СУ | + | |
9 | Иван | 14.03.2018г | НСУ | СУ | Есть улучшения | |
10 | Владимир | 09.09.2017г | НУ | НС | Очень небол изменения | |
11 | Семен | 03.10.2016г | НУ | НСУ | Есть незначит успехи | |
12 | Амир | 26.10.2016г | СУ | СУ | + | Переведен в конце года |
13 | Артур | 01.04.2018г | НСУ | НСУ | = | Часто болел |
14 | Вера | 10.09.2019г | НУ | НСУ | Есть незначительные улучшения | Проблемы с восприятием информации |
15 | Ангелина | 30.07.2016г | НУ | выбыла |
По результатам итоговой диагностики 7 детей показали положительную динамику развития, 4 детей показали незначительную динамику развития,2 детей без особых улучшений,2 детей ср.у развития Эффективность коррекционно-развивающей работы не достигнута у 2 детей - из - за не стабильного посещения детского сада. У детей заметна динамика благодаря выполнению всех заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Вывод: Многие дети показали незначительную динамику, что показывает необходимость изменения подхода к планированию коррекционно-развивающих занятий. Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.
Вывод: Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях вырабатывались рекомендации для родителей. Выражена необходимость в большем участии в родительских собраниях, для информирования родителей о специфики работы специалиста, для решения возникающих проблем у обучающихся.
В течение года мною была оформлена следующая документация:.
- Карта динамического развития ребенка.
- Список учащихся, зачисленных на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.
- Список групп.
- Расписание коррекционных занятий.
- Журнал посещаемости индивидуальных занятий
- Журнал консультаций для родителями
- Рабочие программы по коррекционной деятельности
- Индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.
- Календарно-тематическое планирование
Общий вывод: Цель и задачи, поставленные на 2022-2023 уч г, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым, для обучающихся, направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на подгруппы и индивидуальные занятия по ведущим нарушениям. Для детей были разработаны календарно-тематические планирования, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы, также были составлены индивидуально-образовательные маршруты на каждого ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Но, учитывая результаты итоговой диагностики, еще стоит необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми.
На следующий учебный год стоит цель: продолжение уже начатой коррекционно-развивающей работы с обучающимися, пересмотр и изменение используемых методик и приёмов работы. Пересмотреть организацию работы с родителями, продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Учитель – дефектолог
Павленко О.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет учителя-дефектолога
В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности: - даигностическое- коррекционно-развивающее- аналитическое - информационно-просветите...

Аналитический отчет учителя-дефектолога
В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности...

Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
В отчете представлен анализ деятельности по направлениямВ учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осу...

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.
Аналитический отчет учителя-дефектолога Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....
Аналитический отчет учителя - дефектолога
Аналитический отчет учителя - дефектолога...

Аналитический отчет учителя-дефектолога Степановой О .Ф за 2024– 2025 учебный год.
Аналитический отчет учителя-дефектолога Степановой О .Ф за 2024– 2025 учебный год....

