Родительякая компетентность как неотъемлимая составляющая коррекционно-образовательного процесса.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Актуальность и необходимость повышения уровня родительской
компетентности в вопросах образования, развития и воспитания детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста стали основой для написания данной статьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительякая компетентность как неотъемлимая составляющая коррекционно-образовательного процесса.
Родители сегодня нередко слышат о «задержке речевого развития» у своих детей. Этот диагноз вызывает у них настороженность, но не страх, поскольку они считают, что учитель-логопед легко справится с такой проблемой. Однако родители, не обладая достаточными знаниями, не осознают, что задержка речевого развития может негативно влиять на психическое развитие ребёнка.
Ситуация меняется, когда речь заходит о «задержке психического развития». В этом случае у родителей начинается паника, так как термин «психического» становится ключевым и вызывает у них тревогу.
Как же реагируют родители, когда специалист вместо ожидаемых занятий с логопедом рекомендует консультацию детского психиатра и занятия с дефектологом?
На основе практического опыта можно сделать вывод, что реакция родителей на информацию о возможных задержках в развитии у ребёнка различается. Одни принимают это к сведению и готовы работать над проблемой, а другие отрицают наличие каких-либо трудностей, приводя в пример достижения своего ребёнка в других областях: знание алфавита, умение считать, отличные музыкальные способности и т. д.
Это говорит о том, что многие родители не осведомлены о том, как должно проходить психическое развитие ребёнка в разном возрасте, и не знают, как создать оптимальные условия для его гармоничного развития. Не все понимают, что задержка психического развития — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Понятие «задержка» указывает на временный характер отставания, которое с возрастом может быть преодолено. Чем раньше будут созданы благоприятные условия для обучения и развития таких детей, тем больше шансов на успешную коррекцию.
Когда ребёнку ставят диагноз «задержка психического развития», это становится для его семьи серьёзным испытанием. Родители чувствуют растерянность и подавленность, их охватывает страх и недоумение, они сомневаются в правильности диагноза и задаются множеством вопросов. Всё потому, что у них нет специальных знаний о том, как должно происходить психическое развитие ребёнка.
Именно из-за отсутствия таких знаний у родителей у ребёнка могут возникнуть проблемы с адаптацией.
Знающий и ответственный родитель — это тот, кто хорошо информирован об образовании, развитии и воспитании своего ребёнка. Обладая знаниями о том, как меняется психика ребёнка с возрастом, он может вовремя заметить особенности в поведении, общении и играх своего малыша с другими детьми. Такой родитель не будет игнорировать проблему, а обратится за помощью к специалистам.
Родитель, который компетентен в вопросах воспитания своего ребёнка, не боится, что он плохо выполняет свои обязанности, и не переносит чувство страха и вины на ребёнка. Такой человек трезво оценивает условия, в которых растёт его ребёнок, и старается их изменить. Он понимает, что если один подход не работает, нужно пробовать другой. Заинтересованный в воспитании родитель осознаёт, что для того, чтобы изменить развитие ребёнка в лучшую сторону, нужно меняться самому: искать новые методы, пробовать и учиться.
Учитель-дефектолог — один из ключевых специалистов в процессе коррекционного образования. В его обязанности входит помощь родителям в понимании состояния их ребёнка, а также в принятии его особенностей.
Педагог, обладающий необходимыми навыками и умениями в области взаимодействия с семьями своих воспитанников, может доступно и кратко объяснить родителям, что дети с задержкой психического развития способны учиться, и при правильно организованной коррекционной работе их развитие улучшается.
Учитель-дефектолог должен не только обеспечивать согласованность действий всех участников коррекционного процесса, но и повышать педагогическую компетентность родителей. Это необходимо для того, чтобы у них появился интерес к содержанию коррекционно-развивающей работы и к формам и методам сотрудничества с педагогами.
Один из важнейших этапов работы с семьёй — это установление доверительных отношений с родителями. Тесный контакт с каждым родителем позволяет педагогу определить актуальные проблемы семьи, повысить уровень педагогических знаний родителей и создать благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка. Кроме того, это помогает родителям осознать важность своей роли в коррекционно-образовательном процессе.
Есть разные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания, тематические консультации, «Круглый стол», конференции, семинары-практикумы, мастер-классы, праздники, развлечения, спортивные соревнования, дни открытых дверей. Благодаря им родители могут лучше понять специфику коррекционной работы, обсудить волнующие их вопросы, получить профессиональный совет специалиста, сблизиться с педагогами и другими родителями, поделиться успехами в обучении и воспитании ребёнка, обменяться опытом.
Взаимодействие с родителями можно сделать более быстрым и доступным с помощью интернет-ресурсов: электронной почты, онлайн-консультаций, странички педагога на сайте дошкольного учреждения и так далее. Это помогает обмениваться информацией, повышать компетентность и уровень образования родителей.
Среди традиционных средств передачи информации по-прежнему популярны наглядные: уголки с «Советами учителя-дефектолога», передвижные стенды, памятки, пособия. С их помощью можно узнать об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Эффективны и индивидуальные формы работы: анкетирование, тестирование, собеседование, консультирование, беседа. Они позволяют лучше понять проблемы семьи и оказать своевременную помощь.
Значительный эффект дают индивидуальные занятия с ребёнком в присутствии одного из родителей. На таких занятиях создаются условия, которые позволяют родителям объективно оценить успехи своего малыша. Кроме того, взрослые учатся элементам коррекционно-развивающей работы, которую они могут проводить с детьми в домашних условиях.
Для того чтобы развитие ребёнка было благоприятным, необходимо вовремя выявить проблему и оказать комплексную коррекционную помощь. Это могут сделать квалифицированный специалист и компетентный родитель при условии активного сотрудничества обеих сторон.
Список литературы
1. Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-
терминологическая проблема [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.
2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель, 2012.
3. Крушная Н.А. Организация и содержание групповой работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов - специальных психологов, педагогов-психологов - Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ-компетентность педагога важная составляющая его профессионализма
Для повышения качества дошкольного образования в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий сферы образования фундаментальное значение приобретает проце...

Консультация для воспитателей " ИКТ - компетентность педагога - важная составляющая его профессионализма"
Консультация для воспитателей ДОУ разработана с целью разъяснения важности и необходимости использования ИКТ- технологий в работе....
Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».
laquo;Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи....
Песочная терапия, как практический инструмент повышения компетентности родителей в сфере построения развивающих отношений и повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с ТНР.
Аннотация. В докладе рассматриваются вопросы повышения компетентности родителей детей с ТНР, посредством применении песочной терапии. Применение игр с песком в совместной работе с ...

Родительякая компетентность как неотъемлимая составляющая коррекционно-образовательного процесса.
Родители сегодня нередко слышат о «задержке речевого развития» у своих детей. Этот диагноз вызывает у них настороженность, но не страх, поскольку они считают, что учитель-лого...
