Авторская разработка: Дидактическая игра "Логопедическая меморина".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Жукова Юлия Александровна

Актуальность авторской разработки обоснована  необходимостью целенаправленного формирования комплексных нарушений компонентов речевой системы, расширения кругозора и социально­коммуникативного развития дошкольников, формирования самостоятельности и инициативности. Представленное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста с 3-х лет, и бесспорно имеет практическую ценность в применении игровых упражнений, развивающих все компоненты речевой системы, познавательные процессы, а также формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками, нормализует эмоционально-волевую сферу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы-разработчики:

Жукова Юлия Александровна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Кацюба Ирина Анатольевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

                               МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 163»

 Речь является одной из главных высших психических функций развития ребенка. Целенаправленное формирование всех компонентов речевой системы, имеет важнейшее значение в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, более того, количество детей с разными речевыми нарушениями продолжает увеличиваться с каждым годом, и как правило отмечаются комплексные нарушения речевых компонентов. Очень важно помочь детям как можно успешнее преодолеть все эти нарушения.

Игра - основное занятие детей, их ведущая деятельность. Как правило, в игре всё сложное становится доступным. Дидактическая игра «Логопедическая меморина» разработана нами  с целью закрепления навыков по формированию всех компонентов речевой деятельности у детей дошкольного возраста с  3-х лет.

Многолетняя практика применения данной игры с детьми дошкольного возраста на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях показала положительные результаты по автоматизации поставленных звуков, формированию грамматических категорий, развитию словарного запаса, слоговой структуры, связной речи.

При играх в паре у детей выстраивается диалог, появляется мотивация к речевому самоконтролю, развивается усидчивость, внимание, память, мышление, формируется инициативность и самостоятельность, умение добиться желаемого результата, пробуждаются организаторские способности. Неоднократно наблюдая за детьми во время игры в парах, был сделан вывод - дети могут контролировать не только свою речь, но и речь партнера по игре, фантазировать и придумывать новые варианты игр.

Ежегодное проведение мастер-классов по применению дидактической игры «Логопедическая меморина» нашло множество положительных отзывов и эмоций от воспитателей не только коррекционных, но и общеразвивающих групп, а также родителей воспитанников, которые являются участниками образовательного процесса для закрепления речевых навыков полученных в ДОО

Структура дидактической игры «Логопедическая меморина»

Блок № 1.

Игры, направленные на автоматизацию и самоконтроль формируемых звуков. 

К каждому звуку прилагаются аннотации, где отображаются методические рекомендации и ход основной игры с целью автоматизации и самоконтроля формируемых звуков. В дальнейшем ребенку предлагаются и другие варианты простых и сложных игр, которые направлены на произносительные навыки, словарный запас, грамматические категории, связную речь, развивают внимание, память, мышление, тренируют пространственные ориентиры.

  • Свистящие звуки (возраст 3+):

Звук [С]

Звук [С`]

Звук [З]

Звук [З`]

Звук [Ц]

  • Шипящие звуки (возраст 4+):

Звук [Ш]

Звук [Ж]

Звук [Ч]

Звук [Щ]

  • Сонорные звуки (возраст 5+):

Звук [Л]

Звук [Л`]

Звук [Р]

Звук [Р`]

Звук [j]

Блок № 2.

Игры, направленные на расширение и обогащение словаря.

К каждой теме прилагаются аннотации, где отображаются методические рекомендации и ход основной игры с целью формирования и обогащения словарного запаса. В дальнейшем ребенку предлагаются и другие варианты простых и сложных игр, которые направлены на произносительные навыки, грамматические категории, связную речь, развивают внимание, память, мышление, тренируют пространственные ориентиры.

  • Игрушки
  • Овощи
  • Фрукты
  • Ягоды, грибы
  • Деревья и кустарники
  • Домашние и дикие животные и их детеныши
  • Животные жарких стран
  • Животные и птицы арктики
  • Зимующие птицы
  • Перелетные птицы
  • Мебель
  • Посуда
  • Продукты питания
  • Профессии
  • Морские животные
  • Рыбы
  • Транспорт
  • Насекомые

И многие другие темы

Блок № 3.

Игры, направленные на словообразование и словоизменение.

К каждой теме прилагаются аннотации, где отображаются методические рекомендации и ход основной игры с целью отработки навыков словообразования и словоизменения. В дальнейшем ребенку предлагаются и другие варианты простых и сложных игр, которые направлены на произносительные навыки, словарный запас, грамматические категории, связную речь, развивают внимание, память, мышление, тренируют пространственные ориентиры.

  • «Что из чего и какое?» – образование относительных прилагательных.
  • «Чей хвост и чья голова?» - образование притяжательных прилагательных.
  • «Наоборот» - образование антонимов.
  • Предмет и цвет – категории рода прилагательных.
  • «Где находится предмет?» - предложно-падежные конструкции.

Блок № 4.

Иры, направленные на формирование связной речи.

К каждой теме прилагаются аннотации, где отображаются методические рекомендации и ход основной игры с целью отработки навыков составления предложений простых и сложных конструкций. В дальнейшем ребенку предлагаются и другие варианты простых и сложных игр, которые направлены на умение анализировать предложения, соотносить их с предложенными схемами, развивают внимание, память, мышление, тренируют пространственные ориентиры.

  • Приметы весны
  • Приметы зимы
  • Приметы осени
  • Приметы осени
  • Правила поведения весной
  • Правила поведения зимой
  • Правила поведения осенью
  • Правила поведения летом
  • Зимние забавы

Таким образом, разработанная нами, структура дидактической игры «Логопедическая меморина» позволила нам создать картотеку игр и полноценно применять её в своей логопедической практике, решая множество коррекционных задач по формированию правильной речи у дошкольников.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\i.jpeg

дятел

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\img10.jpg

сорока

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\6fc6795ecff37fa1ffb99c9d0a859fff4869f8c6.png

глухарь

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\img8.jpg

синица

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\waxwing_1200x675.jpg

свиристель

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\kisspng-carrion-crow-bird-rook-image-raven-halloween-fantomes-5bab880746e452.6776015315379681352904.jpg

ворона

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\kisspng-house-sparrow-bird-botad-pine-sparrow-5b38c8183d9ff3.8562628315304478962524.jpg

воробей

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\kisspng-barn-owl-bird-columbidae-owl-5ac199b85d51c7.4777613715226372403823.jpg

сова

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\го.jpeg

голубь

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\Foto_pticy_popolzen_1_24124324.jpg

поползень

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\img4.jpg

клёст

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\istockphoto-510948118-612x612.jpg

галка

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\000000.jpeg

щегол

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\KMO_085553_04910_1_t218_193041.jpg

чиж

Чьё крыло? C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\i.jpeg

C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\4b882add.jpgЧей клюв?

Чьё гнездо? C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\kisspng-visual-arts-drawing-clip-art-5b2e392427e059.4731589315297559401633.jpg

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Игра состоит из 15 парных карточек одинакового размера с картинками, на которых изображены взрослые особи и детёныши домашних и диких животных. Количество игроков от 2-х до 4-х. Карточки разрезают, перемешивают и раскладывают на поверхности вниз картинкой, например так:

Игроки, соблюдая очерёдность, открывают (переворачивают) по две картинки, произносят название животного или детёныша. Если картинки не парные, то их закрывают (переворачивают) не меняя прежнего местоположения и ход переходит к другому игроку. Если картинки парные, то игрок забирает их себе, получая право на следующий (дополнительный ход). Выигрывает тот, у кого оказалось больше парных карточек.

Варианты игр с парными карточками.

(по теме: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»)

Сыграв в меморину, у игроков имеется определённое количество парных картинок. Обычно начинает другие игры тот, у которого таких картинок больше.

  • Игра «Вопросики». Игроки придумывают свои вопросики по очереди. Например «Катя, ты думаешь о ком? (чём?)» - о вороне, о синице, и т.д. Вопросы могут быть приблизительно такими: «...рисуешь кого? (что?)», «...любуешься кем? (чем?)», и т.д.

Более сложный вариант, это использование множественного числа (проговаривание картинок с числительным «два») - о двух воронах, о двух синицах, и.т.д.

  • Игра «1, 2 и 5» Например: одна ворона, две вороны и пять ворон, и.т.д
  • Игра «Загадай картинку».

 Берём по одной карточке из пары и раскладываем их вверх картинками, например так:

     Далее загадываем картинки, используя предлоги и слова для

     ориентировки на листе бумаги: между, над, под, слева от ...,

     справа от ..., в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, и т.д.

     Образец: Я загадал(а) картинку, которая находится между воробьём и голубем и т.д.

     Более сложный вариант, когда ребёнок загадывает картинку взрослому, используя  

     предыдущий речевой образец для понимания, а также предлоги и слова для  

     ориентировки на листе бумаги: между, над, под, слева от ..., справа от ..., в правом

     нижнем углу, в левом верхнем углу, и т.д.

  • Игра «Запомни, назови». Берём по одной карточке из пары и раскладываем их вверх картинками, например так:

Далее игроки по очереди переворачивают карточки, называя картинки (каждый со своего края). Затем указывают пальцем на любую карточку и составляют диалог, например: «Катя, какая это картинка?». Игрок (Катя) называет предполагаемую картинку и переворачивает карточку. Если картинка угадана, то карточка остаётся на месте. Если картинка не угадана, то карточка переворачивается снова. Затем игрок, которому задавали вопрос (Катя), задаёт аналогичный вопрос партнёру по игре.

Играйте! Фантазируйте! Придумывайте новые варианты игр!

Авторы-разработчики:

Жукова Юлия Александровна учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ МО «Детский сад №163» город Краснодар lukochkka1976@mail.ru

Кацюба Ирина Анатольевна учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ МО «Детский сад № 163» город Краснодар kacyuba.irina@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Дидактическая игра "Веселые гномики"

Разработанная мною дидактическая игра «Веселые гномики» для дошкольников дает детям знания в форме, связанной с их жизненными интересами. Дети сами стремятся получить эти знания, так как игра имеет св...

Авторская разработка дидактический двусторонний коврик "Хочу все знать"

Ход игрыНа столе карточки с рисунками деревьев лиственных и хвойных. Воспитатель называет дерево или загадывает загадку о нём. Ребенок находит это дерево. Ставит в верхний кармашек. Другие дети по оче...

Авторская разработка дидактической игры“Баш киемен милли орнамент белән бизә»

Данную игру можно использовать как во время организованной образовательной деятельности, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Игру можно использовать с д...

Авторская разработка. Дидактическая игра "Времена года".

В данном материале описывается дидактическая игра "Времена года", которую я создала для детей своей группы. Мне было интересно придумать для детей что-то новое, и я вижу, что ребятам понрави...

Авторская разработка дидактическая игра "Профессии"

Знакомить детей с профессиями в детском саду начинаем с младшего возраста. Чтобы  было интереснее и боступнее освоить новый материал, я разработала игру  "Профессии". Ставила перед...

Мои авторские разработки. Дидактическая игра "Противоположности" (Круги Луллия)

Для совнршенствования речевой активности дошкольников, развития речевого творчества и создания  мотивации общения детей с взрослыми и со сверстниками мною был использован игровой метод - технолог...

Авторская разработка "Дидактическое пособие "Бизиборд""

Занимаясь с бизибордом, у детей развивается мелкая моторика, координация движения, внимание, усидчивость, цветовосприятие, воображение, память. Развитие навыков мелкой моторики является важным еще и п...