МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛОГОПЕДИИ «Коррекция просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Попова Светлана Михайловна
 
Методическая разработка посвящена коррекции просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. В работе рассмотрены ключевые нарушения просодики (темп, ритм, интонация, мелодика, паузация), предложены диагностические методы и система коррекционных упражнений с учетом особенностей дизартрии. Акцент сделан на игровые и логоритмические приемы, дыхательно-голосовые тренировки, а также взаимодействие логопеда, родителей и педагогов. Разработка предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ.  
 
Ключевые слова: дизартрия, просодика, коррекция речи, дошкольники, интонация, логоритмика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx764.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска»

(МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска»)

ул. Татищева, д. 260, г. Челябинск, 454003,e-mail: dsnewton@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛОГОПЕДИИ

«Коррекция просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией»

Автор: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Попова Светлана Михайловна

Челябинск, 2025


Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

Теоретическая часть………………………………………………………………...4

Практическая часть………………………………………………………………….7

Использованная литература……………………………………………………….12

Приложения………………………………………………………………………...13

Приложение 1. Карточки с эмоциями для интонационных упражнений………13
Приложение 2. Схемы ритмических паттернов………………………………….14
Приложение 3. Игры с жестовым подкреплением……………………………….15


Введение

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы. Распространенными нарушениями речи детей дошкольного возраста является стертая дизартрия.

Актуальность:
Нарушения просодической стороны речи (интонации, темп, ритм, мелодика, паузация) у дошкольников с дизартрией приводят к снижению разборчивости речи, коммуникативным трудностям и проблемам в социальной адаптации. Данная методическая разработка направлена систематизацию эффективных приемов коррекции просодики с учетом особенностей дизартрии.  

Научно-теоретическое обоснование:
Методическая разработка опирается на исследования:
- нейрофизиологических механизмов дизартрии (Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина);
- формирования просодики в онтогенезе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова);
- современных технологий коррекции (логоритмика, биоэнергопластика, кинезиотерапия).

Цель разработки:
Предоставить педагогам-логопедам и воспитателям ДОУ практический инструментарий для формирования выразительной, ритмически организованной речи у детей с дизартрией.
        Целевая группа:
- Учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп, студенты, дефектологических специальностей, родители детей с речевыми нарушениями.


1. Теоретическая часть

1. Понятие просодики и ее значение в речи

Просодика – это совокупность ритмико-интонационных характеристик речи, включающих: темп (скорость речи), ритм (чередование ударных и безударных слогов), мелодику (изменение высоты тона), логическое ударение (акцентирование смысловых элементов), паузирование (правильное деление речи на смысловые отрезки), тембр (эмоциональная окраска голоса).  

У детей с дизартрией страдает не только звукопроизношение, но и просодический компонент. Это проявляется в:  

- монотонности, невыразительности речи,  

- нарушении темпа (ускоренная или замедленная речь),  

- нечетком ритме,  

- слабой модуляции голоса,  

- неправильном использовании пауз и ударений.  

2. Особенности просодики у дошкольников с дизартрией

У детей с дизартрией наблюдаются:  

- дыхательные нарушения (поверхностное, неритмичное дыхание, слабый выдох);

- голосовые расстройства (тихий, хриплый, назализованный голос);  

- нарушения темпо-ритмической организации (скандированная речь, отсутствие плавности);  

- снижение интонационной выразительности (ребенок не использует вопросительные, восклицательные интонации).  

Эти нарушения затрудняют коммуникацию, снижают разборчивость речи и могут влиять на формирование письменной речи в дальнейшем.  

3. Основные направления коррекции просодики

Коррекционная работа включает несколько этапов:  

3.1. Развитие речевого дыхания

- Упражнения на формирование длительного, плавного выдоха.

- Дифференциация носового и ротового выдоха (при гиперназализации).  

- Сочетание дыхания с голосовыми упражнениями.

3.2. Развитие голосовых возможностей

- Упражнения на силу голоса.

- Работа с высотой тона.  

- Тренировка модуляций голоса.  

3.3. Формирование ритмико-интонационной структуры речи

- Отхлопывание ритмов.

- Чтение стихов с соблюдением ударений и пауз.  

- Инсценировки, диалоги с разными интонациями.  

3.4. Нормализация темпа речи

- Упражнения на замедление/ускорение речи (проговаривание скороговорок в разном темпе).  

- Использование метронома или тактильных ритмических сигналов.  

3.5. Автоматизация навыков в спонтанной речи

- Элементы логоритмики (движения под ритм, пение).  

- Театрализованные игры, чтение по ролям.  

4. Методы и приемы коррекции

- Логоритмика (сочетание речи, движения и музыки).  

- Мелодекламация (ритмичное произнесение текста под музыку).  

- Игровые технологии (имитационные игры, ролевые диалоги).  

- Компьютерные программы (визуализация интонации, программы типа «Видимая речь»).  

Коррекция просодики у детей с дизартрией требует комплексного подхода, включающего работу над дыханием, голосом, темпом, ритмом и интонацией. Важно сочетать логопедические упражнения с музыкально-ритмическими занятиями и игровыми методами для достижения максимального эффекта.  

Результатом успешной коррекции становится выразительная, четкая и эмоционально окрашенная речь, что способствует улучшению коммуникативных возможностей ребенка.



2. Практическая часть

Этапность:

  • Демонстрация жеста логопедом.
  • Совместное выполнение.
  • Самостоятельное воспроизведение.

Жестовое подкрепение в коррекции просодики
Принципы:
- Каждый просодический элемент связывается с конкретным жестом (кинестетическая опора).
- Жесты должны быть: естественными, интуитивно понятными и эмоционально окрашенными.
- Постепенное сокращение жестовой поддержки по мере автоматизации навыка.
Важно! Жесты не должны отвлекать от речи – их цель «подчеркнуть» интонацию, а не заменить ее.

2.1. Дыхание

2.1.1. Дыхательная гимнастика
Цель: Увеличение объема дыхания, контроль за плавностью выдоха.
- "Обними себя" (вдох носом с разведением рук, выдох ртом со звуком [с], [ш]).
- "Футбол" (дутье на ватный шарик с длительным выдохом).
- "Понюхай цветок" (глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот).
2.1.2. Дыхательная гимнастика+жесты

Упражнение

Жест

Инструкция

«Шарик»

Руки округляются перед грудью → медленно разводятся в стороны на выдохе.

«Вдыхаем носом, надуваем шарик… Выдыхаем – сдуваем!»

«Свеча»

Ладони вместе → плавное расхождение в стороны (имитация пламени).

«Дуем на свечу, чтобы не погасла!»

2. 2. Голос

2.2.1. Голосовые упражнения
Цель: Профилактика назализации, развитие силы и модуляций голоса.
- "Эхо":
- Логопед: громко – "АУ!" → Ребенок: тихо – "ау…".
- Логопед: высоко – "Мишка!" → Ребенок: низко – "мишка…".
- "Сирена" – плавное скольжение голосом от низкого к высокому тону на звуке [а].
- "Звуковая дорожка" – пропевание гласных с разной интонацией (удивление, радость, вопрос).
2.2.2. Голосовые упражнения +жесты

Упражнение

Жест

Инструкция

«Громко-тихо»

Рука у уха («прислушиваемся») → резкое отведение руки в сторону на громком звуке.

«Шепчем [ш]… А теперь КРИЧИМ!»

«Высота звука»

Рука движется снизу вверх (низкий звук → высокий)

«Тянем звук [а] от земли до солнца!»


2.3. Работа над темпом и ритмом

2.3.1. Темп и ритм
Цель: Преодоление скандированности, регуляция скорости речи.
- Отстукивание ритма ладонями по таблице:
СЛО – ВО (_∕ _)
СО – БА – КА (_ _∕ _)
- Проговаривание под метроном (начинать с медленного темпа, постепенно ускоряясь).
- Игра "Светофор":
- Красный свет – говорим медленно.
- Зеленый – ускоряемся (без искажений!).

2.3.2. Темп и ритм + жесты

Упражнение

Жест

Инструкция

«Барабан»

Отстукивание ритма ладонями по столу → повторение слогов.

«Повторяем: ТА-та-та»

«Метроном»

Плавные взмахи рукой в такт (влево-вправо).

«Говорим только на взмахе вправо!»


2.4. Интонационная выразительность

2.4.1. Интонация
Цель: Преодоление монотонности.
- "Живые предложения" – произнесение фразы с разными эмоциями:
> "Ура, мы идем в зоопарк!" (радость)
> "Ой, я разлил сок…" (огорчение)
- Диалоги с восклицаниями и вопросами:
> — Ты видел слона? (вопрос)
> — Да, он огромный! (восклицание)
- Сказка "Теремок" с ролевым распределением интонаций (мышка – тонкий голос, медведь – грубый).
2.4.2. Интонация + жесты

Эмоция/Интонация

Жест

Пример фразы

«Радость»

Руки вверх, улыбка

 «У меня получилось!»

«Вопрос»

Пожимание плечами, брови вверх.

«Где мой карандаш?»

«Удивление»

Ладони на щеках, глаза широко.

«Ой, кто это пришел?»

«Грусть»

Руки опущены, голова наклонена.

«Мой шарик лопнул…»

2.5. Логоритмика
2.5.1. Логоритмические упражнения

Цель: Синхронизация речи с движением.
Маршировка с проговариванием:
> "Раз-два, шагаю я,
> Три-четыре, петь люблю!"
- Игра "Замри" – движение под музыку, при остановке – произнесение слова с нужной интонацией.
2.5. Логоритмические упражнерия с жестами
- "Дождик":
- Легкое постукивание пальцами по столу (капли) → шепот: «Кап-кап».
- Широкие волнообразные движения руками (ливень) → громко: «Дождь идет!».
- "Большие и маленькие":
- Руки над головой (большой медведь) → низкий голос: «Я – МЕДВЕДЬ!».
- Пальцы в кулачок (мышка) → тонкий голос: «Я – мышка!».

3. Индивидуальный подход
- При спастичности – акцент на расслабляющие упражнения (массаж, зевки, шепотная речь).
- При гипокинезии – активная артикуляционная гимнастика + голосовые нагрузки.
- При гиперсаливации – предварительный массаж лица и жевательных мышц.

4. Оценка эффективности
Критерии динамики:
- Увеличение длины выдоха (с 3 до 7 сек).
- Появление модуляций голоса.
- Умение выделять логическое ударение в фразе.
- Снижение монотонности в спонтанной речи.


Использованная литература:

  1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с. [текст].
  2.  Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. – 319 с [текст].
  3. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с [текст].
  4. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 191 с. [текст].



Приложение 1.

Карточки с эмоциями для интонационных упражнений.

Picture background


Приложение 2.

Схемы ритмических паттернов

Picture background

Приложение 3. Игры с жестовым подкреплением


1. "Угадай эмоцию":
- Логопед показывает жест → ребенок угадывает интонацию и повторяет фразу.
2. "Зеркало":
- Дети копируют жесты и речь ведущего (например: «Я радуюсь!» + прыжок).
3. "Театр рук":
- Инсценировка стихов с жестами (например, «Мишка косолапый» с имитацией походки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Методическая разработка по теме: «Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игр и упражнений направлена на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе данных  материалов позволит учителю-логопеду организовать...