МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛОГОПЕДИИ «Коррекция просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 764.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска»
(МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска»)
ул. Татищева, д. 260, г. Челябинск, 454003,e-mail: dsnewton@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛОГОПЕДИИ
«Коррекция просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией»
Автор: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Попова Светлана Михайловна
Челябинск, 2025
СодержаниеВведение……………………………………………………………………………..2
Теоретическая часть………………………………………………………………...4
Практическая часть………………………………………………………………….7
Использованная литература……………………………………………………….12
Приложения………………………………………………………………………...13
Приложение 1. Карточки с эмоциями для интонационных упражнений………13
Приложение 2. Схемы ритмических паттернов………………………………….14
Приложение 3. Игры с жестовым подкреплением……………………………….15
Введение
В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы. Распространенными нарушениями речи детей дошкольного возраста является стертая дизартрия.
Актуальность:
Нарушения просодической стороны речи (интонации, темп, ритм, мелодика, паузация) у дошкольников с дизартрией приводят к снижению разборчивости речи, коммуникативным трудностям и проблемам в социальной адаптации. Данная методическая разработка направлена систематизацию эффективных приемов коррекции просодики с учетом особенностей дизартрии.
Научно-теоретическое обоснование:
Методическая разработка опирается на исследования:
- нейрофизиологических механизмов дизартрии (Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина);
- формирования просодики в онтогенезе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова);
- современных технологий коррекции (логоритмика, биоэнергопластика, кинезиотерапия).
Цель разработки:
Предоставить педагогам-логопедам и воспитателям ДОУ практический инструментарий для формирования выразительной, ритмически организованной речи у детей с дизартрией.
Целевая группа:
- Учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп, студенты, дефектологических специальностей, родители детей с речевыми нарушениями.
1. Теоретическая часть
1. Понятие просодики и ее значение в речи
Просодика – это совокупность ритмико-интонационных характеристик речи, включающих: темп (скорость речи), ритм (чередование ударных и безударных слогов), мелодику (изменение высоты тона), логическое ударение (акцентирование смысловых элементов), паузирование (правильное деление речи на смысловые отрезки), тембр (эмоциональная окраска голоса).
У детей с дизартрией страдает не только звукопроизношение, но и просодический компонент. Это проявляется в:
- монотонности, невыразительности речи,
- нарушении темпа (ускоренная или замедленная речь),
- нечетком ритме,
- слабой модуляции голоса,
- неправильном использовании пауз и ударений.
2. Особенности просодики у дошкольников с дизартрией
У детей с дизартрией наблюдаются:
- дыхательные нарушения (поверхностное, неритмичное дыхание, слабый выдох);
- голосовые расстройства (тихий, хриплый, назализованный голос);
- нарушения темпо-ритмической организации (скандированная речь, отсутствие плавности);
- снижение интонационной выразительности (ребенок не использует вопросительные, восклицательные интонации).
Эти нарушения затрудняют коммуникацию, снижают разборчивость речи и могут влиять на формирование письменной речи в дальнейшем.
3. Основные направления коррекции просодики
Коррекционная работа включает несколько этапов:
3.1. Развитие речевого дыхания
- Упражнения на формирование длительного, плавного выдоха.
- Дифференциация носового и ротового выдоха (при гиперназализации).
- Сочетание дыхания с голосовыми упражнениями.
3.2. Развитие голосовых возможностей
- Упражнения на силу голоса.
- Работа с высотой тона.
- Тренировка модуляций голоса.
3.3. Формирование ритмико-интонационной структуры речи
- Отхлопывание ритмов.
- Чтение стихов с соблюдением ударений и пауз.
- Инсценировки, диалоги с разными интонациями.
3.4. Нормализация темпа речи
- Упражнения на замедление/ускорение речи (проговаривание скороговорок в разном темпе).
- Использование метронома или тактильных ритмических сигналов.
3.5. Автоматизация навыков в спонтанной речи
- Элементы логоритмики (движения под ритм, пение).
- Театрализованные игры, чтение по ролям.
4. Методы и приемы коррекции
- Логоритмика (сочетание речи, движения и музыки).
- Мелодекламация (ритмичное произнесение текста под музыку).
- Игровые технологии (имитационные игры, ролевые диалоги).
- Компьютерные программы (визуализация интонации, программы типа «Видимая речь»).
Коррекция просодики у детей с дизартрией требует комплексного подхода, включающего работу над дыханием, голосом, темпом, ритмом и интонацией. Важно сочетать логопедические упражнения с музыкально-ритмическими занятиями и игровыми методами для достижения максимального эффекта.
Результатом успешной коррекции становится выразительная, четкая и эмоционально окрашенная речь, что способствует улучшению коммуникативных возможностей ребенка.
2. Практическая часть
Этапность:
- Демонстрация жеста логопедом.
- Совместное выполнение.
- Самостоятельное воспроизведение.
Жестовое подкрепение в коррекции просодики
Принципы:
- Каждый просодический элемент связывается с конкретным жестом (кинестетическая опора).
- Жесты должны быть: естественными, интуитивно понятными и эмоционально окрашенными.
- Постепенное сокращение жестовой поддержки по мере автоматизации навыка.
Важно! Жесты не должны отвлекать от речи – их цель «подчеркнуть» интонацию, а не заменить ее.
2.1. Дыхание
2.1.1. Дыхательная гимнастика
Цель: Увеличение объема дыхания, контроль за плавностью выдоха.
- "Обними себя" (вдох носом с разведением рук, выдох ртом со звуком [с], [ш]).
- "Футбол" (дутье на ватный шарик с длительным выдохом).
- "Понюхай цветок" (глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот).
2.1.2. Дыхательная гимнастика+жесты
Упражнение | Жест | Инструкция |
«Шарик» | Руки округляются перед грудью → медленно разводятся в стороны на выдохе. | «Вдыхаем носом, надуваем шарик… Выдыхаем – сдуваем!» |
«Свеча» | Ладони вместе → плавное расхождение в стороны (имитация пламени). | «Дуем на свечу, чтобы не погасла!» |
2. 2. Голос
2.2.1. Голосовые упражнения
Цель: Профилактика назализации, развитие силы и модуляций голоса.
- "Эхо":
- Логопед: громко – "АУ!" → Ребенок: тихо – "ау…".
- Логопед: высоко – "Мишка!" → Ребенок: низко – "мишка…".
- "Сирена" – плавное скольжение голосом от низкого к высокому тону на звуке [а].
- "Звуковая дорожка" – пропевание гласных с разной интонацией (удивление, радость, вопрос).
2.2.2. Голосовые упражнения +жесты
Упражнение | Жест | Инструкция |
«Громко-тихо» | Рука у уха («прислушиваемся») → резкое отведение руки в сторону на громком звуке. | «Шепчем [ш]… А теперь КРИЧИМ!» |
«Высота звука» | Рука движется снизу вверх (низкий звук → высокий) | «Тянем звук [а] от земли до солнца!» |
2.3. Работа над темпом и ритмом
2.3.1. Темп и ритм
Цель: Преодоление скандированности, регуляция скорости речи.
- Отстукивание ритма ладонями по таблице:
СЛО – ВО (_∕ _)
СО – БА – КА (_ _∕ _)
- Проговаривание под метроном (начинать с медленного темпа, постепенно ускоряясь).
- Игра "Светофор":
- Красный свет – говорим медленно.
- Зеленый – ускоряемся (без искажений!).
2.3.2. Темп и ритм + жесты
Упражнение | Жест | Инструкция |
«Барабан» | Отстукивание ритма ладонями по столу → повторение слогов. | «Повторяем: ТА-та-та» |
«Метроном» | Плавные взмахи рукой в такт (влево-вправо). | «Говорим только на взмахе вправо!» |
2.4. Интонационная выразительность
2.4.1. Интонация
Цель: Преодоление монотонности.
- "Живые предложения" – произнесение фразы с разными эмоциями:
> "Ура, мы идем в зоопарк!" (радость)
> "Ой, я разлил сок…" (огорчение)
- Диалоги с восклицаниями и вопросами:
> — Ты видел слона? (вопрос)
> — Да, он огромный! (восклицание)
- Сказка "Теремок" с ролевым распределением интонаций (мышка – тонкий голос, медведь – грубый).
2.4.2. Интонация + жесты
Эмоция/Интонация | Жест | Пример фразы |
«Радость» | Руки вверх, улыбка | «У меня получилось!» |
«Вопрос» | Пожимание плечами, брови вверх. | «Где мой карандаш?» |
«Удивление» | Ладони на щеках, глаза широко. | «Ой, кто это пришел?» |
«Грусть» | Руки опущены, голова наклонена. | «Мой шарик лопнул…» |
2.5. Логоритмика
2.5.1. Логоритмические упражнения
Цель: Синхронизация речи с движением.
Маршировка с проговариванием:
> "Раз-два, шагаю я,
> Три-четыре, петь люблю!"
- Игра "Замри" – движение под музыку, при остановке – произнесение слова с нужной интонацией.
2.5. Логоритмические упражнерия с жестами
- "Дождик":
- Легкое постукивание пальцами по столу (капли) → шепот: «Кап-кап».
- Широкие волнообразные движения руками (ливень) → громко: «Дождь идет!».
- "Большие и маленькие":
- Руки над головой (большой медведь) → низкий голос: «Я – МЕДВЕДЬ!».
- Пальцы в кулачок (мышка) → тонкий голос: «Я – мышка!».
3. Индивидуальный подход
- При спастичности – акцент на расслабляющие упражнения (массаж, зевки, шепотная речь).
- При гипокинезии – активная артикуляционная гимнастика + голосовые нагрузки.
- При гиперсаливации – предварительный массаж лица и жевательных мышц.
4. Оценка эффективности
Критерии динамики:
- Увеличение длины выдоха (с 3 до 7 сек).
- Появление модуляций голоса.
- Умение выделять логическое ударение в фразе.
- Снижение монотонности в спонтанной речи.
Использованная литература:
- Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с. [текст].
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. – 319 с [текст].
- Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с [текст].
- Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 191 с. [текст].
Приложение 1.
Карточки с эмоциями для интонационных упражнений.
Приложение 2.
Схемы ритмических паттернов
Приложение 3. Игры с жестовым подкреплением
1. "Угадай эмоцию":
- Логопед показывает жест → ребенок угадывает интонацию и повторяет фразу.
2. "Зеркало":
- Дети копируют жесты и речь ведущего (например: «Я радуюсь!» + прыжок).
3. "Театр рук":
- Инсценировка стихов с жестами (например, «Мишка косолапый» с имитацией походки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Методическая разработка по теме: «Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»
Картотека игр и упражнений направлена на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе данных материалов позволит учителю-логопеду организовать...

Использование музыкальных распевок, дыхательной гимнастики для развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей для старшей группы...


