Использование музыкальных распевок, дыхательной гимнастики для развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 15.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование музыкальных распевок, дыхательной гимнастики для развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста. Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является проблема нарушения речи, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Речь детей часто неразборчива, что обусловлено расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же, страдает просодическая сторона речи, которая включает в себя ряд элементов: интонацию, тембр, дикцию, паузу, ударение, темп, ритм, речевое дыхание.
Эту проблему необходимо решать с детского возраста для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем в общении с окружающими. Ведь намного легче учиться, когда ребенок обладает красивой связной речью. Музыкальное воспитание во многом может помочь формированию просодической стороны речи, в том числе и на музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Ничто так не помогает ребенку развивать речь, как процесс пения.
Пение – это сложный процесс, который включает в себя развитие слуха, чувства ритма, артикуляционного аппарата, памяти и т.д. Пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, развивает, укрепляет голосовой аппарат, учит плавному голосоведению. Данный процесс нужно построить таким образом, чтобы ребенок не был зажат.
Для этого нужно его подготовить. И на помощь приходят музыкальные распевки – это ряд упражнений, которые готовят голосовой аппарат к процессу пения. В него входит подготовка дыхания, гортани, мышц лица и голосовых связок. Составим алгоритм подготовки голосового аппарата к процессу пения:
1. Все начинается с подготовки дыхания. Начинать дыхательную гимнастику нужно с правильной осанки. Дети садятся ровно, опираясь на спинку стула. Для того, чтобы процесс пения и подготовка к нему заинтересовали воспитанников, можно использовать стихотворения и потешки.
Например: Чтобы петь, малыш красиво,
Нам с тобой необходимо
Спину выпрямить слегка.
Ровно, ровно голова.
Плечи, руки, всё свободно.
Петь приятно и удобно.
После формирования правильной осанки, детям предлагается поиграть в «Весёлые выдувашки» (т.е. выполнить дыхательную гимнастику). Выдувашки – это 2 бумажные нотки, разные по размеру, привязанные на нитку.
Каждому ребенку выдаются по две нотки. Сначала коротким дыханием дуем на маленькую нотку. Педагог проговаривает:
Где вы, маленькие нотки
Дунем, дунем, мы слегка.
Полетят все наши нотки
Выше, выше потолка.
Затем дуем на большие нотки.
Педагог проговаривает:
Вот друзья, большие нотки.
Чтобы дунуть нам на них
Сделаем мы вдох поглубже,
Выдох долгий, нотки вверх.
Улетели наши ноты, мы потянемся к ним все (встают на ноги, тянутся вверх, поднимаясь на носочки).
Наши нотки вдруг устали (дети садятся) и все вместе вниз упали (руки опускают на колени).
2. После дыхательной гимнастики необходимо выполнить артикуляционную гимнастику:
«Жил на свете язычок».
Жил на свете язычок
Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк (щёлкают языком).
Очень он любил кататься,
Вправо, вправо, влево, влево (язык катается «шариком» во рту, при этом рот закрыт).
Вверх и вниз, вверх и вниз (языком упираемся в верхнее небо и в нижнее). Язычок жужжал, как пчёлка (звук ж-ж-ж-ж-ж-ж…)
И рычал он, как мотор (звук р-р-р-р-р-р…)
Как лошадка цокал, цокал (цокают).
Ох, устал: «Лошадка, стоп!» («моторчик» губами).
Если дети не справляются с некоторыми звуками. Можно заменять другими. Начинать можно в медленном темпе, постепенно ускоряясь.
3. Распевки «Озорные 7 нот» (можно распеваться на одном, двух или трёх звуках, постепенно увеличивая интервал между ними и изменяя по высоте. Ритм также можно менять от простого к сложному.)
1. До-до-до, у воробушка гнездо.
2. Ре-ре-ре, вот речушка вдалеке.
3. Ми-ми-ми, ты котенка покорми.
4. Фа-фа-фа, а в лесу кричит сова.
5. Соль-соль-соль, мы посеяли фасоль.
6. Си-си-си-си, веселее, не грусти.
7. До-до-до, мы вернулись к ноте до.
Следующим этапом является пение.
Разучивание и исполнение песен. Данные упражнения и распевки для детей не только позволят малышам научиться слушать свой голос и управлять им, но и улучшат произношение отдельных звуков. Начинать заниматься можно уже в три года. Начиная с этого возраста дети поют отдельные гласные и слоги.
Для детей более старшего возраста можно переходить к скороговоркам и несложным песням. В подготовительной группе можно не только полностью произносить скороговорки в дыхательных упражнениях и распевках, но и добавлять различные движения (например: хлопки, щелчки, притопы, элементы пальчиковой гимнастики), соответствующие тексту и эмоциональную составляющую. Можно менять темп, высоту звучания, ритм, силу звучания (громко – тихо) и т.д. Веселые и интересные распевки – залог успеха любой музыкальной деятельности в ДОУ, они помогают разогреть голос и настроить детей на рабочий лад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....
"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...
Картотека игр направленных на развитие просодической стороны речи у детей раннего возраста
Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).Под просодией следует понимать голосовые характ...
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспре...