МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Сенсорные стратегии по предотвращению проблемного поведения и агрессии у детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике
При работе с детьми с трудностями важно не только четко понимать, как ра- ботать с этими трудностями. Немаловажно еще и сформулировать и выбрать правильные сенсорные стратегии, которые помогут предотвратить срывы, проблемное поведение и агрессию у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Сенсорные стратегии по предотвращению проблемного поведения и агрессии у детей»
При работе с детьми с трудностями важно не только четко понимать, как ра- ботать с этими трудностями. Немаловажно еще и сформулировать и выбрать правильные сенсорные стратегии, которые помогут предотвратить срывы, проблемное поведение и агрессию у детей.
- Обращать внимание на ребенка.
- Эмпатия.
- Режим дня.
- Предугадывание реакций.
- Дисциплина.
- Установление ожиданий.
- Реалистичные ожидания.
- Проблема-решение.
- Предоставление выбора.
- Защита ребенка.
- Учимся распознавать виды стимуляции, которые ребенок избегает или ищет.
- Находим путь общения через предпочтительную сенсорную стимуляцию.
- Определяем уровень активности и самостоятельности.
- Изучаем мотивацию ребенка.
- Присоединяемся к игре и к деятельности, которые выбирает ребенок.
- Взрослый может и должен предугадывать эмоциональные кризисы.
- Используйте сенсорную диету.
- Дать время на реакцию/действие для детей с трудностями переработки
информации или координации.
- Использовать перерыв для отдыха/побыть одному.
- Перерывы на активную деятельность.
- Планирование для предотвращения предсказуемого кризиса.
- Пытайтесь понять чувства ребенка и «отражать» их.
- Тебе тяжело уснуть, потому что ты слишком устал.
- Рефлективное прослушивание помогает ребенку идентифицировать эмо-
ции и управлять ими.
- Реакции на эмоции ребенка предпочтительнее, чем защитная реакция на него.
- Говорите с ребенком. Проговаривайте, как ему трудно или неприятно.
- Делитесь с ребенком своими подобными эмоциями, чтобы показать, что у
всех бывают трудности и страхи.
- Если ребенок теряет самоконтроль - избегайте наказания. Потеря самокон- троля пугает сама по себе. Наказание добавляет чувство страха и стыда.
- Нужны четкий режим и расписание.
- Всегда предупреждайте ребенка об изменении в распорядке дня.
- Избегайте неожиданных изменений в режиме.
- Будьте готовы, что ребенок будет привыкать к новому режиму дня дольше,
чем другие.
- Составьте график и распорядок вместе с ребенком.
- Учитесь сами и помогайте ребенку распределять силы равномерно. Плани-
руйте не только дела, но и регулярность отдыха, чтобы не довести отноше-
ния к делу до ненависти к нему.
- Поощряйте самостоятельность.
- Используйте доску мотивации.
Для того, чтобы безболезненно для ребенка и окружения менять вид деятель- ности, важно помнить несколько простых, но обязательных правил.
- Используйте таймеры с наглядным дисплеем - они наглядно показывают,
сколько времени осталось до окончания или начала занятия.
- О смене вида деятельности следует предупреждать за 10-15 минут.
- Крайне важно, чтобы у ребенка было достаточно времени, чтобы закончить то, что он делает.
- Использовать какой-нибудь предмет, чтобы помочь ребенку со сменой ви- дов деятельности.
- Будьте готовы к непостоянству - ребенок может не захотеть делать, если участвовать в том, что до этого делал с удовольствием.
- Относитесь с пониманием к ошибкам.
- Разбивайте деятельность на маленькие задачи, чтобы ребенок мог дости-
гать цели.
- Хвалите за старание или инициативу, а не за результат.
- Озвучиваем конкретное и оперативное определение ожидание от ребенка
- до поведения, а не после него.
- Говорим о поведении и старании и меньше о результатах (избегайте ис- пользование угроз).
- Укажите желаемое поведение (и меньше говорим о том, какое поведение нежелательно).
- Даем ребенку возможность выбора.
- Планируем этапы обучения в соответствии с возможностями ребенка.
- Ставим ребенку цели, которые он в силах достичь.
- Строго и очевидно регламентируем начало и конец деятельности.
- Комментируйте поведение самого ребенка, а не самого ребенка.
- Если ребенок теряет самоконтроль - помогите найти спокойное от сенсор- ных раздражителей место, чтобы успокоиться.
- Постарайтесь определить время для перерыва - спросить у ребенка.
- Установите границы, которые помогут почувствовать ребенку себя в безо-
пасности.
- Придерживайтесь установленных границ и правил.
- Определите логическое следствие неправильного поведения. Если ты не
поешь, то будешь нервничать.
- Помогайте ребенку развивать самоконтроль.
- Выбор - это способ независимого выражения и контроля.
- Предоставляйте ребёнку выбор, когда предмет находится рядом и в поле
зрения ребенка.
- Используйте визуальное значение, которое представляет сам предмет.
- Ставьте выбор таким образом, чтобы ответ был «да» или «нет»
- Будьте готовы принять отрицательный ответ.
- Важно поощрять и разрешать ответ «нет».
- Взрослый должен уточнить различие между предложением выбора и тре-
бованием.
- Если использовать визуальные средства (изображение или письменное слово), то это поможет проиллюстрировать и лучше понять ребенку, что
именно имеется в виду.
ДА/НЕТ
- Когда мы совершаем правильный выбор и добиваемся успеха, это делает нас увереннее, и желание повторить успешное взаимодействие с окружаю-
щим миром становится сильнее.
- Все наши выборы обусловлены необходимостью каким-либо образом отре- агировать на какой-то фактор окружающей нас действительности. Именно
так мы и взаимодействуем с окружающим миром. Как мы добиваемся того, чтобы дети сделали что-то, чего они делать не желают? Мы предлагаем им выбор. К примеру, мы спрашиваем ребенка, что он хочет на ужин: морковь или горошек; будет он мыться в ванне или примет душ.
- При этом ребенок чувствует силу, которую дает ему выбор взаимодействия
с окружающим миром.
Дети с нарушениями сенсорной интеграции или с РАС иногда чрезмер- но устают, если им приходится выбирать слишком часто. Кроме того, не следует забывать о том, что им необходим визуальный сигнал, показы- вающий, что нужно выбрать какой-то из предложенных вариантов.
- Выделите время на обсуждение с ребенком возможных проблем и их ре- шения.
- Узнайте, чем вы можете помочь ребенку в решении тех или иных вопросов.
- Помогите ребенку найти подходящие способы выражения эмоций.
- Объясните, что некоторые проявления эмоций приемлемы, а другие совер-
шенно неподходящие и даже опасные.
- Сдерживаете собственные чувства, даже когда поведение ребенка выводит вас из равновесия. Таким образом ребенок учится у вас самоконтролю.
- При необходимости - ищите поддержку.
- Важно сообщать ребенку, что вы понимаете его чувства и признаете, что он
имеет основания их выразить.
- Сенсорный мешочек поможет отвлечь ребенка в стрессовой для него ситу- ации.
- Также в выражении эмоций помогут успокаивающие техники, карта эмо- ций, практики медленного дыхания.
Очень часто дети с трудностями сенсорной интеграции изо всех сил стара- ются держать себя в руках и как можно лучше выполнять все задания. Такое поведение требует больших затрат энергии и постоянно самоконтроля.
Когда ребенок возвращается домой в привычную обстановку, где его любят и принимают безусловно, ему необходимо избавиться от стресса, которому он не давал выход в течении дня.
- Предоставьте ребенок возможность и способы отдохнуть после возвраще- ния из школы.
- Создайте место, где он сможет укрыться утяжеленным одеялом, послушать расслабляющую музыку и поиграть в антистрессовые игрушки.
- Дайте возможность активно двигаться - например, прыгать на батуте, бе- гать во дворе или ползать по игровой полосе препятствий.
- Постарайтесь, чтобы во время упражнений было задействовано макси- мальное количество мышц.
- Выделите для активных занятий время после школы, чтобы ребенок сбро- сил накопившуюся энергию и только после этого садился за уроки.
- Проинструктируйте людей, которые будут заниматься с ребенком по пово- ду его сенсорных особенностей.
- Акцентируйте внимание на сильные стороны ребенка.
- Обратите внимание на реакцию и эмпатии людей, которые занимаются с
ребенком.
- Не перегружайте ребенка многочисленными ощущениями или событиями.
- Не заставляйте делать то, что приводит в стрессовое состояние для того,
чтобы угодить другим.
- Уважайте желания ребенка.
- Уважайте страхи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"
Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст.
Данный материал включает в себя методически полный и последовательный план для изучения правил дорожной безопасности для детей 6 - 10 лет. Эта последовательность будет системой в изучении основ безопа...

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший школьный возраст.
Данный план поможет разобраться в системе последовательного изучения основ безопасного поведения на дороге. Учтены все необходимые моменты в соответствии с возрастом....

Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет ...

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Целью данной работы является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры....
Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»
Можно использовать игры для сенсорного развития дошкольников...
















