МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Сенсорные стратегии по предотвращению проблемного поведения и агрессии у детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике

При работе с детьми с трудностями важно не только четко понимать, как ра- ботать с этими трудностями. Немаловажно еще и сформулировать и выбрать правильные сенсорные стратегии, которые помогут предотвратить срывы, проблемное поведение и агрессию у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Сенсорные стратегии по предотвращению проблемного поведения и агрессии у детей»

При работе с детьми с трудностями важно не только четко понимать, как ра- ботать с этими трудностями. Немаловажно еще и сформулировать и выбрать правильные сенсорные стратегии, которые помогут предотвратить срывы, проблемное поведение и агрессию у детей.

  1. Обращать внимание на ребенка.
  2. Эмпатия.
  3. Режим дня.
  4. Предугадывание реакций.
  5. Дисциплина.
  6. Установление ожиданий.
  7. Реалистичные ожидания.
  8. Проблема-решение.
  9. Предоставление выбора.
  10. Защита ребенка.

  • Учимся распознавать виды стимуляции, которые ребенок избегает или ищет.
  • Находим путь общения через предпочтительную сенсорную стимуляцию.
  • Определяем уровень активности и самостоятельности.
  • Изучаем мотивацию ребенка.
  • Присоединяемся к игре и к деятельности, которые выбирает ребенок.

  • Взрослый может и должен предугадывать эмоциональные кризисы.
  • Используйте сенсорную диету.
  • Дать время на реакцию/действие для детей с трудностями переработки

информации или координации.

  • Использовать перерыв для отдыха/побыть одному.
  • Перерывы на активную деятельность.
  • Планирование для предотвращения предсказуемого кризиса.

  • Пытайтесь понять чувства ребенка и «отражать» их.
  • Тебе тяжело уснуть, потому что ты слишком устал.
  • Рефлективное прослушивание помогает ребенку идентифицировать эмо-

ции и управлять ими.

  • Реакции на эмоции ребенка предпочтительнее, чем защитная реакция на него.
  • Говорите с ребенком. Проговаривайте, как ему трудно или неприятно.
  • Делитесь с ребенком своими подобными эмоциями, чтобы показать, что у

всех бывают трудности и страхи.

  • Если ребенок теряет самоконтроль - избегайте наказания. Потеря самокон- троля пугает сама по себе. Наказание добавляет чувство страха и стыда.

  • Нужны четкий режим и расписание.
  • Всегда предупреждайте ребенка об изменении в распорядке дня.
  • Избегайте неожиданных изменений в режиме.
  • Будьте готовы, что ребенок будет привыкать к новому режиму дня дольше,

чем другие.

  • Составьте график и распорядок вместе с ребенком.
  • Учитесь сами и помогайте ребенку распределять силы равномерно. Плани-

руйте не только дела, но и регулярность отдыха, чтобы не довести отноше-

ния к делу до ненависти к нему.

  • Поощряйте самостоятельность.
  • Используйте доску мотивации.

Для того, чтобы безболезненно для ребенка и окружения менять вид деятель- ности, важно помнить несколько простых, но обязательных правил.

  • Используйте таймеры с наглядным дисплеем - они наглядно показывают,

сколько времени осталось до окончания или начала занятия.

  • О  смене вида деятельности следует предупреждать за 10-15 минут.
  • Крайне важно, чтобы у ребенка было достаточно времени, чтобы закончить то, что он делает.
  • Использовать какой-нибудь предмет, чтобы помочь ребенку со сменой ви- дов деятельности.

  • Будьте готовы к непостоянству - ребенок может не захотеть делать, если участвовать в том, что до этого делал с удовольствием.
  • Относитесь с пониманием к ошибкам.
  • Разбивайте деятельность на маленькие задачи, чтобы ребенок мог дости-

гать цели.

  • Хвалите за старание или инициативу, а не за результат.

  • Озвучиваем конкретное и оперативное определение ожидание от ребенка

- до поведения, а не после него.

  • Говорим о поведении и старании и меньше о результатах (избегайте ис- пользование угроз).
  • Укажите желаемое поведение (и меньше говорим о том, какое поведение нежелательно).
  • Даем ребенку возможность выбора.
  • Планируем этапы обучения в соответствии с возможностями ребенка.
  • Ставим ребенку цели, которые он в силах достичь.
  • Строго и очевидно регламентируем начало и конец деятельности.

  • Комментируйте поведение самого ребенка, а не самого ребенка.
  • Если ребенок теряет самоконтроль - помогите найти спокойное от сенсор- ных раздражителей место, чтобы успокоиться.
  • Постарайтесь определить время для перерыва - спросить у ребенка.
  • Установите границы, которые помогут почувствовать ребенку себя в безо-

пасности.

  • Придерживайтесь установленных границ и правил.
  • Определите логическое следствие неправильного поведения. Если ты не

поешь, то будешь нервничать.

  • Помогайте ребенку развивать самоконтроль.

  • Выбор - это способ независимого выражения и контроля.
  • Предоставляйте ребёнку выбор, когда предмет находится рядом и в поле

зрения ребенка.

  • Используйте визуальное значение, которое представляет сам предмет.
  • Ставьте выбор таким образом, чтобы ответ был «да» или «нет»
  • Будьте готовы принять отрицательный ответ.
  • Важно поощрять и разрешать ответ «нет».
  • Взрослый должен уточнить различие между предложением выбора и тре-

бованием.

  • Если использовать визуальные средства (изображение или письменное слово), то это поможет проиллюстрировать и лучше понять ребенку, что

именно имеется в виду.

ДА/НЕТ

  • Когда мы совершаем правильный выбор и добиваемся успеха, это делает нас увереннее, и желание повторить успешное взаимодействие с окружаю-

щим миром становится сильнее.

  • Все наши выборы обусловлены необходимостью каким-либо образом отре- агировать на какой-то фактор окружающей нас действительности. Именно

так мы и взаимодействуем с окружающим миром. Как мы добиваемся того, чтобы дети сделали что-то, чего они делать не желают? Мы предлагаем им выбор. К примеру, мы спрашиваем ребенка, что он хочет на ужин: морковь или горошек; будет он мыться в ванне или примет душ.

  • При этом ребенок чувствует силу, которую дает ему выбор взаимодействия

с окружающим миром.

Дети с нарушениями сенсорной интеграции или с РАС иногда чрезмер- но устают, если им приходится выбирать слишком часто. Кроме того, не следует забывать о том, что им необходим визуальный сигнал, показы- вающий, что нужно выбрать какой-то из предложенных вариантов.

  • Выделите время на обсуждение с ребенком возможных проблем и их ре- шения.
  • Узнайте, чем вы можете помочь ребенку в решении тех или иных вопросов.
  • Помогите ребенку найти подходящие способы выражения эмоций.
  • Объясните, что некоторые проявления эмоций приемлемы, а другие совер-

шенно неподходящие и даже опасные.

  • Сдерживаете собственные чувства, даже когда поведение ребенка выводит вас из равновесия. Таким образом ребенок учится у вас самоконтролю.
  • При необходимости - ищите поддержку.
  • Важно сообщать ребенку, что вы понимаете его чувства и признаете, что он

имеет основания их выразить.

  • Сенсорный мешочек поможет отвлечь ребенка в стрессовой для него ситу- ации.
  • Также в выражении эмоций помогут успокаивающие техники, карта эмо- ций, практики медленного дыхания.

Очень часто дети с трудностями сенсорной интеграции изо всех сил стара- ются держать себя в руках и как можно лучше выполнять все задания. Такое поведение требует больших затрат энергии и постоянно самоконтроля.

Когда ребенок возвращается домой в привычную обстановку, где его любят и принимают безусловно, ему необходимо избавиться от стресса, которому он не давал выход в течении дня.

  • Предоставьте ребенок возможность и способы отдохнуть после возвраще- ния из школы.
  • Создайте место, где он сможет укрыться утяжеленным одеялом, послушать расслабляющую музыку и поиграть в антистрессовые игрушки.
  • Дайте возможность активно двигаться - например, прыгать на батуте, бе- гать во дворе или ползать по игровой полосе препятствий.
  • Постарайтесь, чтобы во время упражнений было задействовано макси- мальное количество мышц.
  • Выделите для активных занятий время после школы, чтобы ребенок сбро- сил накопившуюся энергию и только после этого садился за уроки.
  • Проинструктируйте людей, которые будут заниматься с ребенком по пово- ду его сенсорных особенностей.
  • Акцентируйте внимание на сильные стороны ребенка.
  • Обратите внимание на реакцию и эмпатии людей, которые занимаются с

ребенком.

  • Не перегружайте ребенка многочисленными ощущениями или событиями.
  • Не заставляйте делать то, что приводит в стрессовое состояние для того,

чтобы угодить другим.

  • Уважайте желания ребенка.
  • Уважайте страхи ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Данный материал включает в себя методически полный и последовательный план для изучения правил дорожной безопасности для детей 6 - 10 лет. Эта последовательность будет системой в изучении основ безопа...

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший школьный возраст.

Данный план поможет разобраться в системе последовательного изучения основ безопасного поведения на дороге. Учтены все необходимые моменты в соответствии с возрастом....

Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет ...

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Целью данной работы является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры....

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Можно использовать игры для сенсорного развития дошкольников...