Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города»
методическая разработка по обж

Карпушина Елена Михайловна

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей — в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Россия находится далеко не на последнем месте в мире по детскому травматизму. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения  малышей основам безопасности жизнедеятельности.

Ключевая роль в обеспечении безопасной жизнедеятельности принадлежит дошкольному образованию. ФГОС ДО нацеливает педагогов на формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Обеспечение безопасности детей – приоритетная задача каждого педагога как профессионала своего дела. Очень важно не просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению, бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Проблема  формирования  основ безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной, так как  сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения. Практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад и даже на его территории. Поэтому особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является организованная образовательная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста  на дорогах и улицах города»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей — в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Россия находится далеко не на последнем месте в мире по детскому травматизму. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения  малышей основам безопасности жизнедеятельности.

Ключевая роль в обеспечении безопасной жизнедеятельности принадлежит дошкольному образованию. ФГОС ДО нацеливает педагогов на формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Обеспечение безопасности детей – приоритетная задача каждого педагога как профессионала своего дела. Очень важно не просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению, бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Проблема  формирования  основ безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной, так как  сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения. Практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад и даже на его территории. Поэтому особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является организованная образовательная деятельность.

При формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах города возможно применение большого количество образовательных педагогических технологий:

Игровые технологии

Цель - формирование самообразовательных возможностей и саморазвития личности ребенка. Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и обучения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

- Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума, формируют устойчиво-положительные привычки и навыки безопасного поведения на улице (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Особое место отводится играм: «Собери дорожный знак», «Поставь дорожный знак», «Стрелка, стрелка, покружись…», «Да, нет», «Наша улица» и т. д).              

- Моделирование дорожных ситуаций. В группе имеются макеты улиц города, фигурки пешеходов и транспорта, используя их можно наглядно показать, что может произойти, если нарушить ПДД или объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах города. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации. Можно выполнить разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, проведи фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

- Игры с использованием макетов – дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение), такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

- Сюжетно-ролевые игры, дети разыгрывают проблемные ситуации

(«Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы-водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

- В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. Они объясняют, опасные ситуации на дорогах с пешеходами: закрытый обзор, неожиданный выход на проезжую часть, ошибочный прогноз, и т. д.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Использование технологии ТРИЗ является  одной из самых эффективных и результативных приемов формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города. Данная технология позволяет использовать  нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой.

Например, давая детям задание о работе транспорта, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах исчезли все виды транспорта?» Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем  полезен транспорт для людей?». Если транспорт  так полезен, для чего на дороге светофор и дорожные знаки? Пешеходный переход?  Чем опасен транспорт? И др.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников мы используем игры типа: «Ты – мой кусочек», «Что изменилось?», «Буратино на дороге», «Давай поменяемся»,  и т.д.

В итоге используя в организованной образовательной деятельности технологии ТРИЗ у детей формируется субъектная позиция в данной области знаний, они испытывают радость успеха при решении проблем, создаётся внутренняя мотивация к освоению нового. Исчезает страх перед дорожными проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребёнка, а значит, ребенку будет обеспечена безопасность на дорогах.

Информационно – коммуникативные технологии

В своей практике я использую компьютерные презентации, видеоролики для ознакомления детей с правилами дорожного движения, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

- виды транспортных средств, их классификация,

- дорожные знаки;

- причины ДТП;

- участники дорожного движения;

- сведения о дороге и ее главных составных частях;

- светофор;

- дидактические игры.

Применением информационно-коммуникативных технологий позволяют сделать организованную образовательную деятельность более интересной, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, более результативным, так как у детей отмечается повышенный интерес к задачам, которые решаются на этих занятиях.

Овладевая навыками создания презентаций, мы, педагоги постепенно входим в мир современных технологий, возможно в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким – либо причинам не посещают дошкольные учреждения.

Мультипликация

Мультипликация является хорошим подспорьем в изучении правил дорожного движения, да и вообще она играет особую роль в жизни каждого ребенка. Мультфильмы являются любимым детским развлечением и демонстрируют ребенку разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, внимание, слуховую и зрительную память, речь и  воображение. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.

В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

– ставим конкретные вопросы

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения.

Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Или важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)

Здоровьесберегающие технологии

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе использую здоровьесберегающие технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

В своей работе, по обучению ПДД, использую следующие формы организации:

- подвижные игры, эстафеты.

- физкультминутки

-  физические упражнения

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных педагогических образовательных технологий, учет возрастных особенностей дают положительные результаты, позволяют сформировать у дошкольников умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста».

Тема: «Играя – изучаем!» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей на дороге:Задачи: - познакомить детей с профессиями – врач, полицейский и формировать у детей пе...

Проект. Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Проект по теме: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»....

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...