Особенности самооценки детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
материал по коррекционной педагогике

Степынина Наталья Сергеевна

Особенности самооценки детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности самооценки детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно себя и своего поведения, являясь одним из важнейших механизмов регуляции и саморегуляции человека.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (далее СДВГ), значительно снижена регулирующая функция самосознания, что приводит к аффективным срывам и мешает функционированию в социальной среде. Поэтому изучение особенностей самооценки детей с СДВГ и разработка психокоррекционных методик должны способствовать повышению уровня самосознания детей с СДВГ и предотвращать развитие дезадаптивного поведения и вторичной психопатизации.

Для ребенка с СДВГ характерна склонность к крайним полярным выборам в процессе самооценивания («самый плохой — самый хороший» из всех возможных вариантов).

Самооценка детей с СДВГ завышена, также указываются обратные тенденции, это свидетельствует о внутренне противоречивом, конфликтом характере в формировании различных компонентов самосознания у детей с СДВГ.

Кроме того, для детей с СДВГ более характерны проявления феномена «зеркальной самооценки» — прямого воспроизведения оценки родителей. Можно предположить, что данный феномен дети с СДВГ демонстрируют вследствие недоразвития когнитивного компонента самосознания, отмечая у себя те качества, которые подчеркиваются родителями, что может в некоторых случаях приводить к негативному самоотношению, в котором преобладает чувство неполноценности.

Ребенок с СДВГ мало дифференцируют ценностные представления о себе (оценки своих возможностей), что свидетельствует о задержанном характере формирования самосознания. Так, в отличие от большинства сверстников, которые, как правило, легко называют самооценочные характеристики, в которых преобладают социально одобряемые качества, дети с СДВГ значительно реже дают ценностные самохарактеристики. Их ответы преимущественно отражают представление о себе как о субъекте деятельности («я могу», «я умею»).

Также дети с СДВГ могут озвучивать противоречивые самохарактеристики («могу быть злым, могу — добрым», «такой-то одновременно»), что связано с неустойчивостью представлений о себе.

При оценке уровня притязаний было обнаружено, что ребенок с СДВГ или устанавливает более высокую первоначальную цель, а потом выбирает легкие задания и выполняет все задачи по порядку, или выбирает самую простую задачу.

Следует предположить, что у ребенка с СДВГ своеобразное поведение: некритическое восприятие и оценка своих действий, чрезмерная реакция как на успех, так и на неудачу, склонность к излишнему преувеличению любых событий или явлений, то есть жесткое и недостаточно дифференцированное восприятие реальности.

В характере поведенческих проявлений у детей с СДВГ отмечается значительное преобладание импульсивных реакций, которые выражались в вербальной агрессии по отношению к педагогам или родителям, а также в агрессивных действиях, направленных на предметы, символически связанные с ситуацией фрустрации.

Также было обнаружено, что дети с СДВГ периодически проявляют самоагрессию при фрустрации, связанной с возникающими трудностями при выполнении заданий, что выражается в импульсивных ударах себя по голове, расцарапывании лица, рук — это обусловлено неспособностью справиться с аффектом.

Таким образом, следует сделать вывод, что мероприятия, направленные на формирование позитивного самоотношения, устойчивой самооценки и выработки навыков целеполагания (т. е. формирование адекватного уровня притязаний) у детей с СДВГ позволят предупредить патологическое развитие личности, что, в свою очередь, обеспечит снижение риска их социально-психологической дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Консультация "Особенности психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях ДОУ"

СДВГ - это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми....

Особенности работы с родителями детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Статья в которой описываются практические рекомендации для родителей гиперактивных детей. Данные рекомендации будут полезны и педагогам, работающим с данной категорией детей....