Семинар-практикум для родителей "Сказка о весёлом язычке"
материал по коррекционной педагогике
Семинар-практикум для родителей "Сказка о весёлом язычке"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Часцовская СОШ дошкольное отделение детский сад №43
Фрагмент семинара-практикума для родителей
«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ»
Подготовил:
учитель-логопед
высшей категории
Степынина Наталья Сергеевна
п. Покровский городок, 2024 год.
Цель: ознакомление родителей с артикуляционной гимнастикой, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики пальцев рук, создание положительно эмоциональной атмосферы на домашних логопедических занятиях.
Задачи:
- показать важность участия семьи в логопедической работе;
- привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
- обозначить этапы логопедической работы в детском саду и дома;
- обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами;
- обеспечить двойную защиту детей (со стороны родителей и педагогов), эмоциональный комфорт.
Теоретическая часть
Вопросам взаимодействия детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях, а родители являются главными участниками воспитательного и образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи направлено на повышение уровня родительской компетентности, активизацию роли родителей в воспитании и обучении, привлечение их к организованной образовательной деятельности.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы коррекционный процесс был максимально эффективным.
Практическая часть
(Родителям раздаются зеркала)
Цель: формирование пространственной и временной ориентировки в собственном артикуляционном аппарате.
Задачи:
- закрепить навыки ориентировки в артикуляционном аппарате;
- закрепить навыки ориентировки в собственном теле.
«Сказка о веселом язычке»
(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»).
Вторая дверь - зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»)
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение «Лопаточка»)
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение «Улыбка»), взял трубу и заиграл «Ту-ту, я проснулся!!!» (упражнение «Дудочка»).
Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит «Пя-пя» (упражнение «Помесим тесто») и блины печет (упражнение «Блинчик»). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение «Чашечка»), варенье, бублики (упражнение «Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение «Вкусное варенье»).
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»).
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы, а затем и первую - губы (сомкнуть губы).
Теоретическая часть
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель наших упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Цель всех этих игр - развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
Рекомендуемые упражнения помогают ребенку осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
Практическая часть
Игра «Отгадай, что звучит».
Цель: различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и слуховой памяти
Инструкция: взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.
Игра «Дирижёр»
Цель: различение речевых звуков на слух.
Инструкция: дирижёр (взрослый или ребенок) согласно символам показывает (дирижирует) «оркестром». «Оркестр» произносит (пропевает) соответствующие гласные звуки.
Игра «Самый внимательный»
Цель: выделение звука в составе звукового ряда.
Инструкция: ведущий дает установку на определенный звук. Все остальные внимательно слушают звуковой ряд, как только услышат определенный звук, должны сделать хлопок.
Теоретическая часть
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.
Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая»
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Практическая часть
Игра «Какой сегодня день?»
Цель: развитие мелкой моторики с использованием приемов словообразования и изменения в роде, числе и падеже.
Инструкция: поочередно загибать пальцы одной руки, называя характеристику погоды (дня, времени суток и т.д.)
Заключение
При взаимодействии с семьей необходимо помнить, что родители – самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса. Задача учителя-логопеда – помочь родителям стать полноправными участниками коррекционно-логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Наш весёлый язычок» (обучение выполнению артикуляционной гимнастики)
Семинар-практикум для родителей «Наш весёлый язычок» (обучение выполнению артикуляционной гимнастики)...

Семинар-практикум для родителей на тему "Путешествие с Весёлым язычком"
Теоритическое и практическое знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой. Подбор комплексов артикуляционных упражненией для групп звуков....

Семинар-практикум для воспитателей "Путешествие с Весёлым язычком"
Представлен опыт работы взаимодейтсвия учителя-логопеда с воспитателями....

Семинар – практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»
Семинар - практикум подготовлен для недели педагогического мастерства. Его цель оказать помощь воспитателям детских садов и дошкольных групп Урицкого района, где нет логопеда в предупреждении и профил...

Семинар-практикум для родителей "Веселый язычок"
Семина-практикум для родителей проводится в начале учебного года, после зачисления детей для ознакомления родителей с артикуляционными упражнениями....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ЖИВОТОМ И ВЕСЕЛО ИГРАТЬ С ЯЗЫЧКОМ"
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ....

