Семинар-практикум для родителей "Веселый язычок"
материал по логопедии на тему

Капитан Елена Юрьевна

Семина-практикум для родителей проводится в начале учебного года, после зачисления детей для ознакомления родителей с артикуляционными упражнениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей детей, посещающих логопедический пункт

 «Наш умелый язычок!»

(проводится в начале учебного года после зачисления детей в логопункт для ознакомления родителей с артикуляционными упражнениями)

Форма проведения: семинар-практикум

Аудитория: родители детей логопункта ДОУ

Количество участников: 11

Задачи:

  1. активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
  2. помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;
  3. сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях;
  4. обучать использованию гимнастики дома;
  5. формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Ожидаемые результаты:

Овладение родителями специальной артикуляционной гимнастикой.

Использование родителями артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями в домашних условиях

Информационно - техническое обеспечение:

магнитная доска с перечнем проблем;

памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями

Материалы и оборудование:

зеркала, шарики, веревочки, ложки, ватные шарики, чупа-чупс по количеству участников, квадратики красного, синего, зеленого цвета

                                                 Ход проведения:

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие. Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Елена Юрьевна - естественная, аккуратная!

Родители по очереди представляются.

Задание 1

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами! Для начала, предлагаю вашему вниманию прочитать то, что написано на магнитной доске.

Родители читают:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении: (дислексия, дисграфия)
  4. Нарушение стройного течения занятий в классе, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. Ограничения и проблемы при выборе профессии.

Логопед: Как вы думаете, последствием чего все это является? (Родители отвечают) Да, причиной этих проблем являются речевые нарушения. Как нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения.

Логопед: Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Логопед: Сегодня мы с вами коснёмся темы формирования звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.

Как вы думаете, как формируются звуки? (Родители отвечают)

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки? Как формируются звуки?

Предположения родителей

Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Задание 2

Логопед: А теперь я предлагаю Вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции в зеркало и выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!

Задание 3

Логопед: А теперь мы с вами освоим эту «волшебную гимнастику», гимнастику- зарядку, без которой звуки не появятся. Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные».

На стенде, который я сделала для вас, дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «ласточка»-(л и ль), группа «солнышко»-( с сь з зь ц), группа «шоколадки»-( ш щ ж ч) и группа «рыбки»-( р и рь).

Родители по подгруппам детей выходят и садятся на стульчики для выполнения артикуляционной гимнастики.

Логопед: Предлагаю сесть на эти стульчики родителям подгруппы «солнышко». Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка», «хоботок», «заборчик», «лопатка», «чистим зубки», «самомассаж язычка».

Приглашаю родителей подгруппы «шоколадка»

Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёд и напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая. Упражнения «бублик», «трубочка», «лопатка», «чашечка», «фокус» или «парашютик», «вкусное варенье».

Приглашаю родителей подгруппы «ласточка».

Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла. Упражнения «лопатка», «индюк», «накажем язычок», «иголочка», «лопатка-иголочка».

И подгруппа «рыбки»:

Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи воздуха. Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».

Молодцы!

Родители делятся впечатлениями

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Задание 4
Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Обязательно во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.
Упражнения с ложкой.

  1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
  5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
  7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Логопед: Напомню вам о главных правилах таких гимнастик. Предлагаю каждому из вас памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями.

Родители получают памятки

Задание 5

Логопед: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно

5-10 раз.

После выполнения задания логопед просит родителей поделиться впечатлениями
Логопед:
 В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Рефлексия

Логопед: Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Логопед: Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!

Использованная литература:

  1. «Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет».  В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Год издания: 2003
  2. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Год издания: 2003
  3. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...». Пожиленко Е.А.
    Год издания: 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Наш весёлый язычок» (обучение выполнению артикуляционной гимнастики)

Семинар-практикум для родителей «Наш весёлый язычок» (обучение выполнению артикуляционной гимнастики)...

Семинар-практикум для родителей на тему "Путешествие с Весёлым язычком"

Теоритическое и практическое знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой. Подбор комплексов артикуляционных упражненией для групп звуков....

Семинар-практикум для воспитателей "Путешествие с Весёлым язычком"

Представлен опыт работы взаимодейтсвия учителя-логопеда с воспитателями....

Семинар – практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»

Семинар - практикум подготовлен для недели педагогического мастерства. Его цель оказать помощь воспитателям детских садов и дошкольных групп Урицкого района, где нет логопеда в предупреждении и профил...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ЖИВОТОМ И ВЕСЕЛО ИГРАТЬ С ЯЗЫЧКОМ"

ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ....

Семинар – практикум «Умные ручки – язычку помогают»

Повышение  педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросе развития мелкой моторики рук, в общем и речевом развитии ребёнка....