Семинар-практикум для родителей на тему "Путешествие с Весёлым язычком"
материал по логопедии по теме

Новоженина Гульнара Сабирьяновна

Теоритическое и практическое знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой. Подбор комплексов артикуляционных упражненией для групп звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МАДОУ «Русалочка»

                                   Новоженина Гульнара Сабирьяновна

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ

для родителей средней и старшей групп

«Путешествие с Весёлым язычком»

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Задачи: 

1. Заинтересовать родителей речью собственного ребенка;

2. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;

3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

4. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

6. Повысить уровень компетентности родителей в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;

7. Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Продолжительность: 45-50 минут

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!».

Оборудование: логокуб, столы, стулья, зеркала, ватные шарики, чупа-чупсы, схемы-профили артикуляции, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, ноутбук.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации: «Строение органов артикуляции», «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

3. Разработка буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!».

Ход:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!

На экране фразы:

Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).

Ребенок замкнут, застенчив, агрессивен.

Низкая мотивация учения.

Неспособность выстраивать свою фразу правильно

Пропуск букв при письме, затруднено письмо под диктовку.

Низкий темп чтения, непонимание прочитанного.

Отсутствие друзей, отказы идти в школу без причин.

2. Теоретически - практическая часть семинара.

Как вы думаете, последствием чего все это является? 

Да, причиной этих проблем являются речевые нарушения. 

Как нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения.

Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки? Как формируются звуки? Предположения родителей

В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные. http://olgasergeeff.ru/wp-content/uploads/2012/07/93.jpg

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Он состоит из коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Как образуются звуки речи?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей  артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.

http://olgasergeeff.ru/wp-content/uploads/2012/07/103.jpg

Этот рисунок (Рис. №2) дает представление о том, как работают речевые органы во время звукообразования во рту.  

Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких -  сближаться и вибрировать.        Рис. №2                                

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень.   Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий).  А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда), педагогов и родителей.

Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Поставьте перед собой зеркала. Сейчас вы сможете познакомиться с артикуляционной гимнастикой так, как это делают ваши дети (Выполнение артикуляционной гимнастики по буклету). «Хоботок», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Парус», «Грибок», «Часики», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели, «Киска сердится», «Дятел».

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные». Предлагаю вам поработать парами, с заданиями на карточках. Необходимо определить расположение органов артикуляции для заданного звука.

Работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]). Подбор артикуляционных упражнений для трех групп звуков.

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

- Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

- Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

- Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

- Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

«Фокус» с ваткой

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

3. Рефлексия.

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового, с помощью Логокуба (на каждой стороне куба находится вопрос).  Логопед предлагает родителям по очереди открыть стороны куба и ответить на вопросы.

1.  Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?

4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?

5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.

Список используемой литературы:

  1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М.: «Издательство ГНОМ», 2011.
  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  3. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  4. Поливара З.В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи. Учебное пособие. - Тюмень, 2012г.-180с.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2001г.- 16с.
  6. Ткаченко Т.А. логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г.- 248с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....