семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
методическая разработка

Костина Екатерина Александровна

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_okt.19.docx28.45 КБ
Microsoft Office document icon test_pedagogam.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

  1. Подготовительная часть.

Педагогам накануне раздать опросники «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями», проанализировать.

Подготовить жребий, листы, фломастеры для упражнения «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Подготовить памятки «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»

 

  1. Ход семинара:
  • Упражнение «Снежный ком» (психологическое вхождение)

Ведущий называет слово-образ (в данном случае – это будет слово - родители), участники по кругу повторяют слово и добавляют к нему еще одно, характеризующее какой-либо признак, следующий участник, повторяет все предыдущие слова и добавляет свое. В конце обсуждение, что было легко, а что сложно.

  • Мини-лекция «Роль общения в работе педагога»

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем детского сада. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Общение в педагогической практике является важнейшим фактором профессионального успеха. Поэтому обучение и отработка навыков общения становится первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, детьми и их родителями.

В процессе взаимодействия важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: ПЕРЦЕПТИВНАЯ – включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения; КОММУНИКАТИВНАЯ – процесс передачи информации, обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями (это то, что мы говорим); ИНТЕРАКТИВНАЯ – подразумевает организацию общения, взаимодействия в разговоре , которые могут выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного или чрезмерной активности другого участника разговора (как мы говорим, какие цели преследуем). Причем представители разных профессий по-разному могут воспринимать одного и того же партнера по общению, выделяя разные особенности собеседника.

Все средства общения разделяют на: ВЕРБАЛЬНЫЕ – слова, которые произносим в процессе общения; НЕВЕРБАЛЬНЫЕ – жесты, мимика, дистанция, позиция общения, позы и др.;  ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ – тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д..

 В случае, когда педагог испытывает трудности в общении с родителями в силу недостаточности педагогического опыта, либо из-за определенных личностных черт – стеснительность, неуверенность в себе, волнение и др., существуют некоторые рекомендации: сохранять самообладание; прощать самому себе оплошности; смириться с тем, что оплошности при публичном выступлении неизбежны; тренировать навык публичного выступления, как можно чаще; записывать и прослушивать свои выступления на аудео-  или видео- , анализировать их.

  • Результаты опроса  «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
  • Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Педагоги делятся на группы (красные и зеленые, с помощью жребия). Задание для групп: создать портрет родителя, общение с которым вызывает отрицательные чувства/положительные чувства. Рядом написать положительные/отрицательны качества. В конце обсуждение, что было легко, а что сложно.

  • «Претензии воспитателям»

Обсуждение самых популярных ситуаций – на что жалуются родители. В конце обсуждения раздать пямятки «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов».

  • Домашнее задание «Список претензий к родителям»

Инструкция: проанализировать свои «недовольства» родителями воспитанников и составить список «претензий», который должен быть четким и конкретным. Претензии вносить в таблицу напротив фамилии родителя. Необходимо быть предельно откровенным, претензии могут быть незначительными. Чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

  1. Релаксация, рефлексия:
  • «Игра с песком»

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удерживать песок руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхнуть песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, расслабиться (размякнуть). Повторить 2-3 раза.

  • Мишень «Обратная связь»

Просьба оставить отметку на «мишени» в четырех секторах. Оценка по 5-бальной системе.

C:\Users\Asus\Desktop\мишень.png



Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Педагогический тренинг

"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков. [/b]

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»

Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра...

Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....

Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части

Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для  эффективного сотрудничества....

мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Повышение коммуникативной компетентности педагогов  в взаимодействии с родителями.         Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зав...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Мастер-класс для пелагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"...