Главные вкладки

    Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."
    методическая разработка на тему

    Воронина Светлана Викторовна

    Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon seminar_samyy_trudnyy_roditel.zip19.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

    Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

    1. Психологическое вхождение.

    Упражнение «Здравствуйте, я… Сегодня вот такая…».

    Участники встают в круг, первым говорит ведущий: «Здравствуйте, я …(имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает своё эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй,…(имя). Сегодня…(имя) вот такая (повторяют действия участника)».

    1. Основная часть.

    Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

    Воспитателям предлагается в одной группе создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т.п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

    Вторая группа создаёт портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа. Полученные портреты закрепляются магнитами на мольберте, после чего проходит обсуждение:

    1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете?
    2. Были ли у Вас в практике такие родители?
    3. Что Вы чувствовали при создании положительного портрета?
    4. Есть ли в Вашей группе такие родители?

    Прикрепите стикеры с положительными и отрицательными качествам в два столбика. Соотнесение по количеству указывает на положительный или отрицательный настрой в восприятии воспитателями родителей.

    Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным», высказывая постоянные претензии в их адрес».

    Упражнение «Список претензий к родителям».

    Слово ведущего: «Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя (1-й и 2-й столбики) В 3-м записываются действия педагога по устранению претензии.

    На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными. Затем выделите тех родителей к кому у вас больше всего претензий.

    Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.

    Чтобы понять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому».

    Игра «Два полушария»

            Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает «родителю» претензию (она должна формулироваться чётко и конкретно  и адресовываться реально существующему родителю). Задача «полушарий» ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: «Почему ваш ребёнок опоздал на утреннюю зарядку?». «Правое полушарие: «Мы…». «Левое полушарие»: «…проспали». Затем участники меняются местами.

    Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!

    «Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одним из основных моментов в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите своё отношение, используя алгоритм приятия (раздаточный материал 1). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или препятствуют ему.

    Раздаточный материал 1

    Алгоритм  принятия родителя:

    • Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
    • Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
    • На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
    • Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

    Мини-лекция «Три «Я»»

    Слово ведущего: «Согласно утверждениям психологов в каждом человеке «живут» три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведём себя с другими людьми, почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку или принимаем решение – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребёнок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал «трансакциями». Слово «трансакция» буквально означает «сделка». И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьёзно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздражённого Родителя или обиженного Ребёнка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнёров. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребёнком мы становимся. Часто не отдавая себе в этом отчёта, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации».

    Тест на соотношение Родителя, Ребёнка и Взрослого в структуре личности.

    Раздаточный материал 2

    Тест.

    Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.

    1. Мне порой не хватает выдержки.
    2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
    3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
    4. Я иногда преувеличиваю свою роль в отдельных событиях.
    5. Меня провести нелегко.
    6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
    7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
    8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
    9. Каждый должен выполнять свой долг.
    10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
    11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.
    12. Младшее поколение должно учиться у старших как ему жить.
    13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
    14. Мне удаётся видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
    15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
    16. Я – увлекающийся человек.
    17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
    18. Мои взгляды непоколебимы.
    19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
    20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
    21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

    Оценка результатов

    Суммируйте результаты в каждом столбике бланка ответов, определив доминирующую позицию.

    Дитя (Д): 1,4,7,10,13,16,19

    Взрослый (В): 2,5,8,11,14,17,20

    Родитель (Р): 3,6,9,12,15,18,21

    Интерпретация

    1. Позиция «Я» в роли «ребёнка» (Д)- чувствительность, ранимость, зависимость, подчинённость, безответственность, высокая эмоциональность, но так же свобода и спонтанность.

    Позиция «Я» в роли «родителя» (Р)- стремление руководить, подчинять, брать ответственност на себя, авторитаризм.

    Позиция «Я» в роли «взрослого» (В)- сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению, пониженная эмоциональность, способность ответит на вопрос «Что происходит?».

    2. Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний:

    ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.

    ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишён рассудительности, чвувства ответственности, (либо напротив – гиперответственный), этических норм.

    РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а так же, возможно, гиперопеке.  

     Раздаточный материал 3

    Бланк ответа к тесту на соотношение Родителя, Взрослого и Ребёнка в структуре личности.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    Упражнение «Выбери фразу»

            Воспитатель несёт ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомлённость собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

            Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

    1. Пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;
    2. «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

    Раздаточный материал 4

    Упражнение «Выбери фразу»

    Подчеркните, на ваш взгляд, «неудачные» фразы, а «нежелательные» в паре с «желательными» - синей стрелкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

    1. Извините, если я помешала….
    2. Я бы хотела…
    3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
    4. Вам будет интересно узнать…
    5. Я бы хотела ещё раз услышать…
    6. Мне представляется интересным то, что…
    7. Я пришла к такому выводу, что…
    8. Вы хотите…
    9. Думается, что ваша проблема заключается в том, что…
    10. Давайте с вами быстро обсудим…
    11. Как вы знаете…
    12. Хотя вам и неизвестно…
    13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
    14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
    15. А у меня на этот счёт другое мнение…
    16. Конечно, вам уже известно…
    17. Вы, наверное, об этом слышали…

    Памятка для педагога.

    3. Релаксация.

    «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).

    Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.

    4. Рефлексия.

    Последней процедурой  занятия является отметка на бланке «Обратная связь».

    1.Физический комфорт.

         2.Психологический комфорт.

    3.Практичесая польза.

    4.Ваша активность (самооценка).

    5.Деятельность ведущего.

    Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

    В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

    Досуг для детей и родителей «Самый,самый…»

    Конспект логопедического досуга для детей седьмого года жизни и их родителей...

    Консультация для родителей «Ребёнок, приятный во всех отношениях»

    Обязанность родителей – вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди.  Б. Спок...

    Консультация для педагогов "Трудные дети или трудные родители"

    Ребёнок, которого называют «трудным», всегда страдает. Ему  сложно, просто  потому, что воспитательные правила (а они существуют!) неизвестны родителям, не поняты и, таким образо...