Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части
методическая разработка

Голубенко Светлана Васильевна

Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для  эффективного сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая сессия для педагогов

«Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 1 часть.

                                                       

                                                       Педагог-психолог: Голубенко С.В.

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска

Основа взаимодействия ДОО и семьи — сотрудничество педагогов и родителей. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Подобные ситуации часто провоцируют родители. Но и педагоги не всегда могут выстроить конструктивный диалог, так как не обладают определенными навыками.

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников. 

Задачи:

1. Познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций.

2. Сформировать навыки конструктивного решения конфликта.

3. Познакомить с приемами бесконфликтного общения.

1. Работа с притчей «Страшный сон»

Инструкция. Предложите педагогам прослушать и обсудить притчу.

Притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?

2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?

4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

2. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Инструкция. Педагоги делятся на две группы и получают задание:

Первая группа создает обобщенный портрет родителя, записывая отрицательные качества, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства.

Вторая группа создает обобщенный портрет родителя, записывая положительные качества, взаимодействие с которым вызывает положительные эмоции.

Полученные портреты обсуждают (зачитывают их качества):

1. Тяжело ли было написать качества? Положительные? Отрицательные?

2. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

3. Что вы чувствовали при создании положительного портрета?

После обсуждения сравнивают количество записанных отрицательных и положительных качеств, что указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии педагогами родителей.

Вывод педагога-психолога: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным», высказывая постоянные претензии в их адрес».

3. Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства между воспитателем и родителем? Давайте увидим…

Упражнение «Претензии»

Инструкция. Педагоги, разделенные на две группы, выполняют следующее задание:

Первая группа записывает претензии родителей к воспитателям.

Вторая группа записывает претензии воспитателей к родителям.

Претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно четкими и конкретными.

Выводы: Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-то раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.

4. Знакомство с приемом «Список претензий к родителям»

Слово педагога-психолога: Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. И как мы ранее отметили, мы имеем претензии к ним. Чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают (т.е. проанализировать наше «недовольство» ими), и попытаться отнестись к ним по-другому. Это делать можно, используя список претензий. Они записываются в таблицу напротив фамилии родителя (1 и 2-ой столбики). В 3-ем записываются действия педагога по устранению претензий.

(Затем с педагогами разобрать несколько претензий и действия воспитателя по устранению их).

5. Знакомство с алгоритмом принятия родителя

Слово педагога-психолога: «Спокойствие, только спокойствие! Кто говорил эти слова?» (Карлсон Малышу). Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас есть претензии, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал).

Алгоритм принятия родителя:

1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

(Апробировать алгоритм с педагогами на одном примере).



Предварительный просмотр:

Психологическая сессия для педагогов

«Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 часть.

                                                       

                                                       Педагог-психолог: Голубенко С.В.

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска

1. Упражнение «Желаю Вам…»

Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача — сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершение педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.

 

2. Упражнение «Три «Я»»

Слово педагога-психолога: Согласно утверждениям психологов в каждом человеке «живут» три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Так, Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн называл «трансакциями». Это слово буквально означает «сделка». И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему это результат не всегда хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым и Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации. А теперь познакомимся с типами позиций, их характерными признаками. Раздаточный материал:

Типы позиций и их характеристики

Критерии

Родитель

Ребенок

Взрослый

Общее поведение

Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое

Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное

Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь

Типичные фразы

«Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя»

«Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!»

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту

Интонация,

манера говорить

Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. Тепло, успокаивающе, сочувственно

Громко, быстро, захлебываясь, печально. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко

Жесты

Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. Поглаживание по голове

Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова

Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед

3. Упражнение «Измени ролевую позицию в общении»

Инструкция: Участники делятся на две группы  и выполняют задание: «Произнесите каждую фразу как родитель, ребенок, взрослый».

1 группа: «Однажды вы поймете, что мои требования к вашему ребенку были правильными».

2 группа: «Я хочу поговорить о вашем ребенке».

4. Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Раздаточный материал:

Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Инструкция: Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что я не хочу уступать.

20. Правила, оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Бланк ответа к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Итого:

Итого:

Итого:

Оценка результата: суммируйте баллы в каждом столбике бланка ответов, определив доминирующую позицию.

Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Интерпретация к тесту:

1. Позиция «Я» в роли «ребенка» (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

Позиция «Я» в роли «родителя» (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

Позиция «Я» в роли «взрослого» (В)  -  сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: «Что происходит?».

2. Соотношение эго-состояний:

  • ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.
  • ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо, напротив, - гиперответственный), этических норм.
  • РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

5. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»

Мультфильм снят российским режиссером Н. Березовской в 2000 г. Главный герой — маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в Анесси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «За самый смешной мультфильм в мире».

Комментарий. В ходе обсуждения подвести участников к выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

6. Правила общения

Раздаточный материал с целью обсуждения с напарником в группе:

Правила общения

1. Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

2. Уверенность в своих знаниях придает силу.

3. Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

4. Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

5. Находите возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.

6. Будьте эмоционально уравновешенными при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.

7. В сложной ситуации старайтесь подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

8. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

9. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

7. Обратная связь

Инструкция. Используя рисунок, участники должны оценить психологическую сессию по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, — поставив оценку по 10-балльной шкале.

Раздаточный материал: Рисунок для обратной связи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Повышение коммуникативной компетентности педагогов  в взаимодействии с родителями.         Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зав...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Мастер-класс для пелагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"...