мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
консультация

Першина Лариса Владимировна

Повышение коммуникативной компетентности педагогов  в взаимодействии с родителями.

 

        Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зависит от ряда  факторов, имеющих отношение как к родителям, так и к педагогу. Одним из таких факторов является – коммуникабельность педагога, общительность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx31.41 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_trudnyy_roditel.ppt260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение центр развития ребенка г. Калининград д/с № 7

МАСТЕР-КЛАСС (онлайн)

Тема:    «САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ,

 САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

                                                                                                 

                                      Дата проведения: 24 апреля 2020 г.

 Время:11. 30

                         Место проведения: онлайн

                          (интернет площадка zoom)

                                     В рамках педагогического совета

Подготовила: педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с №7

                                                           Першина Лариса Владимировна

Цель:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов  в взаимодействии с родителями.

Задачи:

  1. Развитие эмоционального восприятия родителей воспитанников у педагогов;
  2.  Осознание педагогом своей позиции в общении с родителями
  3. Освоить  методы  и приемы принятия родителей
  4. Формирование благоприятной атмосферы для общения с родителями;
  5. Обучение навыкам снижения эмоционального напряжения

Материалы: ручки, листы бумаги или тетрадь в клетку, стикеры, бланки – задания для мозгового штурма, рекомендации.

Ход работы

     Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас. Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться на интернет площадке, провести мастер-класс в рамках педсовета онлайн.

 Тема нашего мастер-класса "Самый «трудный» родитель, самый «приятный» родитель ".

Принятие правил работы группы.

Итак, уважаемые коллеги, давайте с Вами обсудим  правила и время  работы в онлайн режиме.

  1. Время работы предполагается 35 мин.
  2. Организованное и активное участие всех присутствующих
  3. Обратная связь выводится в чате по мере запроса

Разминка  «Поздороваемся»

психолог: предлагаю всем поприветствовать друг друга, похлопав в ладоши, тем самым создадим  невидимое пространство всех здесь присутствующих.

Вступительная часть

     Понимая, что у каждого из вас есть огромный опыт общения с родителями, надеюсь, что наш мастер –класс  дополнит его конкретными знаниями, приемами в работе и поможет вам найти с родителями общий язык, не зависимо от их типа: трудный это родитель или приятный.

    Как показывает опыт, многие воспитатели не любят работу с родителями и их общение сводится к формальности – принесите, придите, выполните, распишитесь и т.д.

 Более открытое общение с  родителями (о развитии и возможностях ребенка) зачастую воспитателями опускается, так как многие считают, что родителям это не интересно, они и так все  знают о своих детях. А родители, в свою очередь, не интересуются успехами своих детей по причине отсутствия времени, занятости на работе, решением бытовых и личных проблем.

 По-другому, можно сказать, что причинами возникновения трудностей в работе с родителями является:

  1. Социально –экономические;
  2. Организационные;
  3. Профессионально-личностные.

       Так как воспитатель большую часть времени проводит с детьми и участвует в развитии их как психологическом, коммуникативном, физическом, музыкальном, интеллектуальном, то возможность заинтересовать родителя темой и содержанием общения, вызвать интерес -  очень  высока.

        Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зависит от ряда  факторов, имеющих отношение как к родителям, так и к педагогу. Одним из таких факторов является – коммуникабельность педагога, общительность.

 Насколько высокий уровень общительности у воспитателя, или насколько сам воспитатель готов к общению, можем узнать сейчас. Каждый воспитатель может оценить свой уровень общительности.

 

Упражнение 1.  Личность педагога. Диагностика.

Опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цель: Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

  Инструкция

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ — «да», «нет» или «иногда».

Обработка и интерпретация результатов

За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» — 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов. Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

Обсуждение:

  1. Согласны ли вы полученным результатом?

 

     Педагог-психолог: Когда вы оценили свой уровень общительности, давайте поговорим, какие же эмоции испытывает воспитатель к трудному и приятному родителю .

        

Упражнение 2.  «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

Воспитателям предлагается в одной группе создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т.п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

Вторая группа создаёт портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа. Полученные портреты закрепляются магнитами на мольберте, после чего проходит обсуждение:

  1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете?
  2. Были ли у Вас в практике такие родители?
  3. Что Вы чувствовали при создании положительного портрета?
  4. Есть ли в Вашей группе такие родители?

 

Педагоги пишут в чате свои ответы.

     .

Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны?

Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным», высказывая постоянные претензии в их адрес».

Педагог-психолог: Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя (во 2-й столбик). В 3-м записываются действия педагога по устранению претензии. К нему (3 столбику)  мы вернемся чуть позже….

Ф.И. родителя

         Претензия

Эмоции

Действие по устранению претензий

1.

2.

3.

Упражнение 3  «Список претензий к родителям».

На работу отводится до 5 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными. Затем выделите тех родителей к кому у вас больше всего претензий.

Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.

  Обсуждение:

-  Насколько эффективным будет общение на взаимных претензиях?

-  Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий?

-  По вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?

Резюме: Чтобы понять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому.

    Педагог-психолог:   Воспитатель несёт ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

   Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:

1.Утверждается осведомлённость собеседника в обсуждаемой проблеме;

2. Инициатор беседы уверен в себе;

3. Исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;

4. Обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме

«Вы - подхода».

        

Упражнение  4  «Выбери фразу»

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

  • Пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;
  • «нежелательные» в паре с «желательными» -  отметьте стрелкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

Перечень фраз:

  1. Извините, если я помешала….
  2. Я бы хотела…
  3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
  4. Вам будет интересно узнать…
  5. Я бы хотела ещё раз услышать…
  6. Мне представляется интересным то, что…
  7. Я пришла к такому выводу, что…
  8. Вы хотите…
  9. Думается, что ваша проблема заключается в том, что…
  10. Давайте с вами быстро обсудим…
  11. Как вы знаете…
  12. Хотя вам и неизвестно…
  13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
  14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
  15. А у меня на этот счёт другое мнение…
  16. Конечно, вам уже известно…
  17.  Вы, наверное, об этом слышали…

Педагог - психолог:    Спокойствие и терпение являются одним из основных моментов в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть.

       Подумайте и определите, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость».

Терпение - способность сохранять спокойствие в неприятной обстановке. Это контроль своего эмоционального состояния.

Терпеливость - уверенность, надежность, спокойствие и гармония.

      Это черта характера

Алгоритм  принятия родителя:

  • Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
  • Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  • На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
  • Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 Вернемся к списку претензий. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите своё отношение, используя алгоритм приятия (раздаточный материал 1).

Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или препятствуют ему.

 «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.

4. Рефлексия.

Последней процедурой  занятия является отметка на бланке «Обратная связь».

1.Физический комфорт.

     2.Психологический комфорт.

3.Практичесая польза.

4.Ваша активность (самооценка).

5.Деятельность ведущего.

Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Самый трудный родитель, самый приятный родитель Подготовила педагог-психолог МАДОУ ЦРР 7 Лариса Владимировна Першина

Слайд 2

Повышение коммуникативной компетентности педагогов в взаимодействии с родителями Причинами возникновения трудностей в работе с родителями является: 1. Социально –экономические; 2. Организационные; 3. Профессионально-личностные.

Слайд 3

Фактором успешности педагога в общении является - коммуникабельность Уровень общительности определяется с помощью опросника В. Ф. Ряховского

Слайд 4

Оценка уровня коммуникабельности педагога Текст опросника 1. Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента? 3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? 4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? 7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

Слайд 5

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями 9 . В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании? 12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

Слайд 6

Оценка уровня коммуникабельности педагога 13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так? 14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор? 15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Слайд 7

Оценка уровня коммуникабельности педагога 13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так? 14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор? 15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Слайд 8

Список претензий к родителям № Ф.И. родителя претензия Эмция (чувства) Действия по устранению претензий 1. 2. 3.

Слайд 9

Список претензий к родителям 1. не оплаченные вовремя квитанции; 2.неуважительное отношение к педагогам: некоторые родители запросто могут отчитать воспитателя в присутствии детей; 3.нарушение режима: родители приводят ребенка утром, когда завтрак давно закончился, либо слишком поздно забирают вечером; 4. ребята попадают в группу абсолютно не готовыми к садику, без элементарных навыков самообслуживания; 5.отсутствие должного воспитания у детей: они либо чрезмерно избалованы, либо абсолютно лишены родительского внимания и заботы.

Слайд 10

Эмоции (чувства) 1. Раздражение 1. Спокойствие 2. Негодование 2. Умиротворение 3. Гнев 3. Радость 4. Злость 4. Восторг 5. Безразличие 5. Интерес 6. Разочарование 6. Предвкушение 7. Обида 7. Гордость 8. Безысходность 9. Печаль

Слайд 11

Список претензий Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. Разрушающим эффектом отношений являются отрицательные эмоции по отношению к друг к другу

Слайд 12

1 .Утверждается осведомлённость собеседника в обсуждаемой проблеме; 2. Инициатор беседы уверен в себе; 3. Исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; 4. Обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы - подхода». Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:

Слайд 13

Выбери фразу 1.Извините, если я помешала…. 2. Я бы хотела… 3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали… 4. Вам будет интересно узнать… 5.Я бы хотела ещё раз услышать… 6. Мне представляется интересным то, что… 7. Я пришла к такому выводу, что… 8 . Вы хотите… 9. Думается, что ваша проблема заключается в том, что… 10. Давайте с вами быстро обсудим… 11. Как вы знаете… 12. Хотя вам и неизвестно… 13 Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… 14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете… 15. А у меня на этот счёт другое мнение… 16. Конечно, вам уже известно… 17. Вы, наверное, об этом слышали…

Слайд 14

Алгоритм принятия родителя 1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя; 2. Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; 3. Изменить отношение к родителю или же его мотивацию; 4. На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является.

Слайд 15

Снятие эмоционального напряжения «Игра с песком» Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать воображаемый песок в руках. Посыпать мысленно колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками).

Слайд 16

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....

Мастер-класс для родителей "Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!"

    Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, ...

Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части

Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для  эффективного сотрудничества....