Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»
методическая разработка по теме

Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Тема: «Трудности «трудного ребенка»»

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины.
  2. Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей.
  3. Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми.
  4. Разработать психолого-педагогические рекомендации.

Задание к семинару: Изучить  теоретические материалы в Интернете, методическую литературу по данной теме. Изучить индивидуальные материалы на каждого ребенка.

Ход семинара:

  1. Упражнение  «Трудности «трудных детей».
  2. Работа по группам «Алгоритм оказания помощи «трудным детям». Участники семинара делятся на группы. Каждой группе дается проблема, наиболее распространенная при взаимодействии с «трудным ребенком».

Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «трудному ребенку».

  1. Упражнение «Золотые правила».
  2. Упражнение «10 хороших качеств».
  3. Рефлексия, обратная связь.

Ход семинара

1. Упражнение «Трудности «трудных детей».

Продолжите предложение «Трудный ребенок – это…».

Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии  с «трудными детьми».

К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:

Вызывающее поведение.

Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;

Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;

Лживость;

Обидчивость, агрессивность;

Тревожность;

Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;

Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;

Проблемные взаимоотношения со сверстниками;

Трудности в обучении;

Невыполнение домашних заданий

Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;

Отсутствие позитивных жизненных целей.

Четыре мотива плохого поведения

Каждый педагог знает, что  его воспитанники имеются сотни способов мешать занятиям, "заводить" всех и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».

Таблица «Четыре мотива плохого поведения».

Каковы бы ни были цели плохих поступков детей, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.

          Алгоритм оказания помощи «трудным детям»

Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:

изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).

корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.

создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.

Давайте попробуем создать такую модель взаимодействия.

2. Работа по группам.

Педагоги делятся на группы. Каждой группе дается проблема (наиболее распространенные при взаимодействии с «трудного ребенка»).

Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «трудному ребенку».

Представление результатов работы представителями от каждой группы.

Обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями  и подведение итогов работы в группах.

3. Упражнение “Золотые правила”

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)

Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!

ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!

ИЛИ

ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.

ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

4. Упражнение 10 хороших качеств.

Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное.

Задание: назовите 10 хороших качеств самого «трудного ребенка».

5. Рефлексия, обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Семинар-практикум «Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев».

Дано определение гнева, схема поведения педагога, памятка...

Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»

Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при этом осо...

Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»

Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при эт...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

семинар-практикум: "Трудности и возможности педагогов после карантина"

Сценарий семинара-практикумаСЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПОСЛЕ КАРАНТИНА: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВУпражнение  «Я сегодня»Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги! Я рада вас в...