Семинар-практикум «Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев».
методическая разработка по теме

Дано определение гнева, схема поведения педагога, памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnev.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев».

Цель: обобщение представлений педагогов о понятии гнев и способах его выражения.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием гнев.
  2. Показать схему поведения во время вспышек гнева и способы его выражения.
  3. Практически отработать навыки взаимодействия с детьми.

Оборудование: доска, маркеры, бумага, ручки, карточки с для рефлексии, памятки.

Содержательная часть.

  1. Приветствие. Педагоги встают вкруг и по очереди здороваются ладошками друг с другом: «Добрый день, имя…, я очень рада Вас видеть!»
  2. Упражнение № 1 «Портрет гнева».

Ведущий записывает в центре доски выражение «Гнев – это…». Затем предлагает записать «это» другими словами. Что такое, по - вашему, гнев? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все то, что приходит в голову по поводу этого слова.

После окончания задания проводится небольшой анализ данного материала. Выстраивается шкала от самого слабого чувства к самому сильному.

  1.  - раздражение,
  2. - злость,        
  3. - гнев,
  4. – ярость.

Упражнение № 2. «Ассоциативный ряд». Говоря слово «гнев» мы вкладываем в него ряд чувств и ассоциаций. Пусть каждый из вас скажет, с чем ассоциируется слово. Какой образ подсказывает ваше воображение.

Ряд ассоциаций:

  • если гнев – это овощ, то это…?
  •  если гнев – это мебель, то это…?
  • если гнев – это транспорт, то это…?
  • если гнев – это животное, то это…?
  • если гнев – это насекомое, то это…?
  • если гнев – это фрукт, то это…?
  • если гнев – это растение, то это…?
  • если гнев – это рыба, то это…?
  • если гнев – это птица, то это…? И т.д. т.п.

В конце задания важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния.

Гнев – сильное и неоднозначное чувство. Гнев возникает в ответ на событие, которое человеку не нравится. Тогда происходят изменения на телесном уровне:

  • Повышается сердцебиение,
  • мышцы напрягаются,
  • дыхание становится учащенным,
  • маленькие дети могут кричать, драться, бросаться предметами.

Подростки и взрослые часто сдерживаются и даже улыбаются, несмотря на бушующие внутри эмоции, а могут вести себя как маленькие.

Упражнение №  3. Отрицательные и положительные стороны гнева. Запишите каждый на листочке «+» и «- » гнева. Каждый педагог выполняет задание, а потом по кругу называют по одному качеству.

Отрицательные

Положительные

  • приводит к дракам
  • к обидам
  • к ссорам и пр.
  • мобилизует внутренние силы организма
  • «праведный гнев»
  • «спортивная злость»
  • Помогает преодолеть самого себя в трудной ситуации,

защитить слабого и пр.

Подводится итог.

Что вы делаете обычно, когда ребенок испытывает гнев? (ответы педагогов). Обычно говорим: «Не  злись! Успокойся!» Тогда всякий раз, когда ребенок злится (а он не может не злиться – это физиологический механизм, который запускается в любой ситуации, не удовлетворяющей человека), он думает, что с ним что-то не так, стыдится себя и, как следствие, еще больше злится.

4 шага научить ребенка выражать гнев.

Что можно сделать, чтобы  дети научились понимать причины своих переживаний и цивилизованно выражать гнев (ответы педагогов).

  1. Озвучить состояние ребенка. Это очень важно, т.к. ребенок учится распознавать свои чувства при условии, что взрослые ему их называют. Начиная с 2-2,5 лет называние чувств ребенка позволяет ему не ощущать себя плохим, когда с ним происходит то, что не нравится взрослым. Он начинает понимать: «если в теле я ощущаю то-то и то-то или хочу сделать что-то определенное – значит, испытываю злость (грусть, радость, удивление, страх и т.д.)». И тогда появляется выбор: можно выразить переживаемое разными способами.

Если ребенок на что-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему ты злишься на что-то или на кого-то». Если молчит, можно сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что-то произошло. И хочу помочь». Можно поделиться воспоминаниями.

  1. Присоединиться к чувствам ребенка. Только присоединившись к чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться! «Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей» или «Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да еще у всех на виду, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда» или «Да, очень обидно, когда ты хочешь играть с подружкой, а она с тобой – нет. Так. Этим мы показываем ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, расширяем его представления о том, что конкретно задело и стало причиной гнева.
  2. Помочь ребенку выразить гнев адекватными способами. Еще раз отметим: злость заложена в нас природой для того, чтобы мы могли защитить себя в случае опасности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Отсюда, плохое самочувствие, боли, ребенок становится плаксивым, раздражительным, начинает отвлекаться. Поэтому так важно вовремя «освободиться» от гнева и злости.

Упражнение №4. Педагогам предлагается записать положительные и отрицательные способы выражения злости.

Отрицательные

Положительные

  • Драка
  • Ругань
  • Плевки
  • Укусы и т.д.
  • Рычание
  • Топанье ногами
  • Избиение подушки
  • Швыряние мягких кубиков в стену
  • Громко спеть любимую песню
  • Надуть воздушный шар
  • «бой» с боксерской грушей
  • Скомкать или рвать бумагу
  1. Обсудить случившееся. Поговорить в спокойном тоне, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех толкают на прогулке, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят сильные переживания, связанные с собственной неуверенностью, желанием быть лидером, завоевать уважение сверстников. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.

Ролевая игра.

Сейчас мы на практике проиграем одну из жизненных ситуаций. Приглашаю сюда (назвать имена педагогов). Подойдите сюда и получите инструкцию.

1. Изучение инструкций.

А) инструкция для воспитателя: вам нужно, используя алгоритм, разобрать ситуацию.

Б) инструкция для детей: вам нужно злиться до тех пор, пока не почувствуете, что захотелось общаться с воспитателем.

В) инструкция для наблюдателей.  Понаблюдать за поведением воспитателя и отметить:

  • что способствовало установлению контакта,
  • что мешало,
  • Правильно ли педагог разрешил ситуацию.

2. Проигрывание ситуации (см приложение 1).

З. Обсуждение игры.

Вопросы наблюдателям:

  • Как вы думаете, удалось ли воспитателю правильно разрешить ситуацию, выяснить причину конфликта?
  • Что помогало, что наоборот мешало?

Вопросы воспитателю

  • Какие чувства вы испытывали в начале контакта с ребенком?
  • Удалось ли правильно разрешить конфликт?

Вопрос «ребенку»

  • Удалось ли справиться со злостью?
  • Когда не захотелось больше скандалить?

Вывод психолога.

В каждой группе может быть свой «законный» способ проявления злости. Если постоянно придерживаться такой схемы поведения, то ребенок научится справляться с гневом. Он будет понимать, что с ним происходит, и сможет объяснить это другим. А также выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И усвоит разные  варианты выхода из сложной ситуации. Педагогам раздаются памятки «4 шага, как  научить ребенка выражать гнев» и «Способы выражения гнева» (см приложение 2).

Рефлексия.

Мне важно знать ваше мнение о занятии. Для этого возьмите карточки с изображением личика, нарисуйте, какую эмоцию вы сейчас испытывайте, а на обратной стороне напишите свое мнение (см приложение 3).

Приложение 1

Ситуация

«Оля подходит к Свете и предлагает вместе поиграть. Света отворачивается от нее к Лене. Оля подходит с другой стороны – Света снова отворачивается. Оля краснеет, кулачки сжимаются, и педагог успевает остановить ее в тот момент, когда игрушка уже практически опустилась на голову Светы».

Приложение 2

 «4 шага, как научить ребенка выражать гнев»

  1. Озвучить состояние ребенка.
  2. Присоединиться к его чувствам.
  3. Помочь выразить гнев адекватным способом.
  4. Обсудить случившееся.

Способы выражения гнева

  • Рычание
  • Топанье ногами
  • Избиение подушки
  • Швыряние мягких кубиков в стену
  • Громко спеть любимую песню
  • Надуть воздушный шар
  • «бой» с боксерской грушей
  • Скомкать или рвать бумагу

Приложение 3

Литература.

  1. Статья С.С. Смирновой «Как научить ребенка цивилизованно выражать свой гнев», справочник педагога-психолога 08,2012г.

Resource id #1172

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Научите детей любить природу».

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе р...

Консультация на тему "Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев"

Консультация для родителей на тему "Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев"...

Семинар-практикум для родителей «Учим детей избавляться от гнева»

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способ выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами. Зачастую,  дет...

Консультация "Как научить ребенка адекватно выражать свои эмоции"

Памятка для педагогов и родителей о значении эмоций в жизни ребенка....