Семинар-практикум для родителей «Учим детей избавляться от гнева»
методическая разработка

Поспелова Татьяна Александровна

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способ выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами. Зачастую,  дети поступают так или иначе, не потому что им это нравится, а потому, что по другому не умеют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Взаимодействие с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности родителей при встрече с проявлениями агрессивного поведения у детей.

Задачи: 

  • познакомить родителей с понятиями «агрессия» и «агрессивность», психологическими особенностями агрессивных детей, причинами повышенной агрессивности детей;
  • обеспечить осознание родителям необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка-дошкольника и оказания ему своевременной помощи;
  • обучить родителей методикам помощи агрессивными детьми;

Оборудование и материалы: бумажные цветные шары, бумага А4, карандаши, «ведерко», пластмассовые стаканчики

Ход:

Вступительное слово. 

 Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень актуальной проблеме, существующей в детском саду – проблеме детской агрессивности.

  Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, который всех задирает, обзывает или бьет, не может себя контролировать.

«Притча о Вечном путнике»

Психолог: Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель! 
– Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
– С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
– Нет он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
– Где же обещанный Путник Вечности?
(– А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?) 
– А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец. 
– Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
– Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель! 
Так люди увидели ребёнка –
свою надежду.
– Ребенок – это и есть Путник Вечности!  Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

– Ведь именно ему жить в будущем. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.
    Но не всегда наши ожидания соответствуют реальной картине.
Иногда в наших детей вселяется бесенок, и он становиться неуправляем. Теряет контроль и начинает обижать младших, получает двойки и говорит грубости родителям и учителям. Что же случилось с нашим ребенком, ведь мы возлагали такие большие надежды на него, а он груб, невежлив, и зачастую просто агрессивен. Для того, чтобы это понять мы и собрались на очередную встречу.

Понятия «агрессия» и «агрессивность».

Прежде всего, давайте определим, что такое агрессия и агрессивность. Чем эти два понятия отличаются.

Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический и моральный вред объектам нападения. Выделяют несколько видов агрессии:

 Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

Раздражение (вспыльчивость, грубость);

Негативизм (оппозиционное поведение).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов. У детей чаще всего агрессия выражается в физическом или вербальном виде.

 В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в копилку гнева, а это сродни мине замедленного действия.

Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

        Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, конструктивными способами

Давайте сделаем эти упражнения все вместе.

Упражнение «Бумажка»

Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Содержание: «Давайте разорвем эту бумажку на мелкие кусочки (нарви больше меня снежинок) Снежинка – злость, обида. «Снежинки вместе соберем, вверх подбросим и щеткой подметем».

Упражнение «Собери картинку»

Цель: переключение с агрессивного состояния на другое; стимулирование положительных эмоций.

Содержание: Картинку с приятным рисунком разрезать по кривой или ломанной (ребенок может сам разрезать, порвать). Задание правильное соединить, собрать.

Упражнение «Крестики-нолики»

Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.

Содержание: Психолог: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем».

Упражнение "Разукрась шары"

Цель: научить детей разным способам выражения агрессии.

Содержание: Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета – "добрые"? Объясните почему.

Упражнение "Бумажный волейбол"

Цель: научить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Содержание: В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение «Мешочек для криков»

      Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях - «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия.

Упражнение на расслабление

Упражнение выполняется сидя (нужен стул с твердой спинкой). Мышцы шеи расслаблены, спина прямая, глаза закрыты. Поднимите руки. Приблизительно на середине виска нащупайте пальцами небольшую впадину. Это и есть нужная вам точка. При надавливании на нее ощущается боль. Массирование производится указательным пальцем с прижатым к нему средним пальцем. Массируйте оба виска синхронно, круговыми движениями. Сделайте 20 движений по направлению к лицу и 20 – по направлению к затылку. Повторите еще два раза. Завершая упражнение, уменьшайте силу надавливания, постепенно переходя к поглаживаниям. Закончив массаж, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

"Спаси птенца"

 Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

"Солнечный зайчик"

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Рефлексия. Родители делятся впечатления от семинара: что понравилось, что не понравилось и т.д., при желании – делятся своими ощущениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Учите ребенка справляться с гневом

Для того чтобы научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями, родителям необходимо самим освоить несколько методик и упражнений, снимающих состояние эмоционального напряжения....

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа ...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Уважаемые родители!Сегодня мы поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приёмам развития речи.Правильная, выразительная речь- звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.Задачи: Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.Обучить родителей правильному выпол...

«Мандалотерапия: учим детей избавляться от неприятных эмоций»

Коррекционная и развивающая работа, улучшающая эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, помогает им выразить свои чувства, дает возможность для самовыражения. Предложите им раскрас...

Семинар - практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дош...