«Волшебными кругами играем – речь развиваем»
консультация по коррекционной педагогике
Конкурс-работа в рамках повышения педагогической (логопедической) грамотности педагогов групп компенсирующей направленности:
«Волшебными кругами играем – речь развиваем»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.58 КБ | |
| 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конкурс-работа в рамках повышения педагогической (логопедической) грамотности педагогов групп компенсирующей направленности:
«Волшебными кругами играем – речь развиваем»
Подготовила:
Новоселова Т.А.,
учитель-логопед
Рубцовск, 2025
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.
Задачи:
- продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»;
- раскрыть возможности применения пособий в практической работе с дошкольниками;
- раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе с детьми по развитию речи.
Добрый день, уважаемые коллеги.
«Круги Луллия» - это дидактическое пособие, которое обладает потенциалом для решения речевых задач и формирования мыслительных процессов.
Пособие создано в XIII на основе изобретения каталонского монаха и философа Раймунда Луллия.
Это пособие помогает сделать занятие эффективным, даёт возможность обучать играя. «Круги Луллия» вносят элемент игры в образовательную деятельность, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки.
Пособие состоит из четырех вращающихся кругов разного диаметра, сверху закреплена подвижная рамка. Первый круг – верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый большой.
Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала. В комплекте к пособию прилагаются карточки по лексическим темам (Животные, Насекомые, Транспорт и т.д.).
Авторы методики «Круги Луллия» используют 4 типа игр:
- 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например:«У курицы птенец - цыпленок, появляется из яйца, живут они в сарае, в курятнике, в гнезде, питаются зерном».
- 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например: Комар и паутина. «Подул сильный ветер и комар попал в паутину и запутался».
- 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
- 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Данное пособие рекомендовано и используется воспитателями в логочас для закрепления заданий логопеда по развитию речи по основным направлениям:
- формирование словаря,
- звуковая культура речи,
- подготовка к обучению грамоте,
- формирование грамматического строя речи,
- связная речь.
Игры на развитие словаря
Игра «Образуй группы»
-Детям предлагается рассмотреть изображения по лексической теме «Транспорт» и подумать, по какому принципу можно объединить их в группы. Составить под рамкой верную группу.
-Назвать картинки, которые объединили в группу. По какому принципу объединили именно эти картинки?
Игра «Наоборот»
- Для этой игры используют два круга.
-Картинки на втором круге обозначают прилагательными: лимон –кислый, сундук – полный, книга-какая? карандаш –какой? короткий, толстая, высокий, узкий, большой, горячий, полный,.
-Дети поворачивают круги и составляют под рамкой пару слов противоположных по смыслу.
«Круги Луллия» используют как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. С кругами можно работать группами, парами или индивидуально. Дети охотно используют круги в свободной игровой деятельности.
- Какие речевые задачи можно решать в процессе игр? (развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова; обогащать и активизировать речь дошкольников антонимами)
Игры по формированию звуковой культуры речи
Игра «Парочки», «Троечки»
- В этой игре необходимо подобрать правильную пару так, чтобы название картинок отличались только одним звуком и расположите под стрелкой.
Составить не пару, а цепочку из 3-х слов так, чтобы каждое следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. (миска-мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-ком, лапа-липа-лупа)
Игра «Рифмуй-ка»
Педагог предлагает объединить рифмующиеся слова и расположить пару под рамкой. Например: ворона-корона, врач-грач, глаза-коза, мишка-шишка, часы-усы. Затем предлагает сочинить двустишье или четверостишье c любой парой слов.
Игра «Цепочка слов»
-В этой игре необходимо составить под рамкой верную пару так, чтобы второе слово начиналось со звука, на который заканчивается первое слово.
- Какие речевые задачи позволяют решать эти игры? (развивать фонематический слух, упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.)
Игры на развитие грамматического строя речи
Игра «Какой? Какая? Какое?»
- Необходимо составить словосочетание. Например: яблочное варенье, клубничный пирог и т.д.
- В этой игре мы с вами можем увидеть несовместимые на первый взгляд комбинации. Например, морковное мороженое, конечно дети понимают, что это нереальная ситуация, а значит можно дать волю фантазии и сочинить сказку о том, как могло появиться морковное мороженое.
Игра «Сосчитай-ка»
- Детям предлагается раскрутить круги произвольно.
- Установить рамку на любом сочетании. Составить словосочетания по образцу: Три синих тарелки. Шесть зелёных кастрюль и т.п.
- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать в этих играх? (формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными, развивать грамматический строй речи.)
Игры по обучению грамоте
Игра «Где спрятался звук?»
- Необходимо определить, какой звук твердый или мягкий слышим в слове, найти его место и образовать под рамкой верную пару.
- Дети с удовольствием играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя отработанные на занятиях задания, а также придумывая новые игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом и воображением.
Игра «Звукaрик»
Педагог предлагает объединить картинки c символами первых звуков. Например: красная точка-ива, синяя точка-волк, зелёная точка-кит.
Вариант усложнения: Взять ещё один набор карточек c точками разных цветов и разложить на третий круг. Детям предлагается выбрать картинку, определить первый и последний звук в этом слове и обозначить их точками соответствующего цвета.
- Какие речевые задачи можно решать в этой игре? (закреплять умение детей определять место звука в слове, развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слов.)
Игра на развитие связной речи
Игра «Составь предложение»
- Дети, вращая круги, выбирают под рамку картинки так, чтобы получилось верное предложение.
-Давайте вместе сформулируем, какие речевые задачи можно решать с помощью этой игры. (развивать умение составлять предложения по модели, развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь.)
Вашему вниманию были представлены игры по развитию речи с использованием пособия «Круги Луллия».
- Какие на, ваш взгляд, положительные стороны можно отметить у этого пособия? (Высказывания педагогов)
Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:
1. Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.
2. Вариативность: используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игр, дополнять и усложнять игру, придумывать свои задания.
3. Многофункциональность: «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Игры легко интегрируются с любой из пяти образовательных областей.
4. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» можно самостоятельно изготовить из прочного картона, а карточки распечатать на принтере.
-А самое главное - игры позволяют сделать процесс обучения интересным и незаметным для детей.
Литература
1. Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.
2. Сидорчук Т.А., С.В. Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
Консультация для родителей «Круги Луллия» «С детьми играем - речь развиваем!»
Консультация для родителей «Круги Луллия» «С детьми играем - речь развиваем!»...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...

«Сторисек » как современное игровое пособие по взаимодействию родителей и ребенка при ознакомлении дошкольников с художественной литературой «В кругу семьи играем – речь развиваем».
laquo;Сторисек »как современное игровое пособие по взаимодействию родителей и ребенка при ознакомлении дошкольников с художественной литературой«В кругу семьи играем – речь ра...

«Сторисек » как современное игровое пособие по взаимодействию родителей и ребенка при ознакомлении дошкольников с художественной литературой «В кругу семьи играем – речь развиваем».
laquo;Сторисек »как современное игровое пособие по взаимодействию родителей и ребенка при ознакомлении дошкольников с художественной литературой«В кругу семьи играем – речь ра...

Проект «Круги Луллия с детьми играем речь развиваем"
laquo;Дошкольный возраст уникален,ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь,именно поэтому важно не упустить этот период ...
