Рабочая программа логопедического кружка Fofbrain
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Миронова Анастасия Николаевна

Рабочая программа логопедичского кружка Forbrain

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova._forbrain_2025_-_kopiya.docx46.74 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА

«FORBRAIN»

Срок реализации 1 учебный год

                                                         

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность Программы

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно полноценно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормотипичном речевом и интеллектуальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. У детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в  группах компенсирующей направленности дошкольного отделения МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП»  данный процесс затягивается.

Отмечается, что развитие фонематического восприятия у детей положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Стойкое исправление произношения может быть достигнуто только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение навыка письма. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.

Использование устройства Forbrain в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда помогает повысить эффективность технологий преодоления речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ. Forbrain – это безопасное, неинвазивное устройство, которое легко использовать во время индивидуальных логопедических занятий. Устройство выглядит, как гарнитура, оснащенная динамиком и микрофоном. Принцип работы мини-гарнитуры состоит в том, что речь, произнесенная в динамик, обрабатывается и посредством комбинации определенных вибраций, подается в динамик. Мини-гарнитура удобная в использовании, её наличие не мешает ребенку двигаться. Логопедические занятия с использованием Forbrain проводятся с дошкольниками при условии, что ребёнок готов воспринимать устройство без проявлений негативизма.

В процессе индивидуальных логопедических занятий с использованием мини-гарнитуры Forbrain улучшается:

- слуховое внимание;

-  фонематическое восприятие;

- звукопроизношение;

- темпо-ритмическая организация речи;

- обогащается пассивный и активный словарь;

Таким образом, сочетание использования традиционных логопедических и аппаратных технологий – Forbrain – помогает ребенку среднего дошкольного возраста с ЗПР улучшить состояние его импрессивной и экспрессивной речи.

 1.2. Актуальность Программы

Актуальность программы определяется тем, что регулярные логопедические занятия с использованием мини-гарнитуры FORBRAIN способствуют улучшению состояния экспрессивной речи ребенка.

Содержание программы подобрано с опорой на комплексно-тематическое планирование. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение логопедического занятия в форме игр создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества ребенка и педагога, побуждая дошкольника с ОВЗ принимать активное участие в познавательном процессе.

1.3. Новизна Программы

Программа направлена на оказание помощи в преодолении речевых нарушений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. В рамках дополнительного образования осуществляется коррекционно-развивающая работа по речевому развитию дошкольников средствами сочетания традиционных логопедических и аппаратных технологий (мини-гарнитуры FORBRAIN).

1.4. Адресат Программы

Программа логопедического кружка «Forbrain» предназначена для обучающихся групп компенсирующей направленности дошкольного отделения МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП» среднего дошкольного возраста с ЗПР (4-5 лет) с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

1.5. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития 4-5 лет

Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. Дети не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается индивидуально. Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности. В свободной деятельности дети с ЗПР чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны.

Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у дошкольников с ЗПР. Нарушение понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях. Отмечается, что дети с ЗПР, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники с ЗПР, как правило, действуют молча. Они не сопровождают свои действия речью или иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с выполняемыми действиями.

1.6. Объем и срок реализации Программы

Срок реализации программы – 1 учебный год (с октября по май). Настоящей программой предусматривается 1 занятие в неделю по 20 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.

По продолжительности: программа краткосрочная.

Форма обучения: индивидуальная.

Место проведения: кабинет учителя-логопеда.

1.7. Цели и задачи Программы:

Цель логопедического кружка «Forbrain»: преодоление речевого нарушения у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР путем развития фонематического восприятия с использованием аппаратных технологий (мини-гарнитуры FORBRAIN).

Задачи: 

- развивать слуховое внимание;

- развивать речевое внимание (восприятие содержания высказываний);

- развивать слухоречевую память;

- сопоставлять одинаковые звукокомплексы по мелодике (высоте, силе, тембру);

- различать слова, близкие по звуковому составу;

- сопоставлять слоги (с близкими звуками);

- уточнять, вызывать и сопоставлять отдельные фонемы;

- развивать лексико-грамматические представления;

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук.

         

1.8. Планируемые результаты освоения Программы 

Программа ориентирована на формирование и развитие фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Коррекционный процесс для данной нозологической категории детей с ОВЗ требует длительных упражнений с многократным повторением. 

В процессе коррекционно-развивающего обучения по Программе планируется, что у детей 4-5 лет с ЗПР расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

К концу учебного года:

1. Улучшается состояние слухового внимания.

2. Улучшается состояние слухоречевой памяти.

3. Улучшается состояние фонематического восприятия.

4. Улучшается артикуляционная моторика.

5. Улучшается состояние мелкой моторики пальцев рук.

6. Улучшается плавность и интонационная выразительность речи.

7. Создается фонематическая готовность к вызыванию звука речи.

8. Обогащаются  лексико-грамматические представления.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 2.1. Календарный учебный график логопедического кружка «FORBRAIN»

Календарный учебный график на 2025 – 2026 учебный год 

Количество детей: 5 (4-5 лет);

Период обучения: 8 месяцев (с 1 октября 2025 года по 31 мая 2026 года)

Количество занятий: в неделю – 1, в месяц – 4, за год – 34 занятия;

Форма подведения итогов: открытое занятие.

2.2. Учебный план логопедического кружка «FORBRAIN»

Перспективный план логопедического кружка «FORBRAIN» для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

п/п

Темы занятий

Количество занятий

1

Узнавание неречевых звуков. Введение термина «Звук»

1

2

Речевые звуки. Закрепление термина «Звук»

1

3

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. Звук «А». Познакомить со схемой звука.

1

4

Звук «У». Познакомить со схемой звука. Составление схемы маленьких слов «АУ»; «УА».

1

5

Звук «И». Познакомить со схемой звука.

Составление схемы маленьких слов «ИА»;

«АУ»; «УА»

1

6

Звук «О». Закрепление гласных звуков «А,У,О,И»

1

7

Звук «Ы». Познакомить со схемой звука. Учить

детей слышать звук «Ы» в словах

1

8

Звук «Э». Учить слышать звук «Э» в словах.

1

9

«Поющие человечки» - повторение гласных звуков. Введение нового символа – красный квадрат – гласный звук. Учить слышать гласные звуки в словах.

1

10

Различение слов, близких по звуковому составу

1

11

Согласные звуки. Звук «М», познакомить с новым символом – синий квадрат. Учить слушать твердый согласный звук в начале слова. Развитие графических навыков.

1

12

Звуки «М-Мь». Учить слушать твердый согласный звук в конце слова.

1

13

Звуки «Н-Нь»

1

14

Звуки «Б-Бь»

1

15

Звуки «П-Пь»

1

16-17

Закрепление. Дифференциация слогов.

2

18

Звуки «Т-Ть»

1

19

Звуки «Д-Дь»

1

20

Закрепление. Звуки «Д-Дь», «Т-Ть»,

моделирование, графические навыки.

1

21

Звук «Г»

1

22

Звук «К»

1

23

Звуки «Г-К». Моделирование, графические

навыки.

1

24

Звуки «В-Вь»

1

25

Звуки «Ф-Фь»

1

26

Закрепление. Звуки «В-Вь», «Ф-Фь».

Моделирование, развитие слухового внимания

1

27

Звуки «Л-Ль»

1

28

Звуки «С-Сь»

1

29

Звуки «З-Зь»

1

30

Звуки «С-Сь», «З-Зь»

1

31

Звук «Ц»

1

32-33

Дифференциация фонем

2

34

Итоговые занятия. Слова, моделирование,

внимание, мелкая моторика

1

Всего: 34 занятия

Развитие слухового внимания на неречевых звуках

на подготовительном этапе

Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).

Упражнения и игры на развитие слухового внимания:

  «Какие звуки нарушают тишину?»;

  «Кто услышит больше звуков?»;

   «Назови звуки улицы»;

 «Вспомни звук леса»;

 «Найди по звучанию такую же коробочку»;

 «Морзянка»;

 «Чей голос?»;

 «Солнышко или дождик?»;

 «Угадай по звуку, что делать?»;

 Звучание музыкальных инструментов;

Формирование фонематического слуха на протяжении всех

этапов коррекционной работы

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  Сформировать у детей четко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;

 Научить произносить слова различной слогогвой сложности;

 Научиться свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по формированию фонематического восприятия       проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным

образом.

3. Различение звука в слове.

4. Определение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или

артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие)

6. Придумывание слов на определенный звук.

2.3. Формы контроля и оценочные материалы

Вначале работы для каждого ребенка устанавливается точка отсчета, двигаясь «сверху вниз», то есть от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, работа осуществляется «снизу вверх», т.е. от простых упражнений к более сложным.

Однако нельзя не учитывать и индивидуальные особенности каждого
дошкольника.

Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает педагог ребенку при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность обучающегося;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. Для проверки результативности обучения применяются такая форма как – открытое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"

Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического кружка «Речевичок» в подготовительной группе

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...

Рабочая программа логопедического кружка «Звукознайка»

Пояснительная записка   Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общать...

Рабочая программа логопедического кружка "Звукарик"

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей мало...

Рабочая программа логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день статистика показывает, что количество детей с различными речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Неразвитая речь является серьезным препятствием не только для успешного обучен...