Рабочая программа логопедического кружка Fofbrain
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Рабочая программа логопедичского кружка Forbrain
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА
«FORBRAIN»
Срок реализации 1 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность Программы
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно полноценно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормотипичном речевом и интеллектуальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. У детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в группах компенсирующей направленности дошкольного отделения МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП» данный процесс затягивается.
Отмечается, что развитие фонематического восприятия у детей положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Стойкое исправление произношения может быть достигнуто только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение навыка письма. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.
Использование устройства Forbrain в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда помогает повысить эффективность технологий преодоления речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ. Forbrain – это безопасное, неинвазивное устройство, которое легко использовать во время индивидуальных логопедических занятий. Устройство выглядит, как гарнитура, оснащенная динамиком и микрофоном. Принцип работы мини-гарнитуры состоит в том, что речь, произнесенная в динамик, обрабатывается и посредством комбинации определенных вибраций, подается в динамик. Мини-гарнитура удобная в использовании, её наличие не мешает ребенку двигаться. Логопедические занятия с использованием Forbrain проводятся с дошкольниками при условии, что ребёнок готов воспринимать устройство без проявлений негативизма.
В процессе индивидуальных логопедических занятий с использованием мини-гарнитуры Forbrain улучшается:
- слуховое внимание;
- фонематическое восприятие;
- звукопроизношение;
- темпо-ритмическая организация речи;
- обогащается пассивный и активный словарь;
Таким образом, сочетание использования традиционных логопедических и аппаратных технологий – Forbrain – помогает ребенку среднего дошкольного возраста с ЗПР улучшить состояние его импрессивной и экспрессивной речи.
1.2. Актуальность Программы
Актуальность программы определяется тем, что регулярные логопедические занятия с использованием мини-гарнитуры FORBRAIN способствуют улучшению состояния экспрессивной речи ребенка.
Содержание программы подобрано с опорой на комплексно-тематическое планирование. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение логопедического занятия в форме игр создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества ребенка и педагога, побуждая дошкольника с ОВЗ принимать активное участие в познавательном процессе.
1.3. Новизна Программы
Программа направлена на оказание помощи в преодолении речевых нарушений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. В рамках дополнительного образования осуществляется коррекционно-развивающая работа по речевому развитию дошкольников средствами сочетания традиционных логопедических и аппаратных технологий (мини-гарнитуры FORBRAIN).
1.4. Адресат Программы
Программа логопедического кружка «Forbrain» предназначена для обучающихся групп компенсирующей направленности дошкольного отделения МБОУ «Видновская СОШ №5 с УИОП» среднего дошкольного возраста с ЗПР (4-5 лет) с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
1.5. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития 4-5 лет
Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. Дети не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается индивидуально. Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности. В свободной деятельности дети с ЗПР чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны.
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у дошкольников с ЗПР. Нарушение понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях. Отмечается, что дети с ЗПР, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники с ЗПР, как правило, действуют молча. Они не сопровождают свои действия речью или иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с выполняемыми действиями.
1.6. Объем и срок реализации Программы
Срок реализации программы – 1 учебный год (с октября по май). Настоящей программой предусматривается 1 занятие в неделю по 20 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
По продолжительности: программа краткосрочная.
Форма обучения: индивидуальная.
Место проведения: кабинет учителя-логопеда.
1.7. Цели и задачи Программы:
Цель логопедического кружка «Forbrain»: преодоление речевого нарушения у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР путем развития фонематического восприятия с использованием аппаратных технологий (мини-гарнитуры FORBRAIN).
Задачи:
- развивать слуховое внимание;
- развивать речевое внимание (восприятие содержания высказываний);
- развивать слухоречевую память;
- сопоставлять одинаковые звукокомплексы по мелодике (высоте, силе, тембру);
- различать слова, близкие по звуковому составу;
- сопоставлять слоги (с близкими звуками);
- уточнять, вызывать и сопоставлять отдельные фонемы;
- развивать лексико-грамматические представления;
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук.
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
Программа ориентирована на формирование и развитие фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Коррекционный процесс для данной нозологической категории детей с ОВЗ требует длительных упражнений с многократным повторением.
В процессе коррекционно-развивающего обучения по Программе планируется, что у детей 4-5 лет с ЗПР расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
К концу учебного года:
1. Улучшается состояние слухового внимания.
2. Улучшается состояние слухоречевой памяти.
3. Улучшается состояние фонематического восприятия.
4. Улучшается артикуляционная моторика.
5. Улучшается состояние мелкой моторики пальцев рук.
6. Улучшается плавность и интонационная выразительность речи.
7. Создается фонематическая готовность к вызыванию звука речи.
8. Обогащаются лексико-грамматические представления.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график логопедического кружка «FORBRAIN»
Календарный учебный график на 2025 – 2026 учебный год
Количество детей: 5 (4-5 лет);
Период обучения: 8 месяцев (с 1 октября 2025 года по 31 мая 2026 года)
Количество занятий: в неделю – 1, в месяц – 4, за год – 34 занятия;
Форма подведения итогов: открытое занятие.
2.2. Учебный план логопедического кружка «FORBRAIN»
Перспективный план логопедического кружка «FORBRAIN» для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР
№ п/п | Темы занятий | Количество занятий |
1 | Узнавание неречевых звуков. Введение термина «Звук» | 1 |
2 | Речевые звуки. Закрепление термина «Звук» | 1 |
3 | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. Звук «А». Познакомить со схемой звука. | 1 |
4 | Звук «У». Познакомить со схемой звука. Составление схемы маленьких слов «АУ»; «УА». | 1 |
5 | Звук «И». Познакомить со схемой звука. Составление схемы маленьких слов «ИА»; «АУ»; «УА» | 1 |
6 | Звук «О». Закрепление гласных звуков «А,У,О,И» | 1 |
7 | Звук «Ы». Познакомить со схемой звука. Учить детей слышать звук «Ы» в словах | 1 |
8 | Звук «Э». Учить слышать звук «Э» в словах. | 1 |
9 | «Поющие человечки» - повторение гласных звуков. Введение нового символа – красный квадрат – гласный звук. Учить слышать гласные звуки в словах. | 1 |
10 | Различение слов, близких по звуковому составу | 1 |
11 | Согласные звуки. Звук «М», познакомить с новым символом – синий квадрат. Учить слушать твердый согласный звук в начале слова. Развитие графических навыков. | 1 |
12 | Звуки «М-Мь». Учить слушать твердый согласный звук в конце слова. | 1 |
13 | Звуки «Н-Нь» | 1 |
14 | Звуки «Б-Бь» | 1 |
15 | Звуки «П-Пь» | 1 |
16-17 | Закрепление. Дифференциация слогов. | 2 |
18 | Звуки «Т-Ть» | 1 |
19 | Звуки «Д-Дь» | 1 |
20 | Закрепление. Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», моделирование, графические навыки. | 1 |
21 | Звук «Г» | 1 |
22 | Звук «К» | 1 |
23 | Звуки «Г-К». Моделирование, графические навыки. | 1 |
24 | Звуки «В-Вь» | 1 |
25 | Звуки «Ф-Фь» | 1 |
26 | Закрепление. Звуки «В-Вь», «Ф-Фь». Моделирование, развитие слухового внимания | 1 |
27 | Звуки «Л-Ль» | 1 |
28 | Звуки «С-Сь» | 1 |
29 | Звуки «З-Зь» | 1 |
30 | Звуки «С-Сь», «З-Зь» | 1 |
31 | Звук «Ц» | 1 |
32-33 | Дифференциация фонем | 2 |
34 | Итоговые занятия. Слова, моделирование, внимание, мелкая моторика | 1 |
Всего: 34 занятия
Развитие слухового внимания на неречевых звуках
на подготовительном этапе
Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
Упражнения и игры на развитие слухового внимания:
∙ «Какие звуки нарушают тишину?»;
∙ «Кто услышит больше звуков?»;
∙ «Назови звуки улицы»;
∙ «Вспомни звук леса»;
∙ «Найди по звучанию такую же коробочку»;
∙ «Морзянка»;
∙ «Чей голос?»;
∙ «Солнышко или дождик?»;
∙ «Угадай по звуку, что делать?»;
∙ Звучание музыкальных инструментов;
Формирование фонематического слуха на протяжении всех
этапов коррекционной работы
Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:
∙ Сформировать у детей четко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
∙ Научить произносить слова различной слогогвой сложности;
∙ Научиться свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным
образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или
артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие)
6. Придумывание слов на определенный звук.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Вначале работы для каждого ребенка устанавливается точка отсчета, двигаясь «сверху вниз», то есть от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, работа осуществляется «снизу вверх», т.е. от простых упражнений к более сложным.
Однако нельзя не учитывать и индивидуальные особенности каждого
дошкольника.
Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог ребенку при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность обучающегося;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. Для проверки результативности обучения применяются такая форма как – открытое занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"
Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического кружка «Речевичок» в подготовительной группе
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...

Рабочая программа логопедического кружка «Звукознайка»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общать...

Рабочая программа логопедического кружка "Звукарик"
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей мало...
Отчёт по реализации рабочей программы логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа освоена на 100% процентов....
Рабочая программа логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день статистика показывает, что количество детей с различными речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Неразвитая речь является серьезным препятствием не только для успешного обучен...
