Дополнительная образовательная программа "БОС - здоровье"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Юлия Константиновна Ковальчук

Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок. Она разработана для обеспечения немедикаментозной нормализации психологического статуса детей дошкольного возраста. Представляет уникальные возможности для специалистов, занимающихся вопросами здоровьесбережения. Может использоваться в качестве эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_bos_23-24_.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

        УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №4 «Сказка»

Н.В. Беляева  

30.08.2022

Дополнительная образовательная программа

по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию на основе метода функционального биоуправления (ФБУ) с использованием программного обеспечения «ВОЛНА» для детей 4-7 лет

          РАССМОТРЕН:

на заседании педагогического совета

Составители:

Ковальчук Ю.К.

 МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Протокол № 1 от 29.08.2024г.

                 

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

Страницы

1.

Содержание

2

2.

Паспорт программы

3

3.

Пояснительная записка

5

3.1.

Цели и задачи программы

7

3.2.

Планируемые результаты

8

3.3.

Объём образовательной нагрузки

8

4.

Содержание программы

9

5.

Организационно-педагогические условия

12

5.1.

Тематическое планирование

12

5.2.

Календарный учебный график

15

5.3.

Учебный план

15

5.4.

Программно-методическое обеспечение

16

5.5.

Материально-техническое обеспечение

17

6.

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

18

7.

Список литературы

19

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

Дополнительная образовательная программа по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию на основе метода функционального биоуправления (ФБУ) с использованием программного обеспечения «ВОЛНА»

Основания для

разработки Программы

  • - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  • - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
  • - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
  • - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • - Локальные акты образовательной организации;

- Устав образовательной организации МАДОУ ДС №4"Сказка"                                                                                  

Заказчик Программы

МАДОУ ДС №4 «Сказка», родители (законные представители)

Составитель

Педагог – психолог высшей квалификационной категории Ковальчук Юлия Константиновна

Цель программы

Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ)

Задачи программы

Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния.

Обучать детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях.

Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений.

Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания.

Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).

Ожидаемые результаты реализации программы

Овладение профилактическим психологическим средством для борьбы со стрессом, заменяющим индивидуальную психотерапию или дополняющим её.

Помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счёт снижения порога возбудимости и страха, снижение уровня тревожности, напряжения.

Повышение работоспособности, снижение утомляемости и раздражительности.

Положительное влияние на взаимоотношения детей  с родителями, педагогами, на мотивацию, сосредоточенность, снижение тревоги в процессе дошкольного обучения.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если бы люди правильно дышали,
То болезни стали бы редкостью.

Авиценна

       Введение. С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт, в результате чего теряет это умение. Восстановить его чрезвычайно важно при сопровождении развития детей, поскольку у них продолжается развитие функциональных систем организма, головного мозга.

Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды. Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребенка, появлению у него эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний. Чтобы избежать этого, ребенку необходим навык произвольной регуляции своего состояния, позволяющий разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья.

      Дыхание – это одна из функций нашего организма, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может сознательно контролировать число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Установлено, что характер дыхания влияет на работу сердца. Таким образом, синхронизируя дыхание с биением сердца, можно научиться снижать нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Регуляция дыхания является самым древним из известных приемов борьбы со стрессом. В течение тысячелетий люди используют его для снижения чувства тревоги, достижения общей релаксации или концентрации.

      Возможность снимать избыточное напряжение при сохранении высокой работоспособности с помощью диафрагмального дыхания и его оздоровительное влияние на организм доказано многочисленными научными исследованиями, это позволило нам разработать методику обучения дыханию в условиях образовательной системы, как способа профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния.

Что дает диафрагмальное дыхание?

              Использование навыка диафрагмального дыхания способствует 

формированию  нового  функционального  состояния: уравновешиваются процессы  торможения  и   возбуждения; снижается  избыточная  нагрузка  на   сердечно-сосудистую   систему; активируется обмен веществ; улучшается кровоснабжение жизненно важных органов, в том числе и головного мозга.

Таким образом, программа «Волна» позволит:

  • поддержать формирование произвольного внимания;
  • улучшить общий фон настроения детей;
  • повысить самооценку ребенка;
  • повысить эффективность работы с гиперактивными детьми;
  • снизить выраженность тревожных состояний;
  • обеспечить профилактику психосоматических заболеваний;
  • подготовить ребенка к увеличению нагрузки при поступлении в школу.

        Специалисты, реализующие  программу «Волна» в педагогической практике, отмечают: повышение уровня академической успеваемости, снижение заболеваемости, повышение концентрации внимания и работоспособности, улучшение общего фона настроения детей.

Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок. Она разработана для обеспечения немедикаментозной нормализации психологического статуса детей дошкольного возраста. Представляет уникальные возможности для специалистов, занимающихся вопросами здоровьесбережения. Может использоваться в качестве эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых.

         Актуальность данной программы связана с тем, что в настоящее время растёт процент дошкольников, подверженных стресс - зависимым состояниям и поведению, физическому и психическому стрессам, страдающих от чувства отчуждения, низкой самооценки. Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому не случайно в городе Нижневартовске, активно развернулась работа в этом направлении. В психолого-медико-педагогическую консультацию всё более частыми становятся обращения родителей и законных представителей детей с проблемами в обучении, причинами которых являются различные проявления минимальной мозговой дисфункции, синдром гипервозбудимости и дефицита внимания, неврозы и неврозоподобные состояния (мигательные и двигательные тики, заикание), различные формы невротического нарушения поведения. Высока частота проявления у соматически здоровых детей признаков переутомления, напряжённости, беспокойства, чувства страха.

       Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС).

       Биологическая обратная связь (БОС) может выступать в качестве  средства помощи детям дошкольного возраста, имеющим вышеназванные проблемы.

      Метод эффективен для профилактики тех заболеваний, в патогенезе которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы - гнев, страх, депрессия, агрессия и т.д.

      Программа коррекции психоэмоционального состояния ориентирована на комплексный подход к работе с детьми дошкольного возраста, включающий последовательную или попеременную работу с разными видами сигналов биологической связи.

     Вспомогательными техниками подготовки к БОС – тренингу служат различные приёмы релаксации, создание позитивных образов с использованием специальных психологических средств.

      Абсолютные противопоказания к применению диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления — методики отсутствуют. К относительным относятся грубые расстройства интеллекта и обострения хронических тяжёлых заболеваний.

3.1.  Цели и задачи

Цель программы:  

Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ)

Задачи:

  1. Оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния.
  2. Обучать детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях.
  3. Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений.
  4. Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания.
  5. Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
  6. Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).

3.2. Планируемые результаты

  1. Овладение профилактическим психологическим средством для борьбы со стрессом, заменяющим индивидуальную психотерапию или дополняющим её.
  2. Помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счёт снижения порога возбудимости и страха, снижение уровня тревожности, напряжения.
  3. Повышение работоспособности, снижение утомляемости и раздражительности.
  4. Положительное влияние на взаимоотношения детей  с родителями, педагогами, на мотивацию, сосредоточенность, снижение тревоги в процессе дошкольного обучения.

В ходе реализации программы ребенок научится:

  • применять в повседневной жизни правила здорового образа жизни;
  • применять в повседневной жизни  полученные знания  о способах расслабления, дыхания диафрагмой (животом) по методу БОС;
  • навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания;
  • снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания;
  • использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;
  • анализировать результаты, проведенного сеанса.

3.3. Объём образовательной нагрузки

Образовательная  программа ориентирована на группы детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Длительность занятий зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от 15 до 25 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического).

 Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, по подгруппам 2 человека, длительностью 15-30 минут.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Зачисление в группу осуществляется по заключению договора между МАДОУ ДС № 4 в лице заведующего Н.В.Беляевой и родителей (законных представителей) воспитанника.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

При работе по программе «Волна» рекомендуется придерживаться следующей структуры курса:

  1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Знакомство с программой и целью ее применения. Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.
  2. Первичный этап (1 занятие). Выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка.
  3. Информационно-практический этап (1 занятие). Ознакомление с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.

Целью данного этапа работы является формирование мотивации на работу по программе, ознакомление детей с возможностями саморегуляции. На этом этапе работы детям в доступной (по возрасту) форме рассказывают о стрессовых нагрузках, об основах саморегуляции, о дыхании и возможностях произвольного управления дыханием. Ребята знакомятся с биокомпьютерными тренажерами, объясняется методика дыхания. Проводится ряд упражнений на диафрагмальное дыхание. Занятия проводятся в кабинете психолога. Длительность занятия 15-20 минут (См. учебно-методическое пособие «Техники здоровья»).

  1. Практический этап (9 занятий).

Первичная диагностика (1 занятие)

Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Длительность 2 минуты.

Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трех рабочих фаз:

4.1. Постановка навыка дыхания. (2 занятия).

В ходе этих занятий ребёнок или подросток осваивает технику диафрагмального дыхания.

4.2. Обучение диафрагмальному дыханию (3 занятия).

В ходе этих занятий вырабатывается устойчивый навык диафрагмального дыхания и формируется новое оптимальное функциональное состояние.

4.3.        Закрепление навыка диафрагмального дыхания (2 занятия).

В ходе этих занятий проводится закрепление навыка дыхания. При необходимости коррекционной работы проводятся занятия по формированию тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (Отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций)

Заключительная диагностика (1 занятие)

Целью этого этапа является оценка эффективности работы по программе.

Проводится диагностический сеанс, аналогичный первичной диагностике, результаты которой позволяют отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга. Длительность 2 минуты.

Наряду с диагностическим этапом в программе «Волна» рекомендуется провести первичную и вторичную диагностику с помощью психодиагностических методик.

Показаниями для занятий являются:

заикание, нарушение речевого дыхания; синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); высокая тревожность, ситуативные фобии, депрессия, страхи; нарушения внимания и памяти.

Вывод: таким образом, программа позволяет выработать у каждого ребенка оптимальный навык дыхания, обеспечивающий гармонию работы дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Этот навык совершенного дыхания надежно защитит ребенка от болезней дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной систем, последствий стресса. Ребенок обретет здоровье, уверенность в себе, возможность справляться с любым психоэмоциональным напряжением.

Показания, противопоказания.

Показания:

В системе коррекционной работы программа «Волна» может применяться в случаях:

наличия психосоматических нарушений;

наличия у ребенка неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения;

невротических нарушений;

логоневрозов;

снижения адаптационных возможностей, иммунитета;

наличия психоэмоциональных проблем.

Общими показаниями к работе с программой является:

наличие высокой стрессовой нагрузки,

этапы возрастных кризисов,

 хроническая неуспеваемость,

проблемы личностного развития,

периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т.д.),

наличие факторов риска вовлечения в потребление психоактивных веществ.

Противопоказания:

Абсолютные:

запрет на работу с монитором компьютера;

грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.

Относительные:

обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы,

значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу методиста.

Ограничения.

Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы (а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний), может спровоцировать приступ. Специалист, работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

        

5.1. Тематическое планирование

Теоретические занятия:

Тема занятия

Цель

Задачи

Оборудование

1

Путешествие в страну «Здоровей-ка»

Формирования у детей понятия о здоровом образе жизни

1. Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих

2. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни.

3. Знакомство с дыханием, как основой жизни.

4. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечнососудистой систем организма человека.

5. Развитие психических процессов (мышления, памяти).

6. Формирования у детей знания о важности правильного дыхания.

7. Закрепление у детей знаний об охране и укреплении своего здоровья.

- Комплект видео слайдов

- Медиапроектор

- Плакат «ключ»

 - Листы бумаги A3 или А4

- Цветные карандаши

2

«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

Активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании.

1. Закрепить знание детей о здоровом образе жизни.

2. Познакомить детей с дыхательной системой человека.

3. Познакомить детей с сердечно-сосудистой системой человека.

4. Выявить взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека.

5. Ознакомить с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека.

6.Познакомить с диафрагмальным типом дыхания.

Комплект слайдов. Мультимедийный проектор.

3

«Правильное дыхание»

Ознакомить с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.

1. Закрепление понятий сердце, легкие, диафрагма. Их функции.

2. Ознакомить детей с расслаблением. Научить детей расслабляться.

3.Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.

Компьютер

Медиапроектор, презентация

Прибор программы «Волна»,

Магнитофон

Целью данного этапа работы является формирование представлений у детей о дыхании, работе сердца, ознакомление с техникой диафрагмального дыхания и режимами работы по программе «Волна».

Психопрофилактическая программа «Волна» предназначена специально для обучения диафрагмальному типу дыхания детей.

Для демонстрации разных типов дыхания можно использовать наглядный материал, доступный пониманию ребенка. Далее приводится пример таких упражнений (приложение № 8).

Задачи практических занятий:

После того, как у ребенка установится правильная координация движений на вдохе и выдохе, можно приступать к работе за компьютером. Первое занятие должно быть полностью ознакомительное — ребенок должен понять непосредственную связь между своими движениями и изменениями, которые происходят в игре.

Этапы работы

Постановка дыхания

Обучение навыку

Закрепление навыков

Фазы

Диагностика

Сеанс 1

Сеанс 2

Сеанс 3

Сеанс 4

Сеанс 5

«Игра Бабочки»

Сеанс 6

Сеанс 7

Сеанс 8

Заключительная диагностика

1

Работа

Столбик

Столбик

Столбик

Столбик

Столбик

Столбик

Полоса

Полоса

2

Отдых

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

3

Работа

Столбик

Прозрачно

сть

Полоса

Полоса

Полоса

Прозрачно

сть

Полоса

Прозрачно

сть

4

Отдых

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

Слайды

5

Работа

Столбик

Полоса

Полоса

Прозрачно

сть

Прозрачно

сть

Полоса

Слайды

Слайды

6

Гимнастика

для глаз

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего занятий:

1

2

3

2

1

Итого занятий: 11

Практический этап работы за компьютером занимает в среднем 9 занятий первое и последнее занятия проводится диагностика длительностью 2 минуты с целью оценки изменения функционального состояния ребенка.

Занятия делится на три этапа: постановка дыхания, обучение, закрепление навыка. Каждый из этапов отрабатывается на нескольких занятиях, причем первое из них — это объяснение, демонстрация и пробная сессия. На оставшихся занятиях отрабатывается тот или иной режим со сменой слайдов и цветов.

Режим работы на компьютере

(по типу обратной связи)

Время работы на компьютере

(в минутах)

Этапы работы

Постановка дыхания

Обучение навыку

Закрепление навыков

Фазы

Диагностика

Сеанс 1

Сеанс 2

Сеанс 3

Сеанс 4

Сеанс 5

Сеанс 6

Сеанс 7

Сеанс 8

Сеанс 9

Заключительная диагностика

1

Работа

1

1

2

2

2

«Игра Бабочки»

2

2

2

2

Отдых

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

3

Работа

1

1

1

1

1

1

2

2

4

Отдых

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

5

Работа

1

1

1

1

2

2

2

2

6

Гимнастика

для глаз

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

Работа:    

           Отдых:

2

3/1

3/1

4/1

4/1

5/1

5/1

5/1

6/1

6/1

2

Итоговое время:

2

4

4

5

5

6

6

6

7

7

2

Важно! Перед каждым занятием необходимо вкратце напоминать правила диафрагмального дыхания и смысл компьютерной игры.

Примерные игровые инструкции детям для каждого из режимов работы (объяснение смысла компьютерной игры):

1. Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений по методу биологической обратной связи;

2. Нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма ребенка;

3. Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы путем выработки навыка правильного дыхания;

4. Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Практическое занятие состоит из готовых сюжетов.

Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых педагогом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать с понравившимися тематическими сюжетами. (приложение №9)

Методика проведения практических занятий

Данная методика программы предполагает три этапа:

1 этап - предварительный. На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер «Волна» фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия; далее педагог закрепляет браслеты с маркировкой кнопок красной и чёрной на запястья правой руки, с маркировкой кнопки жёлтой - на запястья левой руки.  Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений. Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку.

2 этап - собственно оздоровительный. Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая, из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 2 до 9 минут):

Вводная часть. Задачи: повторение правил работы по программе «Волна» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без индикатора компьютерной «Волны-3»  до 2-х минут).

Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью индикатора компьютерной «Волны-3» происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых педагогом-психологом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (от 4 до 7 минут).

Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка (1 мин).

3 этап - итоговый. Подведение итогов работы ребенка на занятии.

5.2. Календарный учебный график

занятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

1-6

6

6

6

6

7-12

6

6

6

6

Цикл 12 занятий

Цикл 12 занятий

Цикл 12 занятий

Цикл 12 занятий

5.3. Учебный план

Наименование услуги

Количество детей в группе

Длительность занятия (минуты)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Цикл

Форма проведения

Занятия по укреплению здоровья

2

30

2

8

12 занятия

Групповая

5.5. Программно-методическое обеспечение

Методологические и теоретические основы программы

Программа «Волна» специально предназначена для обучения диафрагмальному дыханию, которое является наиболее оптимальным для обеспечения условий естественного развития ребенка.

Руководитель проекта, автор сценариев и методической разработки: Вероника Юрьевна Ледина. Программист: Антон Владимирович Черниговский. Художники: Юрий и Екатерина Матюшкины. Генеральный директор НПФ «Амалтея»: Юрий Алексеевич Чагин

Принцип обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции основан на том, что эффективное функционирование любой биологической системы зависит от возврата информации в виде обратной связи о работе этой системы.

Обучение любым навыкам базируется на знании конечных результатов исполнения. Результат действия достигается только тогда, когда ребенок знает, как хорошо выполняет это действие. При использовании программы «Волна» реакция организма может быть скорректирована путём постановки определённой задачи и наличии положительного подкрепления при успешном выполнении задачи.

Программа «Волна» предусматривает активное участие ребёнка в процессе коррекции своих физиологических функций и навыков.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по программе «Волна» уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.

Игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов у детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется на практических занятиях

Все вышесказанное явилось основой для разработки Дополнительной образовательной программы по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию на основе метода функционального биоуправления (ФБУ) с использованием программного обеспечения «ВОЛНА».

5.6. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется с помощью оборудования БОС-Здоровье, которое соответствует требованиям охраны труда, пожарной безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям:

  • аппарат ВОЛНА-03 М (в комплекте: датчики, наушники) – 3 шт.;
  • компьютерные столы (2 шт.);
  • удобные регулируемые  стулья с высокой спинкой (3шт.);
  • наличие окон, достаточное освещение;
  • окраска стен в теплых светлых тонах;
  • по возможности, озеленение кабинета и ионизация воздуха

6 . МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ:

Оценка состояния при диагностическом режиме и по результатам рабочих сеансов проводится по следующим показателям:

Таблица 1

Анализ результатов

Оцениваемые показатели

Нормативы

Динамика в процессе работы

Примечание

График

Синусовые элементы с хорошей амплитудой

Плавная синусоида с наклоном влево

Для получения адекватных результатов следует удалить все артефакты

RSA=max-min

Min/max – значение пульса

Дети

до 8 лет

25-30 RSA

Увеличивается (приближается

к 25-30)

При грудном и ключичном типе дыхания RSA не наблюдается

Дети

от 8 лет

20-25 RSA

Взрослые

15-20 RSA

Пожилые

5-10

RSA

Частота дыхательных (ЧД)

10-16

Уменьшается (приближается к 8)

У детей ЧД и пульс выше, чем у взрослых

Соотношение вдоха к выдоху

0,8-1

Уменьшается (приближается

к 0,5-0,3)

Результат в диапазоне больше 2 и меньше 0,3 не интерпретируется

В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

- наблюдение,

- беседы,

- проведение оценочно-контрольных занятий и срезов.

Оценка элементарного пользования компьютерным манипулятором осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении. Принята пяти уровневая оценка, где:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ - ребенку требуется минимальная помощь педагога (в виде подсказки, правильности направления)

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок справляется с помощью педагога или после повторного повторения задания, показа способа действия или разъяснения педагога.

НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ – ребенок частично справляется с выполнением задания, не может обойтись без помощи педагога.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок не справляется с заданием, даже после обучающего этапа.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – СПб.: речь, 2004.
  2. Волна. Методическое пособие по обучению диафрагмальному дыханию. НПФ «Амалтея», СПб 2015.
  3. Ванина Л.А. Метод биологической обратной связи в логопедии, /мат-лы XIV Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь»(7-14 апреля 2002 г.) – СПб 2002. 
  4. Лузик Н.С., Портнова А.А., Федорова Н.А. «Техники здоровья» Учебно-методическое пособие для работы с детьми – СПб 2006.
  5. Общие вопросы применения метода БОС. Сборник статей – СПб 2007 
  6. Сметанкин А. Дыхание по Сметанкину. ЗАО «Биосвязь», 2007 
  7. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшераю СПБ, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЕЙ-КА»

Дополнительная образовательная программа «Здоровей-ка»  направлена на реализацию физкультурно-оздоровительного направления через организацию занятий ЛФК для детей старшего дошкольного возра...

Презентация. Итог по реализации дополнительной образовательно-оздоровительной рабочей программе БОС -Здоровье - «Побосик» за 2012-2013 учебный год

Итог по реализации дополнительнойобразовательно-оздоровительной рабочей программе  БОС -Здоровье - «Побосик»за 2012-2013 учебный год...

Программа дополнительной образовательной услуги «Зеленый светофор Здоровья» для детей дошкольного возраста

Актуальными задачами на сегодняшний день, в рамках выполнения требований ФГОС ДО, является обеспечение  условий для всестороннего развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья через...

Программа по дополнительным платным образовательным услугам "Здоровей-ка".

Программа включает в себя: элименты акробатики, комплексы ЛФК, растяжку и общую силовую подготовку. Она направлена на укрепление здоровья ребенка и воспитание гормонично развитой личности....

Программа дополнительной образовательной деятельности (ДОД) Музыка здоровья

ДОД "Музыка здоровья" это дополнительная образовательная деятельность направленная на развитие у воспитанников ДОУ вокально-хоровых, певческих навыков с использованием здоровьесберегающих те...

Дополнительная-образовательная программа по общефизической подготовке и укреплению здоровья "Ступеньки-здоровья".

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главнойцелью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание...