Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
статья по коррекционной педагогике

Лахтина Ольга Владимировна

Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра индивидуален и имеет свои особенности. Тем не менее, у многих из них цифры вызывают неподдельный интерес. Как правило, дети с РАС способны повторять или располагать цифры по порядку, это может быть обусловлено усиленной способностью системного восприятия. Но дети демонстрируют низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_i_schet.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов

Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра индивидуален и имеет свои особенности. Тем не менее, у многих из них цифры вызывают неподдельный интерес. Как правило, дети с РАС способны повторять или располагать цифры по порядку, это может быть обусловлено усиленной способностью системного восприятия. Но дети демонстрируют низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.

При подготовке ребенка с РАС к школьному обучению учитель-дефектолог должен поставить перед собой такие задачи, как:

  • научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.)
  • научить детей соотносить слово – числительное и цифру. Полезно научить детей запоминать контур цифры не только визуально, но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для этого можно использовать изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети будут обводить пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный образ ее контура, помогающий освоить ее написание).

Этапы формирования навыка

Процесс формирования навыка состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на постепенное усложнение заданий и увеличение уровня абстрагирования.

Этап 1: Знакомство с числами и предметами

Для начала учитель-дефектолог учит дошкольников повторять цифры вслух от одного до десяти. Это можно делать в песенной или стихотворной форме. Далее педагог знакомит детей с самими цифрами: следует проговаривать каждую цифру вслух и указывать на изображения цифр, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры. Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимать карточку с цифрой, громко ее произносить и просить ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Следующий этап – обсуждение каждой цифры по отдельности. Следует уделить некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы: записать как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрировать, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Каждое следующее число учитель вводит, увеличивая предыдущее число на один. Например, перед ребенком стоят две пирамидки. Он пересчитывает их. Учитель-дефектолог ставит еще одну пирамидку. Ребенок пересчитывает все пирамидки и называет полученный результат. Учитель-дефектолог обозначает его цифрой «три». Затем ребенок учится определять количество предметов путем пересчета и обозначать его цифрой. Например, перед ребенком лежат 4 машинки и цифры. Он пересчитывает машинки, называет итог, отвечая на вопрос «Сколько?» – «четыре» и находит цифру «четыре». Таким образом, ребенок учится брать определенное количество предметов к заданной цифре, а пустое множество учится обозначать цифрой 0.

Начните с простых упражнений, направленных на закрепление связи между числом и предметом. Например, покажите ребенку карточки с цифрами и соответствующие наборы игрушек. Попросите его выбрать карточку с нужным числом и положить рядом соответствующее количество игрушек.

Этап 2: Практическое применение

Предложите ребенку задания, в которых он должен сопоставлять число и количество реальных предметов. Например, попросите разложить игрушки по коробкам, каждая из которых имеет номер, соответствующий количеству предметов внутри нее.

Этап 3: Переход к символическому представлению

Переходите к использованию чисел в виде символов (цифр), постепенно уменьшая зависимость от конкретных предметов. Предлагайте ребенку задания, в которых он должен сравнить две группы предметов и определить, какая из них больше или меньше, используя цифры.

Этап 4: Решение простейших задач

Вводите простые задачи, в которых ребенку предлагается решить проблему, связанную с подсчетом предметов. Например, дайте задание посчитать количество яблок в корзине и записать полученный результат цифрой.

Методы и приемы формирования навыка

Для эффективного формирования навыка важно применять разнообразные методы и приемы, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Метод наглядности

Использование карточек, кубиков, рисунков и других визуальных материалов значительно упрощает понимание ребенком связей между числом и количеством. Наглядные пособия позволяют наглядно продемонстрировать соотношение между числом и набором предметов.

 Игровой метод

Игровые формы деятельности привлекают внимание ребенка и повышают интерес к выполнению заданий. Используйте игры, в которых ребенок активно участвует, выполняя действия, связанные с количественным счетом.

Индивидуализация процесса

Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его личные предпочтения и интересы. Создавайте ситуации, в которых ребенок чувствует себя комфортно и уверенно, предоставляя возможность проявлять инициативу и творчество.

Роль взрослого в процессе формирования навыка

Взрослый выступает проводником и помощником в формировании навыка. Его задача заключается в создании благоприятных условий для обучения, поддержке ребенка в сложных ситуациях и поощрении достигнутых результатов.

Важно помнить, что формирование навыка соотнесения числа с количеством предметов требует терпения, последовательности и регулярного повторения. Однако усилия, приложенные родителями и педагогами, обязательно принесут положительные результаты, способствуя развитию ребенка и улучшению качества его жизни.

У ребенка с РАС часто возникает такая проблема, как отсутствие мотивации к обучению. Поэтому данную методику обучения можно адаптировать. Учитель-дефектолог использует в качестве стимулов:

  1. Счетный материал, который нравится ребенку с РАС (например, маленькие машинки, камешки Марблс, кубики, ягоды-муляжи, фигурки животных и т.д.);
  2. Карточки с изображением цифр и таким же количеством точек (с визуальными подсказками);
  3. Карточки с изображением цифр без точек (без визуальных подсказок).

Работа по формированию у ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра навыка соотнесения числа с количеством предметов включает в себя четыре этапа:

  1. Обмен карточек с цифрами, на которых указано соответствующее количество точек, на такое же количество счетного материала;
  2. Обмен карточек с цифрами и точками на такое же количество счетного материала, при этом карточки с цифрами помещаются в «карман» так, чтобы точки не были видны. Ребенок вытаскивает карточку из «кармана» и только после этого видит количество точек.
  3. Обмен карточек с цифрами (без точек) на соответствующее количество счетного материала с подсказкой: справа от ребенка находятся дополнительные карточки с цифрами и точками.
  4. Обмен карточек с цифрами (без точек) на соответствующее количество счетного материала без каких-либо подсказок.

Следует помнить, что переход на каждый последующий этап должен происходить только тогда, когда ребенок самостоятельно без помощи учителя-дефектолога или тьютора освоил предыдущий этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Порядковый счет, соотнесение числа с количеством, геометрические фигуры"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПРЦель:  - формирование навыков порядкового счета в пределах 5...

ФЭМП, число 5, соотнесение числа с количеством предметов. Занятие в средней группе по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

ФЭМП, число 5, соотнесение числа с количеством предметов. Занятие в средней группе по сказке «Петушок и бобовое зернышко»Конспект занятия по ФЭМП для средней группыпо сказке...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Число и количество предметов»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений  в средней группе «Число и количество предметов»...

Формирование элементарных математических способностей. Тема: "Соотнесение цифры и количества предметов" (счёт в пределах 5)

Данная презентация помогает дополнить НОД в средней группе по теме: "Соотнесение цифры и количества предметов" (счёт в пределах 5.) Слайды оформлены как задания на каждую цифру. Так же включ...

Соотнесение числа и количества.

Цели: Учить детей выкладывать числовой ряд до 10; считать с любого заданного числа.Демонстрационный материал: карточки с изображением предметов в количестве от 1 до 10,Раздаточный материал: набор цифр...

Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов

Отсутствие мотивации к обучению у ребенка  — частая проблема. Педагоги адаптируют методики обучения к возможностям и потребностям ребенка. Описывается адаптированная методика пошагового обу...