«Визуальное расписание как средство формирования и развития жизненных компетенций у детей дошкольного возраста с нормой развития и с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике
Семинар - практикум
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.67 КБ | |
| 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
«Визуальное расписание
как средство формирования и развития жизненных компетенций у детей дошкольного возраста с нормой развития и с ОВЗ»
Перед тем как перейти к освещению данной темы, мне бы хотелось с вами смоделировать ситуацию для понимания того о чем мы сегодня с вами поговорим.
Для этого, чтобы проиграть с вами упражнение мне необходимы двое желающих. Давайте кто поближе сидит. (На столе листы бумаги, цветные карандаши, альбом с выложенным алгоритмом)
Представьте, что вы дети, которые находятся на индивидуальном занятии, но инструкция будет дана как для взрослого человека, для того, чтобы вы смогли пропустить через себя данную ситуацию и дать обратную связь.
Как я могу к вам обращаться? (имя). Для вас я прочитаю инструкцию, ......будет запоминать её на слух, а ....... с помощью карточек выложенных в определенном алгоритме. (цепочкой действий).
Маша, Таня, я вам сейчас буду читать задание. Вы внимательно слушайте и запоминайте. Вы готовы слушать?
инструкция:
"В центре листа нарисуйте три круга. Первый круг раскрасьте синим цветов, второй желтым, третий зеленым. Под кругами нарисуйте столько же квадратов. Над кругами нарисуйте треугольников на один меньше чем кругов"
Приступай к выполнению задания.
Теперь давайте проверим правильность выполненного задания. Для этого "разобьем" инструкцию на более мелкие этапы "шаги". Начнем с вас (кто запоминал на слух)
Сделали ошибки | Не сделали ошибки |
- Что вы сделали сначала? (я нарисовала 3 круга в центре) - Вы как сделали? - Дальше, что вы сделали? (1-й раскрасила синим, 2-й желтым, 3-й красным) - Как вы сделали? (тоже) - Следующее, что вы сделали? (нарисовала ТРЕУГОЛЬНИКОВ столько же) -....а у вас как? (Квадраты нарисовала) - Что сделали потом? (Нарисовала....) - А вы? - Сложно вам было выполнять задание, испытывали вы трудности? - Как вы думаете почему ....справилась с заданием без ошибок? - В чем была сложность для вас? - Как вы думаете было бы вам легче, если бы вы использовали картинки для запоминания инструкции? | - Что вы сделали сначала? (я нарисовала 3 круга в центре) - Вы как сделали? (также) - Дальше, что вы сделали? (1-й раскрасила синим, 2-й желтым, 3-й красным) - Как вы сделали? (тоже) - Следующее, что вы сделали? (над кругами нарисовала столько же квадратов) -....а у вас как? (также) - Что сделали потом? (Нарисовала....) - А вы? - С заданием вы обе справились. Молодцы. - Хочу обратиться к аудитории Наверняка, кто то из вас когда я читала инструкцию пытались её запомнить. Как бы вам было проще запомнить её ВОСПРИНИМАЯ НА СЛУХ или имея перед собой алгоритм из карточек, цепочку действий? |
Итак, может кто - то уже догадался о чём мы сегодня поговорим?! (ответы)
Вы по сути все близки к истине.
1 слайд
Тема нашего выступления «Визуальное расписание как средство формирования и развития жизненных компетенций у детей дошкольного возраста с нормой развития и с ОВЗ»
2 слайд
Когда нужно использовать визуальную поддержку с детьми?
Правильный ответ – всегда.
Вы можете представить свою жизнь без календаря, без мобильного телефона или планшета? Вспомните себя, когда вы, постоянно развешивает на рабочем столе цветные стикеры с напоминаниями и телефонами? А как насчет меню, списков покупок, книг рецептов и дорожных знаков? Не говоря уже о «пошаговых» инструкциях по сборке, которые прилагаются ко многим покупкам.
Все мы то и дело пользуемся визуальной поддержкой, которая делает нашу повседневную жизнь проще и продуктивнее.
Формирование культурно-гигиенических навыков и правил безопасного поведения, развитие умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, – важная и очевидная задача воспитания и развития дошкольников. Это касается как детей с нормой развития, детей "группы риска", так и детей с ОВЗ. Для некоторых категорий детей с ОВЗ социальные навыки приобретают жизненно важную ценность. В ДОО необходимо создать условия необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. А для повышения качества процесса развития детей с ОВЗ первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции.
3 слайд
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а так же способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Для некоторых детей с ОВЗ такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации, или соблюдать социальные нормы поведения.
В каждом месте и каждой ситуации есть свои правила: на стадионе кричать можно, а в помещении нельзя. На улице можно бегать и прыгать, а в библиотеке нужно вести себя тихо и спокойно. Не все дети понимают, как следовать этим правилам.
Так же, существуют более серьезные проблемы поведения, такие как истерики, агрессия, плевки в лицо, смахивание предметов со стола, которые ребенок может демонстрировать по разнообразным причинам. В момент истерики, как вы знаете, разговаривать и что-то объяснять не представляется возможным.
4 слайд
Существуют разные методы, которые являются универсальными стратегиями обучения детей жизненным компетенциям, социальным навыкам:
- ролевая игра;
- моделирование;
Но случается так, что в общественных местах, например в библиотеке или на занятии, у педагога может не быть возможности смоделировать для ребенка правильное поведение. В таких ситуациях, можно использовать визуальные стимулы, которые символизируют определенное приемлемое поведение-визуальная поддержка- это способ предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Мы представляем вашему вниманию один из методов визуальной поддержки, который мы активно применяем в нашем ДОУ - визуальное расписание.
Известно, что дети гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структурированной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.
5 слайд
Визуальное расписание - это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности.
Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.
Визуальное расписание помогает:
- лучше запоминать информацию;
- четче выделять важную информацию;
- снижать тревогу и чувство неопределенности;
- понимать правила;
- прояснять абстрактные концепции, например время;
- лучше принимать изменения.
Кроме того, оно помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.
6 слайд
Существует несколько видов расписаний: предметное, картинное, текстовое.
Расписание с использованием предметов.
Последовательность действий обозначается при помощи предметов, которые используются в процессе самой деятельности.
Расписание с использованием картинок.
Используется, если ребенок понимает изображения на картинках. Чаще всего используются в начале фотографии реального объекта, затем фотографии аналогичных объектов, после этого переходят к картинкам, затем пиктограммам и символам.
Для детей, которые умеют читать и понимают прочитанное, можно использовать текстовое расписание.
Расписание с использованием текста.
Используются картинки, подписанные одним словом, предложения, сформулированные от лица ребенка. В некоторых случаях можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, органайзеры.
В своей работе мы используем первые два вида (предметное и картинное).
Одним из важнейших условий выбора расписания является оптимальность его вида. Расписание само по себе не должно вызывать никаких затруднений для понимания ребенка, оно должно давать возможность повысить самостоятельность.
7 слайд
Визуальное расписание может использоваться для иллюстрирования:
- всего распорядка дня
- определенных видов деятельности или занятий (в рамках занятия)
- расписание конкретных процессов или заданий (в рамках отдельной инструкции)
- алгоритма использования конкретного навыка
- правил поведения
Визуальное расписание используется для формирования цепочек действий, из которых состоит навык. Чтобы составить цепочку, необходимо разделить действие на отдельные шаги (операции).
Рассмотрим на примере цепочки обычного, повседневного навыка
Вы педагог и вам нужно научить ребенка алгоритму мытья рук.
8 слайд
Давайте вспомним, что мы должны сделать первым действием, для того чтобы начать мыть руки?
ДОБАВИТЬ
1. Я включаю холодную воду.
2. Я включаю горячую воду.
3. Я подставляю руки под воду.
4. Я беру мыло.
5. Я тру мыло руками и т.д.
6...
В данном случае, алгоритм получился достаточно подробный, цепочка действий длинной. Она может быть другой - более короткой. Все зависит от возрастных, индивидуальных особенностей ребенка для которого составляется алгоритм использования конкретного навыка.
Иногда бывает так, что ребенок не выполняет правильно задание, не выдерживает последовательную цепочку действий с первого раза, и со второй попытки не получается, то существует риск спровоцировать нежелательное поведение. Поэтому по мимо карточек для визуального расписания существуют "визуальные правила и инструкции"
9 Слайд
Визуальные правила и инструкции - это наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации. Любое правило поведения, которому ребенок затрудняется следовать, должно быть целенаправленно отработано (например, разговаривать шепотом, держать маму за руку), такое поведение можно заранее обсудить с ребенком, перед тем, как куда-то идти. Во время объяснения можно использовать визуальные карточки, изображающие ожидаемое поведение. Многие из ожидаемых и проблемных поведений могут быть отображены визуально с помощью картинки.(фото на столе правила с правильным поведением, по коридору)
Такие картинки можно использовать не только во время подготовки ребенка к определенному событию, но и во время самого события, как напоминание об ожидаемом поведении. Например, ребенок во время занятия начал разговаривать с соседом. Или ребенок, в то время, как надо стоять в линии, стал блуждать по группе. Тогда педагог, чтобы особо не привлекать внимание остальных детей, может подойти к ребенку и показать карточку с изображением правильного поведения.
Во многих ситуациях, когда ребенок начинает неправильно себя вести, мы говорим «не делай так», «прекрати», «зачем ты это делаешь». В таких упреках отсутствует определение того, как вести себя правильно.
ПОЭТОМУ САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОМНИТЬ, что за упоминанием о нежелательном поведение всегда должно следовать описание и даже демонстрация ожидаемого и приемлемого поведения.
Начинайте обучать этим визуальным подсказкам в непродолжительных, ясных и простых ситуациях. Как только ваш ребенок начнет лучше понимать смысл этих подсказок, вы сможете использовать их в более продолжительных ситуациях с более абстрактными правилами.
10 Слайд
Примеры таких карточек вы можете увидеть на слайде (такие визуальные подсказки могут сообщить ребенку об неких ограничениях в пространстве или на занятии например, карточка "Стоп", такие карточки как "Тише", "Подожди" и т.д.)
Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться, вы будете в своей обычной роли ПЕДАГОГА.
11 слайд
Ваша задача (как педагога) выстроить для ребенка цепочку, некий алгоритм действий на предложенные вам ситуации, используя НЕОБХОДИМЫЕ НА ВАШ ВЗГЛЯД карточки.
(Вы педагог, у вас есть ребенок с определенными дефицитами, трудностями в определенных ситуациях, ваша задача выстроить алгоритм, цепочку действий для этого ребенка, чтобы ему было проще справится с трудностями или научиться чему либо. )
перед....Для этого мне нужны 5 педагогов.
1 ситуация: последовательность событий (действий/мероприятий в утренний период времени)
2 ситуация: непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП и развитию сенсорного восприятия (в рамках занятия)
3 ситуация: алгоритм инструкции, например: обведи прямоугольник по точкам, раскрась его красным карандашом
4 ситуация: научить ребенка пробовать новую для себя пищу/блюда
5 ситуация: "Когда все дети идут на музыкальное занятие парами, Катя переходит на быстрый шаг, расталкивая детей, а потом начинает бежать, стараясь быть первой"
Здесь вы будете использовать визуальные правила и инструкции, необходимо вспомнить в какой последовательности вы будите их выкладывать.
Рефлексия.
Давайте посмотрим, кто что сделал, что у нас получилось? (проговаривают свои цепочки по порядку)
Многие из вас использовали для выкладывания расписания/алгоритма все предложенные карточки, кому то достаточно было использовать некоторые из них...
- От чего это может зависеть?
- - от умений и навыков, которыми обладает ребенок (если например у вас вновь прибывший ребенок и он не умеет и не знает, что надо убирать за собой игрушки, как это делать для него визуальное расписание будет из нескольких карточек, а есть дети которые умеют, не соблюдают, для них достаточно двух карточек "как не надо" и "как надо" или одной "ожидаемое поведение"), от задачи (визуальное расписание должно соответствовать задачи, которую вы поставили), от возраста ребенка маленький ребенок не удержит длинную цепочку действий, поэтому необходимо выбрать такие карточки которые будут соответствовать его возрастным особенностям, будут максимально информативны для него и их будет не много).
Часто работа по формированию навыка начинается от интенсивной, полной физической подсказки. На первом этапе обучения ребенку может потребоваться помощь взрослого, чтобы запомнить, какое действие обозначает каждая карточка расписания. Здесь взрослый рукой ребенка показывает на первую карточку и помогает выполнить нужное действие - прикрепить карточку на планшет и так дальше. Когда вы видите, что ребенок ориентируется в карточках, какая карточка и какое действие обозначает можно предложить ребенку выкладывать цепочку карточек - действий по очереди "я начну, а ты продолжишь". После того как визуальное расписание готово, цепочка выстроена, возвращаемся к первому действию в цепочке и выполняем его. Когда действие выполнено, взрослый рукой ребенка снимает первую карточку, а если ребенок пользуется текстовым расписанием, то отмечает выполненное действие, например, галочкой или плюсиком. Таким же образом взрослый помогает ребенку выполнить остальные действия в последовательности. Это делается для того, чтобы ребёнку было легче отследить, какое действие необходимо выполнить следующим. После того как ребенок научится бегло пользоваться расписанием, можно упростить процедуру его использования: перестать снимать карточки или отмечать выполненные шаги в списке.
Необходимо помнить, что помощь ребенку оказывается дозирована, необходимо снижать интенсивность подсказок, увеличивать паузу перед подсказкой. Чтобы педагогам было легче со временем устранить подсказки, стоит избегать вербальных инструкций. К ним привыкают как дети, так и взрослые. Дети становятся очень зависимы от постоянного озвучивания следующего действия, а педагоги, в свою очередь, часто сами не замечают, что дают ребенку подсказки. В результате получается ситуация, в которой ребенок, оказавшись без знакомого взрослого, который постоянно подсказывает, что делать дальше, не может выполнить нужное действие самостоятельно.
Впоследствии все подсказки должны быть устранены! Окончательная цель работы – самостоятельное выполнение ребёнком целевого действия.
Для того чтобы оставаться объективными, педагогам рекомендуется систематически собирать данные о том, насколько самостоятельно ребенок выполняет те или иные действия. Кроме того, может быть полезно записывать занятия с ребенком на видео. Просмотр такого видео позволит выявить, какие ошибки допускают как ребенок, так и взрослый в процессе обучения.
12 слайд
Этапы введения визуального расписания
1. Выяснение игровых предпочтений ребенка
Понаблюдав, за игровой деятельность ребенка, в беседе с родителями педагог
выясняет, какие ребенку нравятся игры и игрушки, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве подкрепления за правильно выполненные задания и за хорошее поведение на занятии.
Н-р, это могут быть игрыс мозаикой, рамки – вкладыши, лепка, запуск шариков в горку-лабиринт,компьютерные игры и др..
2. Знакомство с визуальным расписанием
Цель: познакомить ребенка с карточками визуального расписания, приучение к использованию его на занятии.
Доска «Сейчас - Потом».
На первоначальном этапе работу лучше начинать с доски «Сейчас - Потом» - это визуальная последовательность из двух изображений. Она полезна, если вы учите ребенка следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Также эта доска обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску "Сейчас-Потом", то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.
Как этим пользоваться?
- Решите, какое задание ребенок должен выполнить сначала (это будет изображение под надписью «сначала»), и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения (картинка под надписью «потом»). То, что следует «потом» должно быть достаточно мотивирующим, только тогда есть высокая вероятность, что ребенок будет следовать вашей инструкции.
- Расположите на доске изображения (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые символизирует первое и второе занятие.
- Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией. Старайтесь употреблять как можно меньше слов, начните со слова «сначала». Например: «Сначала выложи цифры по порядку, потом играешь».
- По необходимости напоминайте ребенку о доске во время выполнения задания. Например: «Еще остались последние цифры, потом игра».
- Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты разложил цифры по порядку, теперь игра!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию.
- Для того, чтобы ребенок начал ценить доску "Сейчас-Потом", он должен получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «сначала». В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.
Что если возникнет проблемное поведение?
Если возникает проблемное поведение, продолжайте физически подсказывать ребенку выполнение задания «сначала». Сосредоточьте внимание на выполнении задания, а не на проблемном поведении. После этого все равно важно предоставить приятное занятие или желанный предмет, так как целью доски было выполнение задания «сначала», а не работа с проблемным поведением. (Пример с Зеленским и машинкой)
Если вы считаете вероятным возникновение проблемного поведения, то поначалу включайте в доску "Сейчас - Потом" только те задания, которые ребенок выполняет с легкостью и охотно. Если вам сложно контролировать проблемное поведение ребенка, то, возможно, вам нужна помощь поведенческого консультанта.
13 слайд
Визуальное расписание
- После того, как ребенок понял концепцию визуальной последовательности благодаря доске "Сейчас-Потом", вы можете переходить к более сложным расписаниям для различных событий в течение дня.
- Решите, изображения каких занятий должны быть в вашем расписании. Выбирайте только те занятия, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень желательные для ребенка события.
- На первом занятии демонстрируются все карточки (рис. 1).
На каждой карточке (в виде фотографий, рисунков, написанных
слов) обозначен какой-либо вид деятельности.На этом этапе
ребенку предоставляетсявозможность самому выбирать карточки.
Все задания должны быть доступны длявыполнения и интересны для ребенка, чтобы не провоцироватьнежелательное поведение.
- Расположите на расписании изображения выбранных событий. Ребенок должен увидеть расписание до начала первого события согласно расписанию. Во время остальных событий расписание должно оставаться в зоне видимости ребенка.
- Когда должно начаться событие согласно расписанию сделайте подсказку с помощью короткой инструкции. Например, скажите: «Проверь расписание». Это поможет ребенку обратить внимание на следующее событие. Поначалу вам может понадобится физически направлять ребенка, чтобы он сверялся с расписанием (например, мягко подвести его за плечи к расписанию и указать на нужное событие егорукой). Постепенно вы будете уменьшать физические подсказки, чтобы ребенок начал самостоятельно пользоваться расписанием.
- Когда задание выполнено, подскажите ребенку снова свериться с расписанием, используя описанную выше процедуру и переходите к следующему занятию.
Каждое расписание завершается карточкой «Занятие окончено». Таким образом, ребеноквсегда знает, когда занятие будет завершено, что значительно улучшает его поведение на занятии.
- Хвалите ребенка и/или предоставляйте ему иные поощрения за то, что он следует своему расписанию, выполняет указанные в нем задания и переходит к следующим. Полезно использовать таймер, чтобы ребенок понимал, когда пора переходить к следующему занятию.
3. Введение визуального расписания в занятия
Цель: приучить ребенка к соблюдению четкого расписания занятия.
На этом этапе визуальное расписание занятия составляется педагогом (но чем старше ребенок, желательно, чтобы частично принимал участие в составлении ребенок).
В зависимости от вида занятия каждый педагог добавляет в расписание свои задания. Ребенку разрешается выбирать игру, изображение которой помещается в конец расписания, и после которой занятие завершается. Поиграть можно, лишь завершив задания по порядку, как указывается в наглядном расписании.
Так как,ребенок может быть истощаем и быстро утомляться, то вводится карточка «Перерыв», которая позволяет ребенку после выполнения одного задания или в процессе выполнения задания отдохнуть несколько минут, а затем вернуться к работе. Отдых разрешается лишь в том случае, если ребенок берет карточку и просит перерыв, не вскакивая с места заранее.фото
На начальном этапе педагог выбирает наименее
сложные для выполнения задания. Постепенно ребенок
привыкает следовать расписанию (может реже просить
перерыв). Далее задания усложняются, увеличивается ихколичество, но в конце занятия неизменноследует любимая ребенком игра.
На слайдах приведены примеры визуальных расписаний занятий с ребенком.
14 слайд
Виды визуального расписания
Визуальные расписания бывают всевозможных видов и конфигураций - на планшетках, досках, матерчатых полосках, в тетрадке, альбоме, папке, в компьютере или iPad; состоять из фотографий, картинок, иконок, написанных слов; располагаться вертикально, горизонтально, по одной на странице, по 2, по 5, по 25; карточки выполненных заданий или действий могут оставаться на месте, сниматься, перемещаться на другую страницу или в коробочку, зачеркиваться; могут включать жетоны за выполненные задания, или не включать их. Выбор того или иного формата визуального расписания всегда осуществляется на индивидуальной основе - на основе целей его применения, возможностей ребенка, а также возможностей тех, кто будет это визуальное расписание применять.
Для ребенка расписание должно отвечать на следующие вопросы:
- Какую работу необходимо выполнить?
- В чем состоит задание?
- Что именно я буду делать?
- Какой объем работы должен выполнить?
- Когда я закончу выполнять данный вид работы? Что последует за этим? Что я буду делать после завершения?
15 слайд
Сделать расписание не сложно.
1. Основа.
Понадобиться основа, липучка с липким слоем и карточки.Это может быть однотонная пластиковая панель, доска, фанера, плотный картон или поверхность мебели.В данном случае в кабинете это поверхность стола, за которым сидит ребенок.
2. Липучка.
Когда основа подготовлена и определен размер, на нее приклеивается липучка.
3. Карточки.
Карточки можно делать из разных материалов. Например, напечатать на бумаге, затем заламинировать. Или напечатать, приклеить на картон и заклеить скотчем.
Сзади приклеивается кусочек мягкой липучки и карточки можно приклеивать на основу в нужном порядке.
Карточки для визуального расписания можно использовать готовые – PECS с подходящими изображениями или сделать самим, это один из плюсов метода – для него не нужно много специального оборудования.
16 слайд
При изготовлении карточек стоит учесть определенные моменты:
-если у ребенка плохое зрение, то лучше, чтобы изображение было матовым, блики могут отвлекать и мешать рассмотреть картинку; без ламинации, либо использовать матовые листы;
- фон лучше использовать белый;
- сами карточки желательно делать цветными.
- размер карточек определяется также исходя из возможностей ребенка. Для детей с моторными трудностями карточки должны быть большие и на плотном картоне, чтобы их легко было взять.
- карточки должны быть одинаковые по размеру.На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок. Оно может быть символическим, в виде фото предмета или
действия, либо состоять из порядковых номеров, все это так же
зависит от ресурсов ребенка.
- шрифт должен быть крупным и легко читаемым;
Таким образом, материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Результат
В результате введения визуальногорасписания ребенок перестал вскакивать
с места, отвлекаться на игрушки, сбрасывать дидактический материал со стола, споритьиз-за последовательности выполняемых
заданий, то есть нежелательное поведение, препятствующее реализации коррекционных задач, былоустранено.
17 слайд
5 наиболее распространенных заблуждений
в отношении визуального расписания
1. Визуальное расписание - это PECS.
Некоторые специалисты воспринимают любые карточки, которые используются на занятиях, как PECS, в особенности если используются визуальные расписания или визуальные подсказки. Но PECS (PictureExchangeCommunicationSystem, Бонди и Фрост, 2002) - это система обмена карточками, с помощью которой неговорящий ребенок обращается с просьбами или комментариями.
Визуальное расписание- это инструмент, которым пользуются педагоги и родители для нескольких целей - иногда для того, чтобы помочь ребенку структурировать свой досуг, иногда - для того, чтобы подготовить его к грядущим изменениям, иногда - для того, чтобы определить количество заданий, которые ребенок должен выполнить, и таким образом, уменьшить мотивацию ребенка к избеганию этих заданий.
Для введения сиситемы коммуникации с помощью обмена карточками PECS следует придерживаться четкого протокола, и путем воссоздания мотивационных условий учить ребенка обращаться с просьбами. Данный протокол имеет очень четкую структуру, и требует последовательной отработки каждого из этапов в заранее предопределенном порядке.
В то время, как для введения визуального расписания следует прежде всего определить цель - каким образом будет служить это визуальное расписание - как способ коррекции нежелательного поведения, как визуальная инструкция для выполнения определенных действий или как визуальная подсказка для формирования самостоятельного навыка. И в зависимости от выбора цели протокол введения визуального расписания будет изменяться.
2. Визуальное расписание нужно всем детям с аутизмом, в любых жизненных ситуациях.
Это неверно. Визуальное расписание, как способ помощи ребенку структурировать свой досуг не подойдет тем детям, у которых прекрасно развиты навыки игры, и они умеют заниматься ею в свое свободное время. Визуальное расписание, как метод коррекции поведения, функцией которого является избегание требований будет бесполезным для ребенка, который хорошо сотрудничает на занятиях или спокойно выполняет бытовые требования. Визуальное расписание, которое является визуальной подсказкой для выполнения сложных цепочек действий, таких как мыть руки или одеваться - не подойдет ребенку, который не умеет ориентироваться на карточки, и ему все равно нужны физические или словесные подсказки. Более того, использование того или иного формата визуального расписания является нелегким делом для членов семьи. Нужно заготовить карточки, распределить их в определенном порядке, подводить ребенка к ним или указывать на них, снимать менять, распределять, и т.д. Все эти действия требуют немалых временных затрат и усилий, и часто становятся причиной того, что визуальное расписание "не работает" - окружающие просто прекращают им пользоваться. Поэтому (!) - чрезвычайно важно не торопиться с введением визуального расписания и наполнять дом карточками. Важно определить, какой цели будут служить эти карточки, кто именно будет работать над организацией и введением этого визуального расписания, насколько возможным в условиях данной среды является введение и использование визуального расписания, как будет производиться запись данных и мониторинг (если будет), и только после этого разрабатывать протокол введения визуального расписания.
3. Визуальное расписание работает само по себе.
Нередко педагоги и родители предполагают, что если показывать ребенку картинки, то он сам все поймет и будет на них ориентироваться. Например, если показать ребенку расписание, в котором есть карточка "заниматься", то он пойдет заниматься без сопротивления. Или, если показать ребенку в расписании, что "сначала занятия, потом - мультик", или "сначала поедем к бабушке, а потом - в бассейн" то ребенок тут же перестанет требовать мультик и кричать. Это неверно. ВАВА разработаны протоколы, с помощью которых производится введение того или иного расписания. В них прописано, где именно нужно стоять, что говорить или не говорить, как показывать карточки ребенку, а самое важное - когда предоставлять поощрения. Без использования поощрений навык следовать визуальному расписанию не сформируется! В некоторых протоколах поощрение включается как одно из заданий расписания (используется "Принцип Примака"), в некоторых протоколах поощрение предоставляется, если ребенок спокойно переключился от одного вида деятельности на другой без истерики (закрепление реакции в присутствии различимого стимула SD), а в некоторых - после реакции, которая произошла без дополнительной подсказки.
4. Визуальное расписание необходимо только неговорящим детям, которые не понимают речь. Существует предпосылка, что если ребенок понимает речь, то ему можно объяснить словами, он все "поймет" и сделает то, о чем его просят. А если не сделал, то нужно объяснить еще и еще раз, пока не "поймет". Очень часто именно такой подход приводит к тому, что закрепляется проблемное поведение. Например, ребенок требует, чтобы ему купили игрушку в игрушечном магазине и кричит. Мам объясняет ему, что купит эту игрушку потом, сначала нужно зайти в продуктовый магазин. Ребенок продолжает кричать "Купи! Купи! Купи!", набрасывается на маму с кулаками. Мама объясняет еще раз, что сначала нужно купить продукты,а потом она обязательно купит ему игрушку. В конце концов, после 15 минут истерики мама покупает игрушку, ребенок успокаивается и они идут в продуктовый магазин. В данном случае поведение "кричать" и "бить маму" закрепляется, и будет происходить на постоянной основе, каждый раз в подобной ситуации. Для того, чтобы скорректировать данное поведение одним из наиболее эффективных методов является визуальное расписание. Когда ребенку, еще до выхода из дома, показывают с помощью карточек, куда он пойдет и что будет делать. Однако это визуальное расписание не имеет магического свойства, с первого раза и без дополнительных усилий оно не подействует. Для того, чтобы ребенок спокойно ждал получения желаемого, потребуется как неоднократная тренировка и походы в магазины с визуальным расписанием, так и использование дополнительных поощрений за спокойное поведение, а также спокойствие и игнорирование проблемного поведения, если ребенок снова закатил истерику и требует своего. Визуальное расписание является своего рода контрактом между ребенком и взрослым. Точно также, как и взрослые затрудняются "поверить на слово" и доверять партнеру без письменного контракта, также и ребенок не доверяет взрослому, который ведет себя непоследовательно (говорит, что не купит, а в конце-концов покупает). В данном случае, визуальное расписание помогает как взрослому действовать последовательно, так и ребенку - следовать правилам.
5. Визуальные расписание - это визуальное "подкрепление". В данном случае происходит серьезная путаница в терминологии. Слово "подкрепление" является термином, который обозначает изменение в окружающей среде, которое приводит к увеличению частоты поведения в будущем ("Reinforcement"). "Подкрепление" или "Усиление" - это последствие, которое должно появиться после желаемой реакции. В случае визуального расписания, визуальные стимулы появляются ДО поведения, и быть "подкреплением" не могут. Мы можем рассматривать карточки как "Различимые стимулы" (SD) или как "Подсказки" (Prompts), но не как усиливающие последствия (Reinforcement). Отсюда, само по себе использование визуального расписания не может закрепить то или иное поведение. Оно может способствовать появлению того или иного поведения, стать для него опорой, но для того, чтобы желаемое поведение закрепилось, необходимо использовать поощрения и четко следовать протоколу обучения, ведущему к достижению желаемой цели - формированию навыка, коррекции поведения, уменьшению тревожности или переключению от одной деятельности на другую.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда нужно использовать визуальную поддержку с детьми? всегда
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а так же способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Методы обучения жизненным компетенциям Социальная история Ролевая игра Моделирование Визуальная поддержка
Визуальное расписание - это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности. Визуальное расписание помогает: лучше запоминать информацию; четче выделять важную информацию; снижать тревогу и чувство неопределенности; понимать правила; прояснять абстрактные концепции, например время; лучше принимать изменения.
Виды расписаний Расписание с использованием предметов. Расписание с использованием картинок . Расписание с использованием текста .
Визуальное расписание может использоваться для иллюстрирования: всего распорядка дня определенных видов деятельности или занятий расписание конкретных процессов или заданий алгоритма использования конкретного навыка правил поведения
«Мне нужно помыть руки» 1. Я закатаю рукава. 2. Я включаю холодную воду. 3. Я включаю горячую воду. 4. Я подставляю руки под воду. 5. Я беру мыло. 6. Я намыливаю руки. 7. Я смываю мыло. 8. Я закрываю горячую воду 9. Я закрываю холодную воду. 10. Я беру полотенце. 11. Я вытираю руки полотенцем.
Визуальные правила и инструкции это наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.
Визуальные правила и инструкции .
Ситуации: 1 ситуация: последовательность событий (действий/мероприятий в утренний период времени) 2 ситуация: непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП и развитию сенсорного восприятия 3 ситуация: алгоритм инструкции, например: обведи прямоугольник по точкам, раскрась его красным карандашом 4 ситуация: научить ребенка пробовать новую для себя пищу/блюда 5 ситуация: "Когда все дети идут на музыкальное занятие парами, Катя переходит на быстрый шаг, расталкивая детей, а потом начинает бежать, стараясь быть первой"
Выяснение игровых предпочтений ребенка Знакомство с визуальным расписанием Введение визуального расписания в занятия Этапы введения визуального расписания
2. Знакомство с визуальным расписанием 3. Введение визуального расписания в занятия Этапы введения визуального расписания
Выбор того или иного формата визуального расписания всегда осуществляется на индивидуальной основе - на основе целей его применения, возможностей ребенка, а также возможностей тех, кто будет это визуальное расписание применять. Для ребенка расписание должно отвечать на следующие вопросы: Какую работу необходимо выполнить? В чем состоит задание? Что именно я буду делать? Какой объем работы должен выполнить? Когда я закончу выполнять данный вид работы? Что последует за этим? Что я буду делать после завершения? Виды визуального расписания
Основа Липучки Карточки Материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Сделать расписание не сложно.
Требования к изготовлению карточек для визуального расписания если у ребенка плохое зрение, то лучше, чтобы изображение было матовым, блики могут отвлекать и мешать рассмотреть картинку; без ламинации, либо использовать матовые листы; фон лучше использовать белый; сами карточки желательно делать цветными; размер карточек определяется также исходя из возможностей ребенка. Для детей с моторными трудностями карточки должны быть большие и на плотном картоне, чтобы их легко было взять; карточки должны быть одинаковые по размеру. На карточке должно быть изображение, подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок. Оно может быть символическим, в виде фото предмета или действия, либо состоять из порядковых номеров, все это так же зависит о ресурсов ребенка. шрифт должен быть крупным и легко читаемым.
1. Визуальное расписание - это PECS. 2. Визуальное расписание нужно всем детям с аутизмом, в любых жизненных ситуациях. 3. Визуальное расписание работает само по себе. 4.Визуальное расписание необходимо только неговорящим детям, которые не понимают речь. 5. Визуальные расписание - это визуальное "подкрепление". 5 наиболее распространенных заблуждений в отношении визуального расписания
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».
Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....

«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....

Доклад "Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание"
Доклад сделан на основе проекта "С чего начинается Родина" для детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»
Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».
Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».
Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию началь...

«Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр....
