«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

В настоящее время, значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка известна с древних времен. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка.

        В работе по развитию математических способностей детей дошкольного образа с ОВЗ, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности. Очень хорошо зарекомендовала себя песочная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Т.Г. Богапова

Структурное подразделение «Детский сад № 7 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Формированию математических представлений   отводится важное место в общей системе коррекционно-развивающего обучения. Для детей с ОВЗ характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности с пространственными представлениями.

В своей работе я нашла новый подход для формирования математических  представлений через игровые упражнения в стационарной песочнице. Главным  является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей  не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными. Игры с песком позволяют решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени,  формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования.  

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком подсказала великому Юнгу эту идею.  

Игра с песком была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии»(sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.

 Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии.

Наши дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься. Для проведения игр с песком в группе создана специальная развивающая среда:

             В качестве стационарной песочницы используется ящик с песком (пластиковый) с размерами 50x45 см. Ящик - приблизительно 10 см глубиной, окрашен голубым цветом и заполнен промытым, качественным песком.

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Надувные песочницы  используются в основном для игр с кинетическим песком.

 Кинетический песок- современный уникальный материал впервые появившийся в Швеции. По текстуре он напоминает обычный песок, но более лёгкий и влажный. Во время занятий материал не рассыпается, зато из него легко и удобно лепить любые фигуры. (В состав кинетического песка входит два основных компонента: кварцевый песок (доля составляет 98%) и добавка на основе силикона Е900. Последнее вещество полностью безопасно и применяется в пищевой промышленности, поэтому даже попадание материала в рот не причинит вреда. Также могут использоваться натуральные пищевые красители, придающие песку разные оттенки.)

Этот песок нетоксичен, не вызывает аллергии;

-не имеет запаха;

- не липнет к рукам и одежде;

- остается постоянно остается «влажным на ощупь»;

- сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

-не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.

-не требует специальных условий хранения.

Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование цветным песком на планшетах.  

 Планшет с подсветкой ( можно сделать своими руками).
Внешний размер: 75х50х15см. изготовлен из дерева и фанеры . Поле для рисования выполнено из ударопрочного пластика. Подсветка светодиодная (белого цвета). Срок службы до 10000 часов. Свечение мягкое, приглушенное. Внешний блок питания на 12 вольт, что полностью безопасно для детей, Планшет закрывается крышкой с застежкой.

 Его мы используем для рисования и как наглядное пособие для изучения букв, цифр.

Коллекции фигурок: коробки с разнообразными миниатюрными фигурами: игрушки из «киндер-сюрпризов», машинки, животные, деревья, растения, цветы, здания.

Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными. Обычно все это "богатство" располагается в коробках с прозрачными крышками, с которых легко достать необходимый материал.

 При этом мы говорим детям следующее. «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».  

Противопоказания к работе песком:

• Эпилепсия

• Аллергия на пыль и мелкие частицы.

• Легочные заболевания.

• Кожные заболевания и порезы на руках.

• Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.

Песок приятен на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и успокаивает. В нем можно прятать игрушки, с ним можно проводить разные интересные опыты, его можно раскрашивать, на нем можно рисовать и из него можно моделировать.

Я хочу предложить некоторые виды математических игр:

1.«Прятки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно малыш находит и достает из песка цифры, геометрические фигуры, игрушки. Затем педагог просит назвать все, что были найдено в песке.

Далее можно поиграть в игру «Чего не стало?»

2. «Найди в песке нужное количество игрушек»

(шишек, желудей, ракушек, пуговиц)

Педагог показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество игрушек и пересчитать их.

 3.«Пекарня»

Предлагается ребенку-повару испечь «торты», «пироги» разного размера и формы, а потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомится в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

4.«Найди предмет»

Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделать из песка несколько кучек. В одной из них спрятать какой либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по подсказке, например: «Ищи в первой кучке справа»

5.«Посади цветы на клумбу»

Педагог предлагает ребенку посадить нужное количество цветов на клумбу. Дается инструкция: «Посади цветок в левом верхнем углу», «Посади цветок в середине» и т.д. Ребенок сажает цветок в соответствующем месте песочницы.

6. « Песочная фигура» ( геометрические фигуры).

Ребенок рисует на песке круг (квадрат), украшает его различными предметами: ракушками, камешками, пуговицами.

7.«Собери бусы»

Педагог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки и называет порядковый номер.

8. «Найди клад»

Закрепить понятия «лево», «право», учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание. По словесной инструкции педагога отыскивается клад, закопанный в песке.

10. «Веселые раскопки».

Эта игра направлена на развитие тактильных ощущений, формирование навыков счета.

- опустите свои руки в песок, отыщите там игрушки, вытащите их, расставьте их на песке, пересчитайте.

- Сколько игрушек вы нашли в песке?

-Какой цифрой  можно обозначить это количество предметов?

- посмотрите на поднос  и положите  соответствующую цифру.

-А сейчас я попрошу вас выложить на песке числовой ряд от 1 до 9

- прочитайте его

- а теперь в обратном порядке

- назовите соседей числа 5

- а теперь закройте глаза, я спрячу цифру

- какая цифра пропала?

- молодец!

11. «Лабиринт».

Эта игра направлена не развитие пространственных представлений, мелкой моторики.

- вам нужно помочь Мише дойти до Маши и провести раскопки. Для этого нужно построить дорожку из палочек .

Слушайте внимательно.

- 1- вправо,2- вверх, 1- вправо,1- вверх, 2- вправо,1-вниз.

- а теперь Миша поможет Маше провести раскопки.

- слева от Маши зарыт предмет , попробуйте на ощупь определить его

-какая фигура вам попалась?

-давайте проверим?

- вытащите её, назовите

- на что она похожа?

-какого цвета?

По аналогии эту игру можно провести с другими фигурами.

       12. «Песочный город»

Игра направлена на ориентировку в пространстве, закрепляет понятия  высокий- низкий, цвет.

- в середине песочнице постройте 2 башни-высокую  и низкую разного цвета,

-в правом верхнем углу 1 башню зеленого цвета

-в левом нижнем углу 1 башню синего цвета

-в левом верхнем углу 1 башню желтого цвета

-в правом нижнем угу 1 башню красного цвета

Посмотрите какой красивый город у вас получился!

 Можно пересчитать все башни, добавить героев. Придумать сказку. Здесь можно ввести понятия части, целое.

Преимущество данного метода –  универсальность и доступность.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются  речь и мелкая  моторика, а также все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

Данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2014. – С. 136.
  2. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. / Н.А Сакович – СПб.: Речь, 2014. – С. 139 – 143.
  3. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н. В. Зеленцова-Пешкова – М.: Детство-Пресс, 2015. – 96 с.
  4. Комарова М. Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / М.Ю. Комарова // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 695-697.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая деятельность детей по формированию математических представлений у детей 5-6 лет

-Совершенствование навыков счета в пределах 10.-Работа над пониманием “Какой по счету?”-Объединение частей в целое множество.-Установление зависимости между множеством и его частью.-Подготовка к...

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Консультация для педагогов по ФЭМП у детей с ОВЗ Формирования математических представлений у детей с ОВЗ

Данная статья отражает опыт работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов по ФЭМП у детей с ОВЗ Формирования математических представлений у детей с ОВЗ

Данная презентация наглядно отражает содержание консультации по вопросу формирования математических представлений у детей с ОВЗ....

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»...

Математические игры по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Дидактический материал по формированию  математических представлений"Снежная математика"...

Математические задачи по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Математические задачи по формированию  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста....