Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях группы детей с ТНР»
проект по коррекционной педагогике

Светлана Анатольевна Меньшенина

На современном этапе поиск новых коррекционно-развивающих технологий, дидактических средств в педагогической практике работы с детьми, имеющих ТНР, является по-прежнему актуальным. Особая роль в данном направлении принадлежит образовательным технологиям, основанным на деятельностном подходе с учетом интересов, возможностей детей, имеющих проблемы в речевом развитии для комплексной реализации коррекционно-развивающих и образовательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях группы детей с ТНР».

Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны, познавательный интерес снижен, эмоционально-личностное развитие таких детей отстает от нормы.

На современном этапе поиск новых коррекционно-развивающих технологий, дидактических средств в педагогической практике работы с детьми, имеющих ТНР, является по-прежнему актуальным. Особая роль в данном направлении принадлежит образовательным технологиям, основанным на деятельностном подходе с учетом интересов, возможностей детей, имеющих проблемы в речевом развитии для комплексной реализации коррекционно-развивающих и образовательных задач.

Цель проекта : оптимизация дидактических средств, развивающей предметно-пространственной среды, как одних из условий, стимулирующих речевую активность и расширение социально-коммуникативной практики дошкольников с ТНР.

Инновационная направленность проекта :

1. Разработаны, апробированы и внедрены в практику коррекционно-развивающей деятельности новые дидактические средства и игровое оборудование :

-различные виды  мини игрового песочного столика, бассейна  с фасолью

-сенсорные дорожки

-кинезиологические игры

2. Расширение игровой среды (насыщение сюжетно-ролевыми играми, играми театральной направленности, способствующих расширению коммуникативных потребностей детей).

3. Расширение коррекционно-обучающей среды (насыщение дидактическими играми речевой направленности, дидактическими материалами, стимулирующими речевое развитие детей);

Этапы реализации проекта :

1. Анализ интересов детей группы с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей;

2. Коррекция и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды и дидактического обеспечения в соответствии с выявленными склонностями интересами и образовательными потребностями детей;

3. Мотивация детей на использование разнообразных средств развивающей предметно-пространственной среды группы в различных видах деятельности.

4. Организация культурных практик детей по использованию игр, пособий, материалов в повседневной деятельности.

5. Итоговый (анализ результатов мониторинга)

Задачи:

  1. Изучить особенности использования игровой  технологии  в логопедической работе.
  2. Обогатить предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи детей, имеющих речевые недостатки.
  3. Внедрить элементы игровых технологий в логопедическую практику.
  4. Повысить компетентность педагогов и родителей МДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
  2. Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
  3. Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
  4. Повышение  компетентности педагогов и родителей  в вопросах речевого развития дошкольников.

Формы работы:

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  1. Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  2. Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  3. Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  4. Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  5. Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Коррекционно-развивающие игры направлены на развитие:

Мелкой моторики рук .

Общей моторики .

Правильного речевого выдоха.

Артикуляционной моторики.

Фонематической стороны речи.

Лексико-грамматического строя речи.

Коррекции звукопроизношения.

Связной речи.

  1. Игровые технологии для развития мелкой моторики рук детей.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», грецкими орехами, карандашами,
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.

  1. Игровые технологии для развития общей моторики .

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей.

Проведение различных физкультминуток, подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмика, с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

  1. Игровые технологии для развития правильного речевого выдоха.
  • Сменяемость развивающей среды посезонно
    «Подуй на снежинку», «Остуди чай», «Отправь бабочку в полёт»
  • «Мыльные пузыри»
  • «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
  • «Дудочки»
  • «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки.
  • «Футбол»

4. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.

Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

5. Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.

  • «Звуковой полёт»(произнесение звуков, слогов в разном темпе, высоте)
  • «Поймай звук» ( Взрослый произносит ряды звуков , а ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданную фонему)
  • «Найди картинку  с твердым (мягким) звуком» (ребенок должен найти картинку с заданным звуком)

6. Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи.

  • «Паровозик», «Дождик»
    (определяем количество слогов в слове)
  • «Цепочка слов»
  • «Прочитай по первым буквам»
  • Подбираем картинки со звуком [ ]
  • Найдём картинки с твердым (мягким )звуком [  ]
  • Найдём место звука в слове (Подбери слова к схеме).

7.Игровые технологии  для коррекции звукопроизношения.

  • «Вертушка» (Назвать слова на данный звук).
  • «Назови правильно»
  • «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
  • «Найди  и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
  • «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем
  • отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
  • «Звуковая дорожка»    (автоматизация  и  дифференциация звуков)

8.Игровые технологии для развития связной речи.

  • Сюжетно ролевый игры-помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические формы.
  • Игры  драматизации – позволяют решать одновременно несколько задач: развитие связной речи, навыков театрально –исполнительской деятельности.
  • Дидактические  игры-направлены на развитие  у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков  контроля и самоконтроля за построением связных высказываний

ВЫВОД

При  использовании  игровых технологий в коррекционной работе и     создании  разнообразной, интересной , речевой среды,  быстрее происходит постановка и автоматизация звука, лучше воспринимаются артикуляционные упражнения ,  упражнения на моторику рук. У детей появляется потребность в инициативно и  диалогической  речи, повышается уровень речевой коммуникации, легче  усваиваются  грамматические формы. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое  развитие в целом.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Букатов В.М. Педагогика таинства дидактических игр. М., 1997
  3. ВаськоваО.Ф,  Политыкина.А.А 2011г. «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» СПб.112.
  4. //Логопед № 6/2010
  5. //Логопед № 5/2012
  6. //Логопед № 5/2006
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  8. Рудик. О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М 176с
  9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергеенко. Воронеж.206с
  10. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности «Литературная викторина» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий в средней группе

Цели:с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, ...

«КОРРЕКЦИОННО– РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ЗПР»

За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Дети с задержкой имеют разные физические возможности.  Для них характерны боль...

Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»

Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Коррекционно – развивающая направленность Физкультурных занятий в группах детей с ЗПР методами кинезиологии

ОПЫТ РАБОТЫТема:Коррекционно – развивающая направленностьФизкультурных занятий в группах  детей с ЗПРметодами кинезиологии...

Доклад на МО «Использование игровых, коррекционно – развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ»

Игровые технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс превращается в нечто интересное, красочное и удивительное...