Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях группы детей с ТНР»
проект по коррекционной педагогике
На современном этапе поиск новых коррекционно-развивающих технологий, дидактических средств в педагогической практике работы с детьми, имеющих ТНР, является по-прежнему актуальным. Особая роль в данном направлении принадлежит образовательным технологиям, основанным на деятельностном подходе с учетом интересов, возможностей детей, имеющих проблемы в речевом развитии для комплексной реализации коррекционно-развивающих и образовательных задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях группы детей с ТНР».
Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны, познавательный интерес снижен, эмоционально-личностное развитие таких детей отстает от нормы.
На современном этапе поиск новых коррекционно-развивающих технологий, дидактических средств в педагогической практике работы с детьми, имеющих ТНР, является по-прежнему актуальным. Особая роль в данном направлении принадлежит образовательным технологиям, основанным на деятельностном подходе с учетом интересов, возможностей детей, имеющих проблемы в речевом развитии для комплексной реализации коррекционно-развивающих и образовательных задач.
Цель проекта : оптимизация дидактических средств, развивающей предметно-пространственной среды, как одних из условий, стимулирующих речевую активность и расширение социально-коммуникативной практики дошкольников с ТНР.
Инновационная направленность проекта :
1. Разработаны, апробированы и внедрены в практику коррекционно-развивающей деятельности новые дидактические средства и игровое оборудование :
-различные виды мини игрового песочного столика, бассейна с фасолью
-сенсорные дорожки
-кинезиологические игры
2. Расширение игровой среды (насыщение сюжетно-ролевыми играми, играми театральной направленности, способствующих расширению коммуникативных потребностей детей).
3. Расширение коррекционно-обучающей среды (насыщение дидактическими играми речевой направленности, дидактическими материалами, стимулирующими речевое развитие детей);
Этапы реализации проекта :
1. Анализ интересов детей группы с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей;
2. Коррекция и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды и дидактического обеспечения в соответствии с выявленными склонностями интересами и образовательными потребностями детей;
3. Мотивация детей на использование разнообразных средств развивающей предметно-пространственной среды группы в различных видах деятельности.
4. Организация культурных практик детей по использованию игр, пособий, материалов в повседневной деятельности.
5. Итоговый (анализ результатов мониторинга)
Задачи:
- Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.
- Обогатить предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи детей, имеющих речевые недостатки.
- Внедрить элементы игровых технологий в логопедическую практику.
- Повысить компетентность педагогов и родителей МДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
- Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
- Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
- Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
Формы работы:
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Коррекционно-развивающие игры направлены на развитие:
Мелкой моторики рук .
Общей моторики .
Правильного речевого выдоха.
Артикуляционной моторики.
Фонематической стороны речи.
Лексико-грамматического строя речи.
Коррекции звукопроизношения.
Связной речи.
- Игровые технологии для развития мелкой моторики рук детей.
- Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», грецкими орехами, карандашами,
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.
- Игровые технологии для развития общей моторики .
На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей.
Проведение различных физкультминуток, подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмика, с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.
- Игровые технологии для развития правильного речевого выдоха.
- Сменяемость развивающей среды посезонно
«Подуй на снежинку», «Остуди чай», «Отправь бабочку в полёт»
- «Мыльные пузыри»
- «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
- «Дудочки»
- «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки.
- «Футбол»
4. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
5. Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.
- «Звуковой полёт»(произнесение звуков, слогов в разном темпе, высоте)
- «Поймай звук» ( Взрослый произносит ряды звуков , а ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданную фонему)
- «Найди картинку с твердым (мягким) звуком» (ребенок должен найти картинку с заданным звуком)
6. Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи.
- «Паровозик», «Дождик»
(определяем количество слогов в слове) - «Цепочка слов»
- «Прочитай по первым буквам»
- Подбираем картинки со звуком [ ]
- Найдём картинки с твердым (мягким )звуком [ ]
- Найдём место звука в слове (Подбери слова к схеме).
7.Игровые технологии для коррекции звукопроизношения.
- «Вертушка» (Назвать слова на данный звук).
- «Назови правильно»
- «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
- «Найди и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
- «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем
- отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
- «Звуковая дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков)
8.Игровые технологии для развития связной речи.
- Сюжетно ролевый игры-помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические формы.
- Игры драматизации – позволяют решать одновременно несколько задач: развитие связной речи, навыков театрально –исполнительской деятельности.
- Дидактические игры-направлены на развитие у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний
ВЫВОД
При использовании игровых технологий в коррекционной работе и создании разнообразной, интересной , речевой среды, быстрее происходит постановка и автоматизация звука, лучше воспринимаются артикуляционные упражнения , упражнения на моторику рук. У детей появляется потребность в инициативно и диалогической речи, повышается уровень речевой коммуникации, легче усваиваются грамматические формы. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Букатов В.М. Педагогика таинства дидактических игр. М., 1997
- ВаськоваО.Ф, Политыкина.А.А 2011г. «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» СПб.112.
- //Логопед № 6/2010
- //Логопед № 5/2012
- //Логопед № 5/2006
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
- Рудик. О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М 176с
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергеенко. Воронеж.206с
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности «Литературная викторина» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий в средней группе
Цели:с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, ...

«КОРРЕКЦИОННО– РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ЗПР»
За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Дети с задержкой имеют разные физические возможности. Для них характерны боль...

Конспект НОД по формированию духовно – нравственного воспитания, с использованием игровой и исследовательской технологий в старшей группе «Наша дружная семья!».
Игровое занятие, направленное на дружеские отношения между детьми и семейные традиции....

Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»
Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему " К нам пришла весна" с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий в младшей группе
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе....

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Коррекционно – развивающая направленность Физкультурных занятий в группах детей с ЗПР методами кинезиологии
ОПЫТ РАБОТЫТема:Коррекционно – развивающая направленностьФизкультурных занятий в группах детей с ЗПРметодами кинезиологии...
Доклад на МО «Использование игровых, коррекционно – развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ»
Игровые технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс превращается в нечто интересное, красочное и удивительное...
