Разработка упражнений и пальчиковых игр для детей с нарушениями слуха во время режимных моментов.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Столярова Екатерина Александровна

Представленные пальчиковые игры и упражнения разработаны для педагогов, работающих с дошкольниками с нарушениями слуха, и ориентированы на использование в течение дня, в рамках режимных моментов. Они направлены на развитие мелкой моторики, чувства ритма, артикуляционной моторики, слухового и тактильного восприятия, а также на формирование положительного эмоционального фона. Материалы могут быть полезны логопедам, дефектологам, воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в специализированных и инклюзивных группах детских садов. Адаптация упражнений с акцентом на визуальную поддержку и тактильные ощущения позволяет эффективно компенсировать нарушения слуховой функции и способствует комплексному развитию детей, повышая их мотивацию к занятиям и улучшая качество коммуникации. Родители также могут использовать данные игры для занятий с детьми дома, создавая благоприятную среду для развития и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка упражнений и пальчиковых игр для детей с нарушениями слуха во время режимных моментов.

Автор статьи: учитель-логопед

Столярова Екатерина Александровна

    Разработка упражнений и пальчиковых игр для детей с нарушениями слуха требует адаптации, акцента на визуальную поддержку, тактильные ощущения и ритм. Важно также учитывать индивидуальный уровень слуха каждого ребенка.

I. УТРЕННИЙ ПРИЕМ И ЗАРЯДКА:

•  Пальчиковая игра "Солнышко проснулось":

  •  Описание: Дети сидят на ковре. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).

  •  Текст и движения:

      Солнышко проснулось (руки вверх, разводим пальцы - "лучики")

      Нам в окно взглянуло (руки складываем "окошком" и смотрим в него)

      Птички зачирикали (пальчики "клювики" стучат друг о друга)

      Детки все проснулись! (потягиваемся)

  •  Адаптация для детей с НС: Использовать яркое изображение солнышка, тактильные ощущения (например, погладить ладошки солнечным лучиком), усилить артикуляцию при произнесении слов.

•  Упражнение "Ветерок":

  •  Описание: Дети стоят. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).

  •  Текст и движения:

      Ветерок подул вправо (руки вытягиваем вправо, наклоняемся)

      Ветерок подул влево (руки вытягиваем влево, наклоняемся)

      Деревья закачались (руки вверх, покачиваем ими)

  •  Адаптация для детей с НС: Использовать ленточки или платочки, чтобы показать направление ветра, тактильно ощутить дуновение воздуха (например, логопед дует на ладошки детей).

II. ПЕРЕД ЕДОЙ (Гигиенические процедуры):

•  Пальчиковая игра "Водичка, водичка":

  •  Описание: Дети стоят у раковин. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).

  •  Текст и движения:

      Водичка, водичка (трем ладошки друг о друга)

      Умой мое личико (проводим ладонями по лицу)

      Чтобы глазки блестели (легко прикасаемся к глазам)

      Чтобы щечки алели (поглаживаем щеки)

      Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

      Чтоб кусался зубок (показываем зубки)

  •  Адаптация для детей с НС: Использовать зеркало, чтобы дети могли видеть свои движения, усилить тактильные ощущения (теплая/холодная вода).

•  Игра "Поймай мыло":

  •  Описание: При мытье рук, педагог предлагает "поймать" мыло в ладошках, крепко его держать, чтоб оно не убежало.

  •  Адаптация для детей с НС: Важно визуально показать, как правильно намыливать руки, использовать ароматное мыло для дополнительной стимуляции.

III. ВО ВРЕМЯ ОБЕДА:

•  Пальчиковая игра "Пальчики едят":

  •  Описание: Во время еды логпед играет с пальчиками ребенка.

  •  Текст и движения:

      Этот пальчик - супчик ел (загибаем один пальчик)

      Этот пальчик - кашку ел (загибаем второй пальчик)

      Этот пальчик - компот пил (загибаем третий пальчик)

      Этот пальчик - пирожок съел (загибаем четвертый пальчик)

      Этот пальчик - все глядел (загибаем пятый пальчик)

  •  Адаптация для детей с НС: Сопровождать слова показом еды, усилить мимику при произнесении слов "вкусный", "сладкий".

•  Упражнение "Веселый язычок":

  •  Описание: Предложить детям поработать язычком, имитируя облизывание тарелки, жевание (можно проводить тихо, без звука).

  •  Адаптация для детей с НС: Логопед показывает движения, используя зеркало, или на себе.

IV. ПОСЛЕ ОБЕДА (Подготовка ко сну):

•  Пальчиковая игра "Зайка спит":

  •  Описание: Дети лежат в кроватках. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).

  •  Текст и движения:

      Зайка спать ложится (руки под щеку)

      Ушки опускает (опускаем руки вниз)

      Глазки закрывает (закрываем глаза)

      Сладко засыпает (тихонько сопим)

  •  Адаптация для детей с НС: Использовать мягкую игрушку зайчика, которую можно погладить, прижать к себе.

•  Дыхательное упражнение "Сладкий сон":

  •  Описание: Дети лежат в кроватках.

  •  Действия: Медленно вдыхаем через нос, медленно выдыхаем через рот. Педагог показывает на примере, можно положить руку на животик, чтобы дети чувствовали движение при дыхании.

V. ПОДЪЕМ ПОСЛЕ СНА:

•  Пальчиковая гимнастика "Пробуждение":

  •  Описание: Дети сидят на кроватях. Логопед показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).

  •  Текст и движения:

      Мы проснулись, потянулись (потягиваемся)

      Солнцу улыбнулись (улыбаемся)

      Ручки похлопали (хлопаем в ладоши)

      Ножки потопали (топаем ногами)

      Вот мы и проснулись!

  •  Адаптация для детей с НС: Важно усилить визуальный контакт, использовать яркое изображение солнышка.

•  Самомассаж "Разбудим тело":

  •  Описание: Легкие поглаживания тела (руки, ноги, лицо) для стимуляции кровообращения.

  •  Адаптация для детей с НС: Педагог показывает движения на себе, помогает детям, уделяет внимание тактильным ощущениям.

VI. ПРОГУЛКА:

•  Пальчиковая игра "Дождик":

  •  Описание: Дети на прогулке. Логопед показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).

  •  Текст и движения:

      Дождик, дождик, кап-кап-кап (пальчиками стучим по ладошке)

      Мокрые дорожки (проводим пальчиком по земле)

      Нам гулять нельзя (грозим пальчиком)

  •  Адаптация для детей с НС: Позволить детям почувствовать капли дождя на ладошках, показать картинки дождя, зонтика.

•  Игра "Найди и потрогай":

  •  Описание: Предложить детям найти определенные предметы на улице (лист, камень, траву) и потрогать их, описать свои ощущения (гладкий, шершавый).

  •  Адаптация для детей с НС: Акцент на тактильные ощущения, использование карточек с изображениями предметов.

Общие рекомендации:

•  Регулярность: Проводить игры и упражнения регулярно, каждый день.

•  Краткость: Игры должны быть короткими, чтобы не утомлять детей.

•  Повторяемость: Повторять игры и упражнения несколько раз, чтобы дети лучше их запомнили.

•  Эмоциональность: Проводить игры и упражнения с энтузиазмом и положительными эмоциями.

•  Индивидуальный подход: Адаптировать игры и упражнения к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

•  Сотрудничество с родителями: Обсуждать с родителями прогресс детей и давать рекомендации для занятий дома.

•  Использование визуальной поддержки: Картинки, карточки, жестовый язык.

•  Тактильные ощущения: Предметы разной текстуры, вибрация.

•  Ритм: Хлопки, топанье, музыкальные инструменты.

•  Артикуляция: Четкая и выразительная артикуляция педагога.

    Помните, что самое главное – это создать для детей комфортную и стимулирующую среду, в которой они смогут развиваться и получать удовольствие от занятий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

Разработки занятий по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха старшего возраста

Цель: формирование и развитие навыков восприятия речевых и неречевых звуков, уточнять фонетическую сторону речи детей, формировать у детей навыки точного воспроизведения слова, развивать фразовую речь...

Методическикая разработка на тему "Развитие речи у детей с нарушениями слуха"

Овладение глухими детьми устной речью является важнейшей задачей специальной школы. Это объясняется важной ролью устной речи как наиболее употребительного средства общения, как основы владения словесн...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...

Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня.С каждым годом р...

Конспект НОД по Речевому развитию для детей с нарушениями слуха. Тема: «Времена года. Весна»

Конспект НОД по Речевому развитию для детей с нарушениями слуха.Тема: «Времена года. Весна»Цели: Повторить известный словарь. Сформировать целостное восприятие представление о временах год...