Разработка упражнений и пальчиковых игр для детей с нарушениями слуха во время режимных моментов.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
Представленные пальчиковые игры и упражнения разработаны для педагогов, работающих с дошкольниками с нарушениями слуха, и ориентированы на использование в течение дня, в рамках режимных моментов. Они направлены на развитие мелкой моторики, чувства ритма, артикуляционной моторики, слухового и тактильного восприятия, а также на формирование положительного эмоционального фона. Материалы могут быть полезны логопедам, дефектологам, воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в специализированных и инклюзивных группах детских садов. Адаптация упражнений с акцентом на визуальную поддержку и тактильные ощущения позволяет эффективно компенсировать нарушения слуховой функции и способствует комплексному развитию детей, повышая их мотивацию к занятиям и улучшая качество коммуникации. Родители также могут использовать данные игры для занятий с детьми дома, создавая благоприятную среду для развития и обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка упражнений и пальчиковых игр для детей с нарушениями слуха во время режимных моментов.
Автор статьи: учитель-логопед
Столярова Екатерина Александровна
Разработка упражнений и пальчиковых игр для детей с нарушениями слуха требует адаптации, акцента на визуальную поддержку, тактильные ощущения и ритм. Важно также учитывать индивидуальный уровень слуха каждого ребенка.
I. УТРЕННИЙ ПРИЕМ И ЗАРЯДКА:
• Пальчиковая игра "Солнышко проснулось":
• Описание: Дети сидят на ковре. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).
• Текст и движения:
Солнышко проснулось (руки вверх, разводим пальцы - "лучики")
Нам в окно взглянуло (руки складываем "окошком" и смотрим в него)
Птички зачирикали (пальчики "клювики" стучат друг о друга)
Детки все проснулись! (потягиваемся)
• Адаптация для детей с НС: Использовать яркое изображение солнышка, тактильные ощущения (например, погладить ладошки солнечным лучиком), усилить артикуляцию при произнесении слов.
• Упражнение "Ветерок":
• Описание: Дети стоят. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).
• Текст и движения:
Ветерок подул вправо (руки вытягиваем вправо, наклоняемся)
Ветерок подул влево (руки вытягиваем влево, наклоняемся)
Деревья закачались (руки вверх, покачиваем ими)
• Адаптация для детей с НС: Использовать ленточки или платочки, чтобы показать направление ветра, тактильно ощутить дуновение воздуха (например, логопед дует на ладошки детей).
II. ПЕРЕД ЕДОЙ (Гигиенические процедуры):
• Пальчиковая игра "Водичка, водичка":
• Описание: Дети стоят у раковин. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).
• Текст и движения:
Водичка, водичка (трем ладошки друг о друга)
Умой мое личико (проводим ладонями по лицу)
Чтобы глазки блестели (легко прикасаемся к глазам)
Чтобы щечки алели (поглаживаем щеки)
Чтоб смеялся роток (улыбаемся)
Чтоб кусался зубок (показываем зубки)
• Адаптация для детей с НС: Использовать зеркало, чтобы дети могли видеть свои движения, усилить тактильные ощущения (теплая/холодная вода).
• Игра "Поймай мыло":
• Описание: При мытье рук, педагог предлагает "поймать" мыло в ладошках, крепко его держать, чтоб оно не убежало.
• Адаптация для детей с НС: Важно визуально показать, как правильно намыливать руки, использовать ароматное мыло для дополнительной стимуляции.
III. ВО ВРЕМЯ ОБЕДА:
• Пальчиковая игра "Пальчики едят":
• Описание: Во время еды логпед играет с пальчиками ребенка.
• Текст и движения:
Этот пальчик - супчик ел (загибаем один пальчик)
Этот пальчик - кашку ел (загибаем второй пальчик)
Этот пальчик - компот пил (загибаем третий пальчик)
Этот пальчик - пирожок съел (загибаем четвертый пальчик)
Этот пальчик - все глядел (загибаем пятый пальчик)
• Адаптация для детей с НС: Сопровождать слова показом еды, усилить мимику при произнесении слов "вкусный", "сладкий".
• Упражнение "Веселый язычок":
• Описание: Предложить детям поработать язычком, имитируя облизывание тарелки, жевание (можно проводить тихо, без звука).
• Адаптация для детей с НС: Логопед показывает движения, используя зеркало, или на себе.
IV. ПОСЛЕ ОБЕДА (Подготовка ко сну):
• Пальчиковая игра "Зайка спит":
• Описание: Дети лежат в кроватках. Педагог показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).
• Текст и движения:
Зайка спать ложится (руки под щеку)
Ушки опускает (опускаем руки вниз)
Глазки закрывает (закрываем глаза)
Сладко засыпает (тихонько сопим)
• Адаптация для детей с НС: Использовать мягкую игрушку зайчика, которую можно погладить, прижать к себе.
• Дыхательное упражнение "Сладкий сон":
• Описание: Дети лежат в кроватках.
• Действия: Медленно вдыхаем через нос, медленно выдыхаем через рот. Педагог показывает на примере, можно положить руку на животик, чтобы дети чувствовали движение при дыхании.
V. ПОДЪЕМ ПОСЛЕ СНА:
• Пальчиковая гимнастика "Пробуждение":
• Описание: Дети сидят на кроватях. Логопед показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).
• Текст и движения:
Мы проснулись, потянулись (потягиваемся)
Солнцу улыбнулись (улыбаемся)
Ручки похлопали (хлопаем в ладоши)
Ножки потопали (топаем ногами)
Вот мы и проснулись!
• Адаптация для детей с НС: Важно усилить визуальный контакт, использовать яркое изображение солнышка.
• Самомассаж "Разбудим тело":
• Описание: Легкие поглаживания тела (руки, ноги, лицо) для стимуляции кровообращения.
• Адаптация для детей с НС: Педагог показывает движения на себе, помогает детям, уделяет внимание тактильным ощущениям.
VI. ПРОГУЛКА:
• Пальчиковая игра "Дождик":
• Описание: Дети на прогулке. Логопед показывает движения и проговаривает текст (или использует жестовый язык).
• Текст и движения:
Дождик, дождик, кап-кап-кап (пальчиками стучим по ладошке)
Мокрые дорожки (проводим пальчиком по земле)
Нам гулять нельзя (грозим пальчиком)
• Адаптация для детей с НС: Позволить детям почувствовать капли дождя на ладошках, показать картинки дождя, зонтика.
• Игра "Найди и потрогай":
• Описание: Предложить детям найти определенные предметы на улице (лист, камень, траву) и потрогать их, описать свои ощущения (гладкий, шершавый).
• Адаптация для детей с НС: Акцент на тактильные ощущения, использование карточек с изображениями предметов.
Общие рекомендации:
• Регулярность: Проводить игры и упражнения регулярно, каждый день.
• Краткость: Игры должны быть короткими, чтобы не утомлять детей.
• Повторяемость: Повторять игры и упражнения несколько раз, чтобы дети лучше их запомнили.
• Эмоциональность: Проводить игры и упражнения с энтузиазмом и положительными эмоциями.
• Индивидуальный подход: Адаптировать игры и упражнения к индивидуальным потребностям каждого ребенка.
• Сотрудничество с родителями: Обсуждать с родителями прогресс детей и давать рекомендации для занятий дома.
• Использование визуальной поддержки: Картинки, карточки, жестовый язык.
• Тактильные ощущения: Предметы разной текстуры, вибрация.
• Ритм: Хлопки, топанье, музыкальные инструменты.
• Артикуляция: Четкая и выразительная артикуляция педагога.
Помните, что самое главное – это создать для детей комфортную и стимулирующую среду, в которой они смогут развиваться и получать удовольствие от занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования, в настоящее время направлено на со...
Разработки занятий по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха старшего возраста
Цель: формирование и развитие навыков восприятия речевых и неречевых звуков, уточнять фонетическую сторону речи детей, формировать у детей навыки точного воспроизведения слова, развивать фразовую речь...

Методическикая разработка на тему "Развитие речи у детей с нарушениями слуха"
Овладение глухими детьми устной речью является важнейшей задачей специальной школы. Это объясняется важной ролью устной речи как наиболее употребительного средства общения, как основы владения словесн...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...
Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня.С каждым годом р...

Конспект НОД по Речевому развитию для детей с нарушениями слуха. Тема: «Времена года. Весна»
Конспект НОД по Речевому развитию для детей с нарушениями слуха.Тема: «Времена года. Весна»Цели: Повторить известный словарь. Сформировать целостное восприятие представление о временах год...

