Памятка для педагогов "Развитие речевого дыхания дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Климова Наталья Александровна

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи важно, так как неправильно развитое дыхание мешает овладению техникой говорения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у дошкольников

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи важно, так как неправильно развитое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребёнок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации — это делает речь непонятной, скачкообразной. 

Коррекционная работа по развитию речевого дыхания состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз.
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

 

Некоторые задачи, которые решаются в рамках развития речевого дыхания у дошкольников:

  • укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата;
  • нормализовать звукопроизношение;
  • научить контролировать процесс речи;
  • добиться полного усвоения навыков правильного дыхания;
  • увеличить количество произносимых на выдохе слов.

 

Некоторые упражнения и игры для развития речевого дыхания:

  • «Шарик». Цель — натренировать силу вдох-выдоха. Дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление в нём. 
  • «Задуй свечку». Цель — научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно. Дошкольник набирает воздух в лёгкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). 
  • «Цветной дождик». На подвешенной горизонтально нити закрепляют несколько разноцветных лоскутков ткани, ёлочного дождика или ленточек серпантина. Нить вешают перед лицом ребёнка на расстоянии 10–15 см. Предлагают ему подуть на висящие разноцветные ленточки. 
  • «Эхо». Цель — развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. 

Несколько рекомендаций по проведению упражнений:

  • Занятия проводят в хорошо проветренном помещении.
  • Тренировку проводят до еды за 30 минут — 1 час.
  • Занимаются не менее 3 раз в день по 10 минут.
  • Начинают тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого.
  • Контролируют вдох и выдох ладонью, положив её на диафрагму.
  • Следят за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходят к новым тренажёрам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущий материал.
  • Не перенапрягают ребёнка. Стараются построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуют дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребёнка.

Некоторые ошибки, которые часто допускают при развитии речевого дыхания у дошкольников:

  • Короткий речевой выдох. Ребёнок может произносить только 2–3 слова на одном выдохе, часто делает паузы посреди фразы, чтобы вдохнуть.
  • Говорение на вдохе. Иногда дети, стремясь высказаться быстрее, начинают говорить на вдохе. Это приводит к нечётному произношению и может вызвать дискомфорт.
  • Неравномерный выдох. Ребёнок может начинать фразу громко, а к концу переходить на шёпот, потому что не может распределить воздух равномерно.
  • Верхнегрудное дыхание. При таком типе дыхания во время разговора у ребёнка поднимаются плечи, что приводит к напряжению мышц шеи и неэффективному использованию воздуха.
  • Ускоренный темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, «проглатывая» окончания слов, потому что им не хватает воздуха.

Правильное речевое дыхание играет ключевую роль в формировании речи ребёнка. Оно влияет на множество аспектов:

  • Звукопроизношение. Многие звуки речи требуют сильной воздушной струи. Например, чтобы правильно произнести звук «р», ребёнку нужно создать достаточно сильный поток воздуха, чтобы заставить кончик языка вибрировать.
  • Плавность речи. Хорошо развитое речевое дыхание позволяет говорить длинными фразами без лишних пауз. Это делает речь более естественной и понятной.
  • Громкость. Умение контролировать силу выдоха помогает регулировать громкость голоса, что особенно важно в различных социальных ситуациях.
  • Интонация. Правильное распределение воздуха во время речи позволяет ребёнку использовать разнообразные интонации, делая его речь более выразительной и эмоциональной.

 

Кроме того, правильное речевое дыхание влияет на выносливость и усидчивость ребёнка. Когда организму не хватает кислорода, ребёнку становится тяжело справиться с поставленными задачами. 

Таким образом, уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого дыхания дошкольников»

В статье раскрываются основные вопросы по развитию речевого дыхания, как одного из  важных компонентов для развития речи у дошкольников....

: Развитие речевого дыхания дошкольников.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Развитие речевого дыхания дошкольников

Развитие речевого дыхания дошкольников...

Развитие речевого дыхания дошкольников

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет...

Развитие речевого дыхания дошкольников

Развитие речевого дыхания дошкольников. Рекомендации по выполненению дыхательной гимнастики и примеры игр....

Памятка для родителей" Речевое дыхание"

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения сло...