Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №21»
Оренбургская область, 461637 г. Бугуруслан, 2 микрорайон д.28
Телефон:8 (35352) 4-10-23 Е-mail: mbdou21bug@yandex.ru
ОКПО 36377257 ОГРН1025600544353 ИНН 5602006633
_____________________________________________________________________________________
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед
Морозова Я.В.
Бугуруслан, 2024
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы | Содержание работы | Виды работ | Оборудование |
1-й этап Формирование правильного дыхания, нормализация тонуса | Формирование правильного дыхания Цель: нормализация ритмов организма, развитие самоконтроля и произвольности, формование правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности.
|
| |
Упражнения для нормализации тонуса Цель: формирование умения управлять своим тонусом, т. к. гипо — или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.
|
| Запись с расслабляющей музыкой, средство воспроизведения | |
Комплекс самомассажа Цель: развитие и укрепление мимических мышц, стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса мышц. 1. Самомассаж ушных раковин: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. 2. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу-вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх. 3. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот. 4. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам. 5. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали. 6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. 7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам. 8. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею. 9. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании, 3-5 раз. Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам. 10. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. 11. «Расческа». Поглаживание губ зубами. 12. «Молоточек». Постукивание губ зубами. 13. Кусаем попеременно верхнюю, нижнюю губу. 14. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам. 15. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку. |
| ||
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развитие переключаемости с одного движения на другой; повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительных установок на образовательный процесс, повышение жизненных сил организма. 1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 3. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 4. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. 5. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 6. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 7. «Эстафета». Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его и передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другим пальцам, как эстафетную палочку. 8. «Вертолет». Вращать тонкий длинный карандаш между пальцами сначала правой рукой, затем левой. Усложнение: вращать обеими руками одновременно. 9. «Два-пять». Правой рукой показываем два пальца, левой рукой пять, меняемся. |
| Настенное зеркало Бумага Карандаши | |
2-й тап Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. Формирование пространственных представлений | Комплекс глазодвигательных упражнений Цель: улучшение восприятия, расширение поля зрения, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и активируют мыслительную деятельность. 1. «Солнышко». Повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз). 2. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками круг, квадрат, треугольник. 3. «Ладошки». Закрывание ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз. 4. «Далеко-близко». Переводим взгляд с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект. 5. «Пальминг». Разотрите ладони друг о друга, для того чтобы они разогрелись. Ладонями закройте глаза таким образом, чтобы в глаза не попадал ни малейший лучик света. Таким образом, вы сможете добиться максимального расслабления глаз. 6.«Филин». Крепко зажмурить, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд. 7. Совместные движения глаз и языка вверх-вниз, влево-вправо. Усложнение - движения разнонаправленные |
| Ручка с ярким наконечником |
Развитие внимания
| Игры, направленные на развитие внимания
| Ритмическая музыка Бланки с корректурными пробами | |
Формирование пространственных представлений
БА – ПА БЯ – ПЯ БО – ПО БЁ – ПЁ БУ – ПУ БЮ – ПЮ БЫ – ПЫ БЕ — ПЕ По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой). БА – топнуть, ПА – хлопнуть БО – топнуть, ПО – хлопнуть БУ – топнуть, ПУ — хлопнуть | Игры на формирование пространственных представлений | Цветные карточки Пирамидки Кубики Танграмм Пазлы Методические пособия по формированию пространственных представлений Карточки повтори за мной | |
3-й этап Формирование межполушарного взаимодействия, навыков саморегуляции и контроля | Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
| Балансировочная доска Мешочки Мячики Доски межполушарного взаимодействия | |
Формирование навыков саморегуляции и контроля |
| Сигнальные карточки Бумага Карандаши | |
4-й этап Автоматизация и дифференциация звуков с применением нейропсихологических приемов |
|
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в математическом развитии. Математика для дошколь...

Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, а ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньш...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

Коррекция речевых нарушений с использованием нейропсихологических приемов
Коррекция речевых нарушений с использованием нейропсихологических приемов...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Нейропсихологические методы и приемы, с опорой на мозговую организацию ребенка, с помощью определенных упражнений развивают и корригируют несформированные/ нарушенные функции речевого развития....
