Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Яна Владимировна Морозова

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyro_planirovanie.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №21»

Оренбургская область, 461637 г. Бугуруслан, 2 микрорайон д.28

Телефон:8 (35352) 4-10-23  Е-mail:  mbdou21bug@yandex.ru

ОКПО 36377257 ОГРН1025600544353 ИНН 5602006633

_____________________________________________________________________________________

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед

Морозова Я.В.

Бугуруслан, 2024

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по коррекции речевых нарушений с применением нейропсихологических приемов и методов у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

Оборудование

1-й этап

Формирование правильного дыхания, нормализация тонуса

Формирование правильного дыхания

Цель: нормализация ритмов организма, развитие самоконтроля и произвольности, формование правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности.

  1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
  2. Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.
  3. «Облако дыхания». Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
  4. Глубоко вдохните.  Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
  5. Глубокий вдох (руки медленно поднимаем до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
  1. Дыхательные упражнения

Упражнения для нормализации тонуса

Цель: формирование умения управлять своим тонусом, т. к. гипо — или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.

  • «Силачи» — наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
  • «Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.
  • Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на стол. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

  1. Упражнения для нормализации тонуса

Запись с расслабляющей музыкой, средство воспроизведения

Комплекс самомассажа

Цель: развитие и укрепление мимических мышц, стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса мышц.

1. Самомассаж ушных раковинпомассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу-вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх.

3. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот.

4. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

5. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к

вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

 7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

8. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

 9. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании, 3-5 раз. Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

10. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

11.  «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12.  «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13.  Кусаем попеременно верхнюю, нижнюю губу.

14. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

15. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

  1. Комплекс самомассажа

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развитие переключаемости с одного движения на другой; повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительных установок на образовательный процесс, повышение жизненных сил организма.

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

3. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

7. «Эстафета». Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его и передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другим пальцам, как эстафетную палочку.

8. «Вертолет». Вращать тонкий длинный карандаш между пальцами сначала правой рукой, затем левой. Усложнение: вращать обеими руками одновременно.

9. «Два-пять». Правой рукой показываем два пальца, левой рукой пять, меняемся.

  1. Упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные)
  2. Самостоятельные упражнения
  3. Выработка кинестетических ощущений

Настенное зеркало

Бумага

Карандаши

2-й тап

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. Формирование пространственных представлений

Комплекс глазодвигательных упражнений

Цель: улучшение восприятия, расширение поля зрения, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и активируют мыслительную деятельность.

1. «Солнышко». Повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз).

2. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками круг, квадрат, треугольник.

3. «Ладошки». Закрывание ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.

4«Далеко-близко». Переводим взгляд с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.

5. «Пальминг». Разотрите ладони друг о друга, для того чтобы они разогрелись. Ладонями закройте глаза таким образом, чтобы в глаза не попадал ни малейший лучик света. Таким образом, вы сможете добиться максимального расслабления глаз.

6.«Филин». Крепко зажмурить, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.

7. Совместные движения глаз и языка вверх-вниз, влево-вправо. Усложнение  - движения разнонаправленные

  1. Комплекс глазодвигательных упражнений

Ручка с ярким наконечником

Развитие внимания

  • «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
  • «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
  • «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
  • «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.
  • «Птица, рыба, зверь.» Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т. д. Сделавший ошибку выбывает из игры.
  • «Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному, положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.
  • «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
  • «Найди пару одинаковых картинок»

Игры, направленные на развитие внимания

  • Имитационные игры
  • Корректурные пробы
  • Ритмические игры
  • Игры Мемори

Ритмическая музыка

Бланки с корректурными пробами

Формирование пространственных представлений 

  1. Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше
  2. Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу
  • «Робот» — ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.
  • «Кладоискатели» — ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.
  1. Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
  • «Продавец канцелярских товаров» — просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.
  • «Очередь» — предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.
  1. Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.
  • «Делай как я» — дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:
  • «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
  • «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
  • «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.
  • «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.
  • «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.
  • «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

БА – ПА БЯ – ПЯ БО – ПО БЁ – ПЁ БУ – ПУ БЮ – ПЮ БЫ – ПЫ БЕ — ПЕ

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

БА – топнуть, ПА – хлопнуть БО – топнуть, ПО – хлопнуть БУ – топнуть, ПУ — хлопнуть

Игры на формирование пространственных представлений

Цветные карточки

Пирамидки

Кубики

Танграмм

Пазлы

Методические пособия по формированию пространственных представлений

Карточки повтори за мной

3-й этап

Формирование межполушарного взаимодействия, навыков саморегуляции и контроля

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. 

  • «Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
  • «Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки — 6-8 раз.
  • Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой)
  • раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока)
  • письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.
  • Упражнения на балансировочной доске

Балансировочная доска

Мешочки

Мячики

Доски межполушарного взаимодействия

Формирование навыков саморегуляции и контроля 

  1. Игра «Изобрази явление» 
  2. Упражнение «Раз, два, три - говори!»
  3. Игра «Светофор» Игра «Море волнуется»
  4. Игра: «Да» и «нет» не говори»
  5. Игра «делай как я» др.

Сигнальные карточки

Бумага

Карандаши

4-й этап

Автоматизация и дифференциация звуков с применением нейропсихологических приемов

  1. «Зеркальное рисование». На чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки,  при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  2. «Пальчики здороваются». Автоматизация звуков в слогах. Ребёнок произносит заданный слог и поднимает поочерёдно каждый палец правой руки, затем левой. ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ. Для выполнения упражнения используются массажные ладошки.
  3. «Колючий ёж». Ребёнок катает массажный мяч Ёж поочерёдно правой и левой рукой, при это проговаривая слоги с оппозиционными звуками : ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ.
  4. «Перекресты». Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
  5. «Вертолёт». Левая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  6. «Кулак-ладонь». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
  7. «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
  8. «Фонарики». Надеваем на руки детям браслетики синего и зелёного цвета для обозначения твёрдости-мягкости звука [Л], [Ль]. Браслет синего цвета [Л] надеваем на правую руку, браслет зелёного цвета [Ль] надеваем на левую руку. Если слышите звук [Л], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку), если слышите звук [Ль] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
  9. «Волшебная песочница». Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
  10. «Сортировка». Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.
  11. «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [Ш] – хлопни, на звук [С] – топни.
  12. «Боулинг». Стоя на балансировочной подушке необходимо выбить мячом кегли произнося при этом автоматизированный звук в словах : лапа-ложка-лыко.
  13. «Рыбак и рыбка» С использованием балансировочной дорожки. При помощи магнитной удочки ребёнок ловит рыбок, выполняя различные задания по формированию лексико-грамматического строя речи: «Назови ласково», «Один-много», «Что из чего?», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (с использованием предметных картинок).Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.
  14. Авторские пособия для автоматизация звуков с применением нейропсихологических приемов

  • А.В. Семенович нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
  • В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова нейропсихологические занятия с детьми
  • И.И. Праведникова нейропсихология. Игры и упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в математическом развитии. Математика для дошколь...

Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

   Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, а ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньш...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

Коррекция речевых нарушений с использованием нейропсихологических приемов

Коррекция речевых нарушений с использованием нейропсихологических приемов...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Нейропсихологические методы и приемы, с опорой на мозговую организацию ребенка, с помощью определенных упражнений  развивают и корригируют несформированные/ нарушенные функции речевого развития....