Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений темповой деятельности и недостаточной сформированности регулятивных функций детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика
как средство коррекции нарушений темповой деятельности
и недостаточной сформированности регулятивных функций
детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
Авторы ФГОС НОО утверждают, что формирование предпосылок УУД начинается много раньше поступления ребёнка в школу, следовательно, формированию их в полной мере необходимо уделять внимание ещё в дошкольном возрасте. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста(ФЗ-273.РФ, ст.64) , - как с нормой онтогенетического развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Показатели развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, ЗПР, нормой развития существенно различаются, и в то же время прослеживаются общие тенденции в развитии детей, посещающих как массовые, так и коррекционные группы образовательных организаций: высокий процент соматически ослабленных детей, детей с нарушением осанки, недостаточно развитой координацией и переключаемостью движений, патологическими особенностями темповой деятельности (например, дети с СДВГ), регулятивных функций (например, логоневрозами).
Современные ребята, «завоёванные » различными гаджетами, часто затрудняются проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства. Вышеперечисленные особенности развития могут служить препятствием в овладении целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Одним из эффективных средств коррекции нарушений развития, а так же пропедевтики становления регулятивных функций, является логоритмика - форма активной терапии, содействующая нормализации речедвигательных и регулятивных функций средствами одновременного воздействия движения, музыки и слова.
Целевая направленность педагогической деятельности, ее исходные теоретические основы.
Психофизиологическое обоснование использования логоритмики
Моторное развитие детей 3—7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, которые участвуют в регуляции движений, в том числе и артикуляторных, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата. Период от 3 до 7 лет – сенситивный для совершенствования структуры локомоций (движений, обеспечивающих перемещение в пространстве) и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. К 5—6 годам улучшается координация движений, что связано с созреванием ответственных за этот процесс отделов ЦНС. К 5ти годам завершается формирование языковых категорий. Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений, роль слова в процессе двигательного обучения и формирования познавательных предпосылок УУД повышается (По мнению Л. С. Выготского, «Слово так же относится к речи, как и к мышлению.»)
Движения, являющиеся в детстве потребностью организма и средством его развития, реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава движений: статической и динамической координации, переключаемости, объёма.
Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребёнка. Учёные М.М.Кольцова(1995) и Е.В.Новикова (200)отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают во взаимосвязи. Развитие движений оказывает воздействие на развитие ВПФ: внимания (овладение сложнокоординированными движениями требует его концентрации на выполнении и ситуациях, сопутствующих движениям); наблюдательности (вследствие включения в работу анализаторов разной модальности); находчивости и скорости мыслительных процессов (высокие требования к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (осмысление структуры движения и корректировка моторного акта в процессе движения для достижения заданного результата) .
Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация СОД ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядных средств дает наиболее эффективный результат.
Методологическую базу логоритмики составляют следующие положения:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы;
- положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координаций;
- положение П.К. Анохина о том, что на ранних этапах развития особенно отчетливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой;
- положения нейропсихологии об этапах развития пространственно-временных аспектов психической деятельности человека.
Проведённое мной исследование уровня развития психомоторной сферы 16ти детей с ЗПР 5-6 летнего возраста (по методике Г.А. Волковой «Исследование уровня развития психомоторной сферы») выявило недостаточность развития темповой деятельности:
№ | Критерий диагностики | Достаточное разв. (чел.) | Недостаточное р.(чел) |
1 | переключаемость движений | 8 | 8 |
2 | произвольность торможения движений | 9 | 7 |
3 | статич. координация движений | 6 | 10 |
4 | Динамическая координации движений | 8 | 8 |
5 | оптико-пространственные представления | 3 | 13 |
6 | произвольная моторика пальцев рук | 4 | 12 |
7 | темп движений. | 11 | 5 |
8 | слоговая структура слов | 4 | 12 |
9 | темпоритмическая сторона речи | 15 | 1 |
Для коррекции выявленных нарушений в работе с детьми использую
логоритмические средства.
Опираясь на диагностические данные, целью логоритмической совместной деятельности определяю - создание условий для приближения детей к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования через коррекцию темповых нарушений моторной и речевой сферы, пропедевтику формирования регуляторных процессов путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Задачи коррекции и развития неречевых функций: способствовать развитию
- слухового внимания,
- слуховой памяти,
- оптико-пространственных представлений,
- зрительной ориентировки на собеседника,
- координации, переключаемости движений,
- слухо-зрительно-моторной координации;
- чувства темпа и ритма в движении,
- воспитания эмоционально -волевой и мотивационно-потребностной сфер
Задачи коррекции и развития речевых функций: способствовать развитию
- продолжительности речевого выдоха,
- темпа, ритма дыхания и речи,
- орального праксиса,
- просодической стороны речи.
Достижение целей логопедической ритмики и решение её задач осуществляю с учетом следующих принципов:
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия логопедической ритмикой;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт.
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и особых возможностей здоровья. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Реализация данных принципов происходит в коммуникативной, музыкальной и двигательной деятельности (ведущих видах деятельности детей 3-8лет - ФГОСТ II.2.7).
СОД реализую при помощи логоритмических средств :
- упражнений, активизирующих внимание;
- упражнений, регулирующих мышечный тонус;
- ходьбы и маршировки в различных направлениях;
- счетных упражнений, формирующих чувство музыкального темпа;
- ритмических упражнений;
- упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- пения;
- упражнений в игре на инструментах;
- самостоятельной музыкальной деятельности;
- игровой деятельности;
- упражнений для развития творческой инициативы.
В совместной логоритмической деятельности использую следующие методы:
Наглядно-зрительные :
показ педагогом образца движений,
подражание образцам окружающей жизни,
использование зрительных ориентиров в преодолении пространства
Тактильно-мышечные:
включение в двигательную деятельность различных пособий
непосредственная помощь педагога
Наглядно-слуховые:
шумовые эффекты,
музыка,
песня,
рифмованная речь.
Словесный, игровой, соревновательный (по общепринятой методике)
Средства логоритмики использую в различных :
- режимных моментах ( в утренней разминке, в перерывах между фронтальной НОД ), реализуя образовательные и воспитательные задачи.
- в качестве физ. пауз во время занятий (ФГОС II.2.11.2) для снятия эмоционального и физического напряжения, реализуя коррекционно-развивающие задачи,
- в индивидуально – подгрупповой ОД с целью коррекции индивидуальных нарушений темповой деятельности и развития регулятивных функций воспитанников.
Совокупность результатов логоритмической педагогической деятельности.
- Коррекцию нарушений темповой деятельности и развития регулятивных функций
детей с ЗПР старшего дошкольного возраста осуществляю на основе перспективного и календарно – тематического планирования, составленных в соответствии с показателями диагностики, периодом логоритмической совместной деятельности, индивидуальными психологическими и возрастными особенностями детей. Календарно – тематическое планирование корректирую с учетом реальных условий.
Мониторинг уровня развития психомоторной сферы 16ти детей старшей группы с ЗПР по окончанию первого этапа совместной образовательной логоритмической деятельности показал положительную динамику коррекции темповой деятельности и развития регулятивных функций:
№ | Критерий диагностики | Достаточное разв. (чел.) | Недостаточное р.(чел) |
1 | переключаемость движений | 13 | 3 |
2 | произвольность торможения движений | 15 | 1 |
3 | статич. координация движений | 15 | 1 |
4 | Динамическая координации движений | 14 | 2 |
5 | оптико-пространственные представления | 12 | 4 |
6 | произвольная моторика пальцев рук – у 12 воспитанников | 12 | 4 |
7 | темп движений. | 15 | 1 |
8 | слоговая структура слов | 15 | 1 |
9 | темпоритмическая сторона речи | 16 |
- На основе изученных теоретических основ логоритмики созданы мультимедийные презентации («Средства логоритмики», «Логоритмика как средство развития речи и ВПФ ребёнка с ОВЗ в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО») .
- В 2013 – 2015гг мной проведен ряд мастер-классов по вопросам логоритмического воздействия на городском (в рамках модуля ЦПКРО), областном (в рамках работ в ОМО психологов ИРО), федеральном и международном уровнях (в рамках участия в научно-практических конференциях)
Инновацией считаю возможность использования логоритмики не только в качестве коррекционного средства нарушенных функций детей с ограниченными возможностями здоровья, но и как пропедевтического средства для нормально развивающихся дошкольников: двигательная деятельность в сочетании с музыкой и словом стимулирует
* развитие регулирующей и программирующей функций речи, становление которых помогает дошкольнику полнее формировать коммуникативные и познавательные предпосылки УУД;
* развитие слухо - зрительно - моторных координаций, способствующих формированию регулятивных предпосылок УУД;
* укрепление физической формы, овладение на более высоком уровне произвольной регуляцией речевой и двигательной сфер, снижая тем самым соматическую ослабленность и нормализуя процессы возбуждения и торможения ЦНС.
Форма организации логоритмической совместной образовательной деятельности предоставляет широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего, способности договариваться, проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, создавая условия для овладения ребёнком целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Партнёрская СО-деятельная позиция педагога по отношению к ребёнку способствует развитию личности, мотивации детей в социально-коммуникативном, речевом направлении развития и образования (ФГОС, II.2.6)
Перспективу своей работы вижу в разработке рабочих программ:
- коррекции темповых нарушений моторной и речевой сферы средствами логоритмики,
- развития регулятивных функций детей старшего дошкольного возраста средствами логоритмики.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод об эффективности логоритмики как средства коррекции нарушений темповой деятельности
и развития регулятивных функций детей дошкольного возраста, а так же о возможности применения средств логоритмики в качестве пропедевтики: средства логоритмики формируют полноценное восприятие материала различных модальностей через взаимодействие показателей ВСЕХ анализаторов, связывающих ребёнка с окружающей действительностью, что способствует совершенствованию функционирования всех сенсорных систем; собранности внимания, конкретизации представления, активизации мыслительной деятельности, развитию памяти: эмоциональной, образной , словесно - логической двигательно-моторной (произвольность и самоконтроль при практическом выполнении заданий), коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Это позволяет ребёнку:
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,
- формировать положительное отношением к миру и к себе,
- активно взаимодействовать с о сверстниками и взрослыми,
- участвовать в совместных играх,
- использовать речь для выражения желаний, мыслей, чувств,
- обращения с вопросами к взрослым и сверстникам и построения речевого высказывания в ситуации общения,
- овладевать, контролировать и управлять основными движениями,
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения,
приближая его к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-293712-1379940662.jpg)
Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-693068-1447307421.jpg)
«Игротека» учебно-методическое пособие по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская. Педагог-психолог МАДОУ№84 г.Нижнекамск.
Аннотация В учебно- методическом пособии «Игротека» изложен материал по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-693068-1447307421.jpg)
«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888835-1486174210.jpg)
Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100740-1547202635.jpg)
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833487-1476813942.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-241392-1366037707.jpg)
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....