Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кондратенко Ирина Сергеевна

Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nasekomye.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая

Всеволожского района Ленинградской области

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

(группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Тема «Насекомые»

Кондратенко Ирина Сергеевна

Учитель-логопед

д.Старая

2020-2021 уч.г.

Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов. 
  • Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти.
  • Развитие артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику.
  • Развитие связной речи, речевого слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие зрительного внимания.
  • Совершенствование движений глазами в различных направлениях.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать самоконтроль за речью, желание говорить красиво и правильно;
  • воспитывать у детей активность и внимательность на занятии;
  • воспитывать умение до конца выслушивать вопрос и давать полный ответ в виде предложения;
  • стимулировать познавательную самостоятельность;
  • создавать у детей положительное настроение.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Форма организации: фронтально

Категория возраста: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ТНР.

Материалы и оборудование: видеообращение Лунтика, деревянный планшет с картинками для определения первого и последнего звука и сопоставления их с буквой, резинки для паутинки, послание на бересте от Дяди Шнюка,  верёвка – паутина, вёдра синего, зелёного, красного цветов, маленькие кружки жёлтого цвета с картинками, бусины красного, синего и зелёного цвета, 3 шнурка, цветочки  с прикреплёнными бабочками на дыхание, 3 клумбы из конструктора, садовые цветы на подставках, гимнастика для глаз на телевизоре, планшет для составления слов из слогов, картинки с инструментами, банки с вареньем, этикетки с надписями, схемы для анализа предложений, картинки с героями мультфильма «Лунтик и его друзья».

Ход занятия:

Логопед: (обращаясь к детям)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Логопед: - Вспомните пожалуйста, о чём мы говорили на прошлой неделе? (ответы детей) А кто помнит сколько планет в солнечной системе? (ответы детей) А как называется наша планета? (ответы детей) Кто помнит, как называется естественный спутник Земли? (ответы детей) Вспомните мультфильм, в котором на нашу планету попал необычный малыш. Как он называется?

Логопед: - Сегодня утром я получила электронное письмо. Оно меня сильно взволновало. Давайте сядем и посмотрим его. (смотрим презентацию, где Лунтик просит о помощи)

Письмо читаю: «Дорогие ребята! Гусеницы Вупсень и Пупсень решили обитателям полянки устроить неприятности. От их проделок пострадали почти все жители полянки. Нам нужна ваша помощь.»

Логопед: - Ну что ребята поможем? (Да)

- Смотрите кому навредили гусеницы? (Дяде Шнюку) А что они сделали? (порвали паутину). Нам надо её починить. А вы знаете, что любит делать Дядя Шнюк? (Ответы детей). Посмотрите, что он нарисовал и соедините картинки с соответствующей буквой: в первом ряду определите последний звук и соедините с буквой, а во втором ряду определите первый звук и соедините с буквой.

Дети выполняют задание. Затем находят послание на бересте от Дяди Шнюка: «Ребята, спасибо вам за помощь, чтобы помочь обитателям полянки идите по моей паутине»

Логопед: - Ну что, отправляемся в путешествие по поляне. Что же здесь натворили гусеницы? (дети смотрят на картинку и видят, что гусеницы рассыпали нектар Пчелёнку) Что нужно сделать? (собрать нектар в ведёрки) Посмотрите на вёдра, в синее надо собрать нектар с картинкой, которая начинается на твёрдый согласный звук, в зелёное – на мягкий согласный, в красное – на гласный звук. (дети выполняют, проговаривая свои действия)

Логопед: - Пчёлы очень трудолюбивые насекомые. Давайте и мы потрудимся и разомнём наш язычок.

С утра проснутся пчелки, (открывают рот широко)

Потом причешут челки, (расчёска)

Умоются над лужицей (вкусное варенье)

И по лесу закружатся. (футбол)

От цветка к цветку летают, (часики)

В них нектары собирают.(кошечка)

Крылья, лапки чистят с жаром,(чистим зубки)

Защищают улей жалом. (иголочка)

Водят пчёлы хоровод

Собирают сладкий мёд (упр. Вкусное варенье)

   (Дети выполняют задание)

Логопед: - Молодцы! Пора идти дальше. (дети следуют по паутине)

Логопед: Смотрите какие грустные бабочки, что же у них произошло? (гусеницы рассыпали бусы бабочкам) Надо собрать бусы каждой бабочке, в зависимости от их имён.  Как зовут бабочек? (ответы детей: в фиолетовом платье – Элина, в жёлтом – Марго, в розовом - Роза) Соберите бусы из рассыпанных бусин, давая характеристику каждому звуку. (Дети выполняют задание)

Логопед: - Молодцы! Бабочки предлагают поиграть с подружками. Возьмите в руки цветы и сдуйте с них бабочек. Но сначала вспомним как правильно надо дуть? (на вдохе не поднимаем плечи, вдыхаем носов, на выдохе не надуваем щёки, выдыхаем через рот). (Дети выполняют задание)

Логопед: - Молодцы! Идём дальше? (дети следуют по паутине)

Находят картинку с плачущей Милой. Что здесь произошло? (Вупсень и Пупсень растоптали цветы) Что же делать? (Надо посадить новые цветы) Возьмите в руки по одному цветку и посадите на клумбу в соответствии с количеством слогов. (дети находят клумбу с соответствующей схемой и помещают на неё цветы).

Логопед: - Молодцы! Ну, а нам пора двигаться дальше. (дети следуют по паутине)

А кто самый активный из друзей Лунтика? (кузнечик Кузя)

Пойдёмте посмотрим, что же предлагает Кузя? (дети под музыку выполняют гимнастику для глаз)

Логопед: - Молодцы! Пора двигаться дальше. Снова идем по паутине. (дети  находят картинку с Корнеем Корнеевичем) 

Что у него произошло? (Вупсень и Пупсень засыпали вход в нору червяка)  Чтоб его освободить, надо составить слова из слогов и провести Корнея Корнеевича в нору. (дети собирают из слогов названия инструментов Корнея)

Логопед: - Отлично! Пора идти дальше. (дети следуют по паутине) 

Дети находят картинку с удивлённой бабой Капой. Вупсень и Пупсень раскидали этикетки от банок с вареньем. Посмотрите, что написано на этикетках и приклейте на соответствующую банку. Какое варенье сварила баба Капа? (из вишни – вишнёвое, из малины, из клубники, из земляники, из яблок, из черники, из ежевики, из смородины). Есть ли здесь варенье, которое отличается чем-то от других? (да – яблочное, так как оно фруктовое, а остальное ягодное)

Логопед: - Здорово! Ну а нам нужно идти дальше. Продолжаем идти по паутине.

Кого мы встретили? (Генерала Шера). Чем занимается Шер? (следит за порядком в лесу и на поле) Расскажите, как нужно вести себя в лесу чтоб небыло беды? Составьте предложения об этом и выложите схему.

Примерные ответы детей:

Нельзя ловить и убивать насекомых.

Нельзя разбрасывать мусор в лесу и на поле.

Нельзя разжигать в лесу костры.

Нельзя в лесу рубить деревья.

Нельзя сжигать сухую траву.

В лесу нельзя шуметь.

Нельзя в лесу шуметь и пугать животных.

Нельзя рвать цветы.

Логопед: - Ребята, куда же ведёт паутина? Идём по ней. (Смотрят видео от Лунтика, в котором он благодарит ребят за помощь).

- Какие вы молодцы! Давайте вспомним, где мы сегодня были? Кому помогли? Что вам понравилось? А что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»

Создание  условий для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»

КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Осенние заботы»

Создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста. "Насекомые и их знакомые"

Конспект НОД по О.О. "Развитие речи" написан по теме "Насекомые". Содержит 5 заданий и осуществлен с применением игровых технологий....