Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Осенние заботы»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Кочанова Елена Петровна

    Создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_fgos.docx27.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ детский сад №7

    Конспект

    непрерывной образовательной деятельности

    по образовательной области «Речевое развитие»

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Осенние заботы»

                                                                Составитель: Кочанова Е.П.

    Используемые технологии:

    - игровая;

    - личностно-ориентированная;

    - мнемотехника.

    2019 год

    Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике.

    Задачи:

    Образовательные:

    - расширять словарный запас;

    - упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, существительных

      в связной речи    детей;

    - закреплять представления детей об осенних явлениях в природе,

      о жизни птиц осенью.

    Развивающие:

    - развивать речь, внимание, мышление, умение слушать сверстников;

    - развивать умение составлять рассказ об осенних явлениях в природе,

      о сезонных изменениях в жизни птиц;

    - развивать самостоятельность.

    Воспитательные:

    - воспитывать любознательность;

    - воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам;

    - воспитывать стремление помогать друг другу.

    Предварительная работа: чтение художественной литературы на осеннюю тематику, беседы,  рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение  игр с осенней тематикой.

    Материалы  для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки,  мнемотаблица.

              Интеграция образовательных областей:

             - «Познавательное развитие»;

             - «Социально-коммуникативное развитие»;

             - «Речевое развитие»;

             - «Физическое развитие».

    .

    Примерный ход НОД:

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Организация детей перед НОД

    В группу приносят конверт.

    Самостоятельная игровая деятельность детей

    Мотивация (игровая ситуация)

    Воспитатель показывает детям конверт:

    - Это письмо от нашего знакомого попугая Жако.

    Мы уже получали от него письма и выполняли его просьбы. Прочитаем, что он пишет нам на этот раз.

    Воспитатель читает:

    - Здравствуйте ребята! Я был очень рад получить от вас фотографии ваших рисунков березовой рощи. Они очень красивые! Я в восторге!

    Но я не увидел на рисунках осени и птиц. Мне интересно, где же они, не могу даже представить, чем заняты осенью птицы в России? Напишите мне, пожалуйста.

    - Ребята, хотите помочь Жако, узнать об осени и жизни птиц осенью в нашей местности?

    Я согласна с вами, что когда Жако увидит ваши рисунки, фотографии, иллюстрации, прочитает рассказ, он много будет знать об осени, чем заняты у нас здесь птицы осенью.

    Слушают. Говорят, где живет Жако, как познакомились с ним.

    Радуются, обсуждают, задумываются.

    Рассуждают, вносят предложения.

    Предположения детей:

    Можем рассказать, нарисовать, сфотографировать, подобрать иллюстрации в журналах, книгах, составить рассказ.

    Выявление проблемы.

    Почему Жако не может представить, какая у нас осень, как живут птицы осенью и чем они заняты?

    Дети формулируют проблему:

    Там, где он живет нет осени, всегда тепло, и природа не меняется в течение года.

    Для птиц там есть все необходимое: питание, гнезда. Жизнь у них тоже не меняется в течение года.

    Как рассказать? С помощью чего расскажем? Через что можем рассказать?

    Целеполагание.

    Поможем Жако узнать об осени и жизни птиц осенью?

    Обсуждение: о чем мы будем рассказывать Жако?

    Дети определяют цель.

    Рассуждают, доказывают о необходимости рассказать об осенних явлениях в природе, как птицы реагируют на изменения в природе, как они готовятся к зиме.

    Планирование будущей деятельности.

    Что же делать? Как поможем узнать Жако об осени и птицах?

    Воспитатель предлагает подумать, что можно сделать, чтобы попугай как можно больше узнал о жизни птиц осенью.

    Кто нам поможет в составлении рассказа?

    Может какая мудрая птица? Подумайте.

     (Приложить к уху игрушку)

    Сова предлагает выполнить задания, следуя по стрелкам. За выполненные задания она будет давать картинки. С помощью этих картинок вы соберете мнемотаблицу, которая поможет вам составить, я думаю, интересный рассказ для Жако. И потом отправить письмо.

    Дети предлагают отправить картинки, рисунки, хотят составить рассказ.

    Дети высказывают предложения, как можно составить рассказ и отправить письмо с рассказом.

    Мудрая сова.

    Реализация плана.

    А где же стрелки?

    Задание 1.

     Игра "Отгадай загадку".

    1.Несу я урожаи,

       Птиц к югу отправляю,

       Деревья раздеваю.

       Но не касаюсь елочек и сосен.

       А зовут меня все...осень.

     2.Дождик с самого утра,

        Птицам в дальний путь пора,

        Громко ветер завывает.

        Когда это бывает?         (Осенью)

     3.Утром мы во двор идем — 
       Листья сыплются дождем.
       Под ногами шелестят.
       И летят, летят, летят...

     - Ребята, когда это бывает?

    Загадки вы отгадали.

    А есть еще стрелки?

    Задание 2.

    Осенью на улице бывает разная погода. То дождь соберется, то солнце спрячется и выглянет, то ветер облака гонит.

    Речевая игра «Какая осенью бывает погода?»

    Открывает конверт с картинками, предлагает детям по картинкам сказать какая погода.

    Картинки:

    - Облака – облачная, пасмурная…

    - Дождь – дождливая, мокрая, сырая…

    - Солнце – солнечная, теплая…

    - Ветер – ветренная…

    И с этим заданием вы справились!

    Пойдем дальше?

    Задание 3.

    А здесь сова предлагает нам поиграть!

    Физкультминутка «Стая птиц».


    Стая птиц летит на юг,
    Небо синее вокруг.
    Чтоб скорее прилетать,
    Надо крыльями махать.
    Птички начали спускаться,
    На поляне все садятся.
    Предстоит всем долгий путь,
    Надо птичкам отдохнуть.
    И опять пора в дорогу,
    Пролететь им надо много.
    Вот и юг. Ура! Ура!
    Приземляться им пора.

    И с этим заданием вы тоже справились.

    Все задания выполнили?

    Вот еще стрелка.

    Задание 4.

    1. Дидактическая игра «Кто лишний?»

    В конверте таблицы с птицами.

    1. Классифицировать по признаку: перелетные или зимующие птицы.
    2. Рассматриваем таблицы, называем птиц. Затем задаем вопрос «Кто лишний и почему?»

    Сорока, ворона, ласточка.
    Воробей, снегирь,
    скворец.

    Трясогузка, грач, голубь.

    Журавль, аист, синица.

    Галка, голубь, цапля.

    С заданием справились. Рассказали какие перелетные птицы, какие зимующие.

    Пойдемте дальше по стрелке. Здесь еще задание.

    Задание 5.

    1. Дидактическая игра «Что умеют делать птицы?»

     Дети, давайте расскажем, что могут делать птицы осенью?

    Перелетные птицы:

    - Взлетают, летают, улетают, перелетают, ходят, клюют, прыгают, кормят, пьют, поют, курлычат.

    Зимующие птицы:

    - Взлетают, летают, перелетают, прыгают, кормят, чирикают, каркают, едят, пьют.

    Короткая беседа: как мы помогаем зимой птицам?

    Воспитатель:

    - Посмотрите, вы собрали мнемотаблицу!

    - Вы догадались, в чем была помощь совы?

      Для чего она приготовила столько игр?

    - Верно, вам эти игры помогут составить рассказ для нашего друга Жако.

    Задание 6.

    Составим рассказ об осени и чем заняты осенью птицы в России с помощью мнемотаблицы, используя те слова, которые были в ваших играх.

    Каждый из вас попробует составить предложение по мнемотаблице.

    Получился у вас рассказ?

    Дети открывают конверт.

    Отгадывают загадки, определяют время года.

    Дети отвечают.

    Дети выполняют движения.

    Дети машут руками, словно крыльями.

    Дети машут руками интенсивнее.

    Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.

    Дети встают и машут «крыльями».

    Присели.

    Дети объясняют, кто лишний и почему.

    Дети отвечают.

    Дети отвечают, рассуждают.

    Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы. Один ребенок полностью рассказывает рассказ.

    Оценка и рефлексия

    Воспитатель подводит детей к активному обсуждению:

    1. Кому мы помогали? В чем? Что не знал Жако?
    2. Что мы сделали, чтобы рассказать Жако об осени и птицах?
    3. Что помогло?  (Игры)
    4. Кто помог? Как Сова помогла?
    5. Какое задание больше всего понравилось?
    6. Может что-то вызвало затруднения?
    7. А вы хотите узнать про то, чем заняты попугаи в теплом климате,

          тогда мы отправим письмо с просьбой, рассказать об их жизни.

    Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют какие действия, они выполняли, что узнали и т.д.

     (Это получилось, потому что все действовали дружно, очень старались).

    Д/и «Кто какой голос подает»

    Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос. 

    - Ласточка – щебечет,

    - Гусь – гогочет,

    - Утка – крякает,

    - Кукушка – кукует,

    - Журавль – курлычит,

    - Соловей – свистит, поет.

    Д/и «Назови одним словом»

    Цель: формирование умения образовывать сложные слова

    У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

    У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).

    У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

    У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

    У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).

    У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).

    У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).

    У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).

    У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).

    Структура НОД

    1. Организация детей перед занятием – Воспитатель ненавязчиво переключает детей на добровольное взаимодействие.
    2. Мотивация – Создает игровую ситуацию (социальную, проблемную).
    3. Выявление проблемы – Сконструировал ситуацию, чтобы дети сами определили проблему.
    4. Целеполагание – Педагог «идет за детьми», используя различные приемы для

    активизации мыслительной деятельности.

    1. Планирование будущей деятельности – Педагог дает возможность детям самим придумать план действий, исходя из предложенных обстоятельств (материалов).
    2. Реализация плана – Педагог смог создать систему вопросов, заданий и др., 

    позволяющих поддерживать активность детей на протяжении всего мероприятия (партнерская форма взаимодействия с детьми).

    1. Оценка и рефлексия – Педагог использует приемы, которые помогают детям самим прийти к выводу о результате деятельности и причинах. Стимулирует детей на дальнейшее познание явления, предмета и т.п. Может высказать свое позитивное мнение о достижении каждого ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

    Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

    Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»

    Создание  условий для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике....

    Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»

    КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой,...

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ Н...