КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_pomozhem_zaychonku.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР 

«ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

-Продолжать формировать представление о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширять, уточнять  и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы» (перелетная птица, зимующая птица, стая, грач, грачата, скворец, скворчата, ласточка, кукушка, кукушата, журавль, журавлята, прилетать, листопад, красногрудый, короткоклювый, длиннохвостый,черноглазый, белогрудый, ).

-Продолжать совершенствовать грамматический строй речи: образовывать имена существительные во множественном числе; уменьшительно-ласкательной формы существительных; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; Учить образовывать новые слова, используя приемы моделирования.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

-Развивать наглядно-образное мышление, элементы логического мышления, познавательную активность, связную речь;

Развивать навыки самомассажа, координации речи с движением, мелкую и крупную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Материалы и оборудования к занятию:

- компьютер;

- картинки с изображением перелетных и зимующих птиц;

-модели к игре «Какой-какая птица»;

-модели леса, деревья, модель «Осенние явление в природе»;

-презентация игры «4 лишний».

-аудиозаписи звуки ветра;

-презентация  к занятию «Поможем Зайчонку»

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, в парке, в лесу, на территории доу; Чтение произведений В. Бианки «Все самые», «Лесная газета», И. Соколова-Микитова «Скворцы»;Рассматривание наборов открыток, плакатов, иллюстраций в книгах; Разучивание стихотворений, отгадывание загадок; Выставка детских рисунков         «Перелетные птицы»;Разучивание имитационных перелетных птиц; Прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».  

Индивидуальная работа:

Учить детей отвечать полным предложением, выслушивать вопрос до конца. Контроль за Дианой К. и Ксюшей А. при автоматизации звука «С»  в  словах.

Методы и приёмы:

Словесный метод:

-Физминутка «Скоро белые метели»

Скоро белые метели                         Лист качается узорный

Снег подымут от земли.                         В синей луже на воде.

                        Улетают, улетели, улетели                        Ходят грач с грачихой черной

журавли.                             В огороде по гряде.

Не слыхать кукушки в роще.                 Осыпаясь, пожелтели

И скворечник опустел.                            Солнца редкие лучи.

Аист крыльями полощет —                     Улетают, улетели, улетели

Улетает, улетел.                                      и грачи.  Е. Благининой

-Игра с мячом «Птенцов называйте».

А теперь все в круг вставайте,

Мячик ловко вы поймайте.

У птиц перелетных,

Птенцов называйте.

У кукушки-кукушата.

У скворца-скворчата.

У стрижа- стрижата.

У лебедя-лебедята.

У уток-утята.

У грача-грачата.

У чижа-чижата.

У журавля-журавлята.

У гусей-гусята.

-Игра «Какой-какая птица». (по схемам-моделям)

Как назвать аиста, если у него длинный клюв. Длинноклювый аист.

Если, у грача черные глаза. Черноглазый грач.

У лебедя длинная шея. Длинношеий лебедь.

У аиста красный клюв. Красноклювый аист.

У журавля широкие крылья. Ширококрылый журавль.

У цапли длинные ноги. Длинноногая цапля.

У кукушки длинный хвост. Длиннохвостая кукушка.

-Пальчиковую игру «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы сейчас подружим маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Один, два, три, четыре, пять.

Дружно будем мы играть.

Наглядные приёмы:

-Использование ИКТ;

- картинки с изображением перелетных и зимующих птиц;

-модели к игре «Какой-какая птица»;

-модели леса, деревья, облака, модель «Осенние явление в природе»;

-презентация игры «4 лишний».

Игровой метод:

-Игровая мотивация: создание проблемной ситуации: «Зайчонок Зай ждет помощи».

-Пальчиковую игру «Дружные ребята».

-Игровой самомассаж «Здравствуй лес»

-Дыхательная гимнастика «Дует, дует ветер».

-Игровое упражнение «Много птиц».

-Игровое упражнение «Один-много».

-Игровое упражнение «Какой-какая птица».

-Игра «4 лишний».

-Игра с мячом «Птенцов называйте».

-Сюрпризный момент «Дары леса» от Зайчонка ;

Практический метод: работа с моделями; картинки, фотографии птиц.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети в кругу проводят пальчиковую игру «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы сейчас подружим маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Один, два, три, четыре, пять.

Дружно будем мы играть.

Учитель-логопед: -Ребята вы слышите, к нам пришло сообщение на электронную почту. От кого же оно? Прочитаем.(Логопед читает сообщение с телефона)

Сообщение: -Здравствуйте ребята! Меня зовут Зайчонок по имени Зай. Нам нужна Ваша помощь. У нас в лесу случилась беда. Мои друзья, птицы, куда-то пропали, их осталось совсем мало. Помогите пожалуйста разобраться.

-Ребята, в лесу ждут нашей помощи.

-Как мы можем помочь? Что мы можем сделать? (Ответы детей).

-Отправимся в лес.

-Что же в путь! (дети идут по кругу)

Ну-ка, дети не зевайте,

Шапки, куртки надевайте,

В лес осенний нам пора,

Ждут лесные нас друзья.(Имитация надевания одежды)

Самомассаж «Здравствуй лес»

-Здравствуй лес, волшебный лес, полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою, осеннею порою.

Кто в глуши твоей таится, что за зверь, какая птица?

Все скажи, не утаи, ты же видишь, мы свои!

Учитель-логопед: 

-Как приятно пахнет лес, свежестью. Сколько на земле осенних листьев. Поиграем с осенними листочками.

Слышите, подул лёгкий осенний ветер.(Аудиозапись ветра)

-Подуем на листочки, чтобы получился листопад.( Дети сдувают с ладошек листья 5-6 раз).

Дыхательная гимнастика «Дует, дует ветер».

Дует, дует ветер,

Дует задувает.

Осенние листочки,

Ветерок сдувает.

- А где же наш старый знакомый? А вот и он! 

- Здравствуй,  Зайчонок Зай.

Зай: - Здравствуйте ребята! Как хорошо, ребята, что вы пришли, мне очень нужна ваша помощь. Птицы, мои друзья куда-то подевались.

Учитель-логопед: - Ребята, как вы думаете, куда же пропали птицы? (ответы детей)

Учитель-логопед: Птицы, которые улетают в теплые края, называются перелетными птицами. А птицы, которые остаются зимовать зимующими.

Зая для вас есть волшебная коробочка с фотографиями его друзей. Помогите распределить их, на зимующих и перелетных. В синий обруч положите фотографии зимующих птиц, а в желтый обруч – перелетных птиц. (ответы детей).

- Назовите перелетных птиц. (ответы детей).

-А теперь зимующих птиц. (ответы детей).

Игровое упражнение «Много птиц».

Учитель-логопед: -На юг полетело много уток, гусей, журавлей, скворцов, кукушек, грачей. (ответы детей).

Игровое упражнение «Один-много».

-Остаются зимовать какие птицы? (ответы детей: вороны, воробьи, дятлы, сороки, голуби)

-Молодцы ребята.

-Зай, ты запомнил перелётных птиц?

 Учитель-логопед:  ой, что-то Зай не уверен, ему легче буде запомнить, по определенной особенности перелетной птицы.

Учитель-логопед:  - Ребята, возьмите фотографию перелетной птицы и присаживайтесь на стульчики, мы расскажем Заю. (Дети берут картинки и садятся на стульчики)

Игровое упражнение «Какой-какая птица». (по схемам-моделям)

-Как назвать аиста, если у него длинный клюв. Длинноклювый аист.

Если, у грача черные глаза. Черноглазый грач.

У лебедя длинная шея. Длинношеий лебедь.

У аиста красный клюв. Красноклювый аист.

У журавля широкие крылья. Ширококрылый журавль.

У цапли длинные ноги. Длинноногая цапля.

У кукушки длинный хвост. Длиннохвостая кукушка.

Учитель-логопед: -Зай, мы знаем интересную игру, смотри мы тебя научим.

Физминутка «Скоро белые метели»

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Скоро белые метели                                  Лист качается узорный

Снег подымут от земли.                         В синей луже на воде.

Улетают,улетели,                                            Ходят грач с грачихой черной

улетели журавли.                                    В огороде по гряде.

Не слыхать кукушки в роще.                           Осыпаясь, пожелтели

И скворечник опустел.                                   Солнца редкие лучи.

Аист крыльями полощет —                            Улетают,улетают, улетели,    

Улетает, улетел.                                             и грачи.          Е. Благининой

Учитель-логопед: -Посмотрите, Ребята, и Зай приготовил для нас интересную игру. Поможем Зайчонку угадать какая птица лишняя.

Игра «4 лишний».

Кукушка, скворец, голубь, ласточка.

Воробей, синица, ворона, скворец.

Сорока, воробей, сова, соловей.

Дятел, журавль, лебедь, цапля.

Игра с мячом «Птенцов называйте». 

Учитель-логопед: -А теперь все в круг вставайте,

Мячик ловко вы поймайте.

У птиц перелетных,

Птенцов называйте.

У кукушки-кукушата.

У скворца-скворчата.

У стрижа- стрижата.

У лебедя-лебедята.

У уток-утята.

У грача-грачата.

У чижа-чижата.

У журавля-журавлята.

У гусей-гусята.

Учитель-логопед:

-Я, ребята, очень рада что вы так хорошо, знаете птенцов перелетных птиц.

-Ну вот и всё Зай, мы тебе все рассказали о твоих друзьях перелетных птицах. И ещё ребята из клуба «Юные экологи», засняли видео, как улетают перелетные птицы, мы с ребятами уже посмотрели. Мы дарим тебе диск, чтобы ты смотре, как улетают твои друзья.

Зай: -Спасибо, ребята. В знак благодарности за Вашу помощь примите от меня подарок, дары осеннего леса, и сделайте из них перелетных птиц.

Учитель-логопед: -Спасибо, Зай, нам пора возвращаться в детский сад.

Раз,два, три-покружись,

В детском саду-окажись.

Итог занятия. Рефлексия.

-Вот мы и в детском саду.

-Где мы с вами были? Что видели?

Как  мы помогли зайчонку? Что понравилось? Приятно ли вам помогать Зайчонку? Вы ребята, Молодцы!

-Что подарил нам зайчонок? Это природные материалы: шишки, жёлуди, семена, веточки. Все то, что нужно для поделок. Будем конструировать птицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание.» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Посылка для осени"

Программное содержание:Развивать мышление и  умение ориентироваться по схемам, мелкую моторику, внимание, восприятие, воображение, креативность у детей через коллекционирование,  любознатель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»

Конспект  тематического занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста. В данном конспекте использованы такие виды работы с детьми как ориентировка на листе бумаги, работа с графами и сче...