Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Кочанова Елена Петровна

     Создание  условий для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_zima_podgot_gr_gbdou_ds_no7.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад № 7

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                            

    Конспект  непрерывной образовательной деятельности

    по образовательной области «Речевое развитие»

    для детей старшего дошкольного возраста

     «Зима»

                                                                  Составитель: воспитатель Кочанова Елена Петровна

    Используемые технологии:

    • игровая;
    • здоровьесберегающая;
    • мнемотехника.

    Санкт-Петербург

    2019 год

    НОД: «Зима»

    Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике.

    Задачи:

    Образовательные:

    - расширять словарный запас;

    - упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи    детей;

    - закреплять представления детей о природе зимой, о зимних явлениях в природе.

    Развивающие:

    - развивать речь, внимание, мышление;

    - развивать умение составлять рассказ о зиме, о природе зимой, о зимних явлениях в природе;

    - развивать самостоятельность.

    Воспитательные:

    - воспитывать любознательность;

    - доброжелательное отношение;

    - воспитывать стремление помогать друг другу.

    Предварительная работа: чтение художественной литературы на зимнюю тематику, беседы,  рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение  игр с зимней тематикой, рисование и аппликация зимних пейзажей.

    Материалы  для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки,  мнемотаблица.

    Организация детей: по подгруппам.

    Интеграция образовательных областей:

    -  «Познавательное развитие»;

    -  «Социально-коммуникативное развитие»;

    -  «Речевое развитие»;

    -  «Физическое развитие».

    Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Организация детей пред НОД

    Заведующий приносит конверт для детей подготовительной группы №5.

    Самостоятельная игровая деятельность детей.

    Мотивация (игровая ситуация)

    Воспитатель показывает детям конверт:

    - Даже не знаю, от кого оно может быть.   Письмо не обычное.

    - Может кто-то из вас догадается, от кого это письмо?

    Воспитатель читает:

    Здравствуйте ребята!  Пишут вам дети из страны Мозамбик. Это в Африке. Мы живем в деревне Мадамба. Нас зовут: Селия, Хайди и Панья.  В России сейчас прекрасное  время года - зима. Но мы не можем представить, что такое зима, снег и лед. У нас есть календарная зима, но снега и льда не бывает. Расскажите нам о зиме.

    Высылаем вам свои фотографии.

     До свидания. Ваши друзья из Африки.

    Давайте определим на карте, где же эта страна находится?

    - Ребята, хотите помочь детям из такой далекой страны узнать про зиму?

    -  Я согласна с вами, что, когда  дети увидят фотографии, зимние пейзажи природы, картинки деревьев  зимой, и вы расскажете о зимних явлениях в природе, тогда они поймут, что такое настоящая снежная зима.

     Слушают

    Рассматривают, предполагают

    Ищут на карте,  определяют, что это южная страна, поэтому там нет снега.

    Задумываются, рассуждают, вносят предложения, доказывают, спорят.

    Предположения детей:

     Можем рассказать, нарисовать зимнюю природу,  сфотографировать, подобрать иллюстрации в журналах, книгах, предложить рассмотреть картины художников, составить рассказ)

    Выявление проблемы.

    Почему они не могут представить, что такое зима, снег и лед?

    Дети формулируют проблему: 

    Нет зимы в этой стране. Как рассказать о зиме? С помощью чего расскажем? Через что мы можем рассказать?

    Целеполагание.

    Обсуждение: о чём мы им расскажем?

    Дети определяют цель: 

    Рассуждают,  доказывают о

    необходимости  рассказать о зиме, о природе зимой, о зимних явлениях в природе.

    Планирование будущей деятельности.

    Что же делать? Как поможем  им узнать, что такое снежная  зима?

    Воспитатель предлагает подумать, что можно сделать,  чтобы детям из далекой страны было понятно, что такое русская зима.

    Кто нам поможет в составлении рассказа?

    Как же  мы отправим письмо?

    Давайте обратимся к нашему Речевичку  

    Дети предлагают отправить картинки с изображением о зимних явлениях в природе и хотят составить рассказ о зиме.

    Дети высказывают предложения, как можно составить рассказ и отправить письмо.

    Давайте обратимся к нашему Речевичку

    Реализация плана.

    (Приложить к уху игрушку)

    Речевичок предлагает выполнить задания, следуя по стрелкам и составить видео- письмо для детей из Мозамбик.

    А где же стрелки?

    Задание 1.

    Дидактическая игра «Подбери слова» 

    Вам помочь?

    - Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  

    Мороз (что делает?)

    Метель (что делает?)

    Снег (что делает?)

    С этим заданием вы справились?

    А есть еще стрелки?

    Задание 2.

    Дидактическая игра «Доскажи слово»

    -Вам нужна моя помощь?

    Здесь нужно досказать слово.

    Тихо, тихо  как во сне падает на землю…

    С неба всё скользят пушинки – серебристые…

    Кружатся над головою каруселью…

    На посёлок, на лужок тихо падает …

    Землю белой, тихой, нежной застелил постелью…

    Словно белый пуховик нарядился…

    Рядом – снежная фигурка – это девочка…

    С этим заданием вы справились!

    Пойдем дальше?

    Задание 3.

    Физминутка «Зима»

    А здесь речевичок предлагает нам поиграть!

    Солнце землю греет слабо      

    (Вы знаете эту игру? Без меня справитесь?)

    По ночам трещит мороз.          

    На дворе у снежной Бабы      

    Побелел морковный нос.            

    В речке стала вдруг вода

    Неподвижна и тверда.                

    Вьюга злится,

    Снег кружится,                            

    Заметает все кругом

    Белоснежным серебром.            

    И с этим заданием вы тоже справились.

    Все задания мы выполнили?

    Задание 4.

    Речевая  игра «Какая  зимой бывает погода?»

    Открывает конверт со словами,  предлагает детям выбрать по одному слову.

    -У тебя какое слово? Например: снег.

    - Если идет снег, то погода какая?  

    - если дует ветер, то погода какая?  

    - если холодно, то погода какая?  

    - если пасмурно, то погода какая?  

    - если хмуро, то погода какая?    

    - если мороз, то погода какая?    

    - если солнечно, то погода какая?    

    - если ясно, то погода какая?    

    Речевичок говорит, что со словами вы справились, и приготовил вам еще одно задание. Пойдем по стрелке.

    Здесь два конверта!

    Надо разделиться на две команды с помощью снежинок.

    Задание 5.

    Игра «Составь предложение из слов». 

    Прочитайте слова, из этих слов составьте предложения.

    Мороз, на, рисует, узор, окнах. (Мороз рисует на окнах узор).

    Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети из снега сделали горку).

    Воспитатель:

    - Вы  догадались, в чем была  помощь Речевичка? Для чего он приготовил столько игр?

    - Верно, вам эти игры помогут выполнить

       последнее задание.

    Задание 6.

    Составьте рассказ о зиме с помощью

    Мнемотаблицы, используя те слова и предложения, которые были в ваших играх-заданиях.

    Каждый из вас попробует составить предложение по мнемотаблице.

    Получился у вас рассказ?

    Тогда договоритесь между собой, кто полностью составит рассказ по мнемотаблице для детей из Мозамбик.

    А кто хочет быть оператором, чтобы снять видеописьмо?

    Считалка!!!

    Видеописьмо снято, я его сегодня отправлю.

    Дети открывают конверт.

    Отвечают:

    — трещит, щиплет, кусает…

    — вьется, бушует, воет, метет…

    — идет, летит, падает, кружится…

    Дети отвечают

    (снег)

    (снежинки)

    (снеговою)

    (снежок)

    (снежной)

    (снеговик)

    (снегурка)

    Дети выполняют движения.

    (Поднимают руки вверх, опускают вниз)

    (Руки на пояс, наклоны в стороны)

    (Показывают нос)

    (Прыжки на месте)

    (Дети кружатся)

    (Повороты вокруг себя)

     (Имитируют движения руками)

    Дети отвечают на вопросы

    – снежная

    –  ветреная

    –  холодная

    – пасмурная;

    –  хмурая;

    –  морозная;

    – солнечная;

    –  ясная.

    Дети самостоятельно составляют предложения

    Дети отвечают, рассуждают.

    Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

    1 ребенок полностью рассказывают составленный рассказ.

    Выбирают с помощью считалки оператора, который снимает на планшет рассказ ребенка.

    Оценка и рефлексия

    Воспитатель подводит детей к  активному обсуждению:

    1. Удалось вам составить рассказ о зиме?
    2. Что помогло?  (Игры)
    3. Кто помог? Как Речевичек помог?
    4. Какое задание больше всего понравилось?
    5. Может что-то вызвало затруднения?
    6. Для кого вы составляли этот рассказ?
    7. А вы хотите узнать про их зиму?
    8. Тогда мы отправим видеописьмо с просьбой, рассказать об их зиме.

    Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют какие действия, они выполняли, что узнали и т.д.

     (Это получилось, потому что все действовали дружно, очень старались).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

    Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

    Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

    Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»

    КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой,...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Осенние заботы»

    Создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике....

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР «ДОШКОЛЬНИКИ СПЕШАТ Н...