ФОНЕТИЧЕКАЯ РИТМИКА КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
методическая разработка по коррекционной педагогике

Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

·        нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

·        формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

·        правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

·        воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

·        восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

·        умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx205.87 КБ
Файл fonetichekaya_ritmikaispravleno.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

   Развитие речи и двигательная           активность       ребенка тесно взаимосвязаны.

Как сформировать правильную и четкую речь у малыша? В этом вам поможет

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).


Игры со смыслом

Учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. 
Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное - вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается.

Начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.

Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит "коготки тигра" (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Замерз — согрейся.

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди "оттаивают".

Добро сильнее зла.

Первая задача - изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

В нужном темпе

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

·  Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, "та"). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро "та-та-та-та"...

·  Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой - вправо, левой - влево), произнося "па". Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: "па-па-па" (повторяем 3-4 раза).

·  Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим "па-па-па-па-па", делаем остановку - хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: "па-па-па-па-па"... остановка - и снова хлопок.

 Проверяем чувство ритма

 Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

 Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: "ТАМ" - делаем резкий указательный жест в сторону, "САМ" - плавно показываем на себя, "ПОЛ" - направление жеста на пол, "НОС" - указываем на нос.

Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: "мама", "папа", "осень", "дует", "сильный", "много" и др. Затем выбирайте трехсложные слова: "высота", "лебеда", "кто куда" и т.д.

Слушаем и говорим правильно

Используя упражнения фонетической ритмики, вы можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Начнем со звука "Ш".

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук "ш-ш-ш-ш".

На очереди — "Ч".

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук "ч".

Операция "Ж".

Описываем в воздухе       зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим "ж".

Звук "Л"

Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем "ла-ла-ла"...

Когда вы читаете своему ребёнку  коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию.

Таким образом, можно попробовать "оживить" любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Желаем успехов!

МБДОУ детский сад комбинированного вида №40

г. Гусь-Хрустальный

Фонетическая ритмика

     

Составитель: учитель-логопед Свинкина Алина Дамировна

2025г



Предварительный просмотр:

ФОНЕТИЧЕКАЯ РИТМИКА КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

Одним  из видов коррекционно-оздоровительной технологиииспользуемой в работе учителя-логопеда, является фонетическая ритмика. Впервые фонетическую ритмику  представили Татьяна Михайловна Власова и Антонина Николаевна Пфафенродт. Изначально эта методика предполагалась для работы с слабослышащими и глухими детьми. Но современные реалии показывают, что фонетическая ритмика является актуальной, востребованной технологией в работе современного учителя-логопеда со всеми категориями детей с нарушениями развития речи и слуха (ОНР-общее недоразвитие речи, ТНР-тяжелое нарушение речи, ОВЗ-ограниченные возможности здоровья). 

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

        нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

        формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

        правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

        воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

        восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

        умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений:

1.     Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, кл.

2.     Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения начинаются движения для звуков и, к, л.

3.     Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это исходное положение для звука р.

  В игровой форме ребенку предлагают различные виды упражнений с одновременным проговариванием фонем, слов. Освоение упражнений фонетической ритмики начинается с изолированного произношения гласных звуков, затем согласных звуков, далее объединяются между собой в звуковые цепочки из двух, трех звуков. По мере овладения этим навыком, целесообразно проводит звуковой анализ этих цепочек, задавая детям вопросы: Сколько звуков произнесли? Какой первый? Второй? Затем упражнения фонетической ритмики вводятся в обратные, прямые слоги, также предлагаются слова, которые начинаются с гласных звуков. Дети по показу сопряженно произносят слова, одновременно показывают первый гласный звук. После чего педагог просит назвать звук, с которого начинается слово. Выполняя эти упражнения, дети испытывают положительные эмоции, что способствует более прочному овладению знаний.

Например: Гласный звук [О].

Вариант 1.

И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении «оооооо»

Вариант 2.

По команде педагога: «Спрятались!» дети принимают исходное положение (По команде: «Встали и удивились!» они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный (о-о-о…), одновременно поднимая руки через стороны и соединяя их в кольцо над головой.

Аналогичная работа проводится с согласными звуками, далее с текстом.

 Например: Согласный звук [М]. 

Вариант 1.

Произнося звук (м-м-м...), дети мягким, плавным движением сверху
вниз проводят ладонью то по правой, то по левой щеке («мычат»,
ощущая вибрацию щек).

Вариант 2.

Произнося звук (м-м-м...), дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат»), затем слегка отводят их в стороны.

Аналогичная работа проводится с согласными звуками, далее с текстом.

Таким образом, фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует: - повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма; улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей);

- развитию мелкой моторики, улучшению координации;

- развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения;

- является одним из нетрадиционных и эффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...

«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда (проектная деятельность)

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое...