Формирование навыков самостоятельности ребёнка с РАС через расписания
методическая разработка по логопедии

Нестерова Наталия Геннадиевна

Представлена совместная деятельность с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра для формирования навыков самостоятельности с использованием расписания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ras.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С РАС ЧЕРЕЗ  РАСПИСАНИЯ

Достижение главной цели комплексного сопровождения детей с РАС (способность к самостоятельной и независимой жизни) невозможно, если ребёнок не будет уметь себя обслуживать: одеваться и раздеваться, чистить зубы, есть, умываться, пользоваться туалетом и совершать другие гигиенические процедуры, выполнять простейшие бытовые навыки.

Обычно такого рода обучение происходит в семье, но в случае аутизма родители и другие близкие, несмотря на значительные усилия, очень часто затрудняются без помощи специалистов. Учитывая комплексность навыков самообслуживания и бытовых навыков, нарушенными оказываются, не они сами, а лежащие в их основе более простые и одновременно более глубокие нарушения.

С формированием навыков самообслуживания, бытовых навыков, навыков самостоятельности тесно связано упорядочивание режима дня и составление расписания.

Упорядочивание режима дня осуществляется с использованием наглядной демонстрации, карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
В качестве символов для обозначения определенных событий могут быть использованы: различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка – прогулку, глубокая тарелка – обед и т. д.); фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности; изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом); рисунки, пиктограммы; карточки с надписями (письменная речь).

В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание представляет собой альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности.         Ежедневная работа с ребенком в условиях группы детского сада начинается с его знакомства с расписанием, отражающим режим дня. Педагог и ребенок просматривают вместе все события дня. После каждого события они возвращаются к расписанию и убирают карточку с изображением прошедшего события, и взрослый показывает, что будет дальше.

Карточки могут быть последовательно вывешены на доске при помощи магнитов или рядом с доской на панно с липучками. Предметы, изображенные на фотографиях, должны быть тесно связаны с определенным видом деятельности. Это помогает ребенку быстрее почувствовать взаимосвязь между изображениями и тем, что он будет делать. Каждая фотография должна символизировать только один вид деятельности. Недопустимо использование одной карточки для обозначения различных видов деятельности. Это может привести ребенка в замешательство и вызвать негативные поведенческие реакции.

Используя расписание при работе с детьми, имеющими РАС, педагоги соблюдают следующие правила: 1) в расписание включаются доступные детям задания. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения; 2) увеличение количества заданий в расписании и их усложнение осуществляется постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка; 3) в расписание всегда включаются интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности помещается в конец расписания в качестве подкрепления/ вознаграждения; 4) при выполнении заданий соблюдается последовательность, указанная в расписании. Искажение последовательности – недопустимо; 5) после выполнения каждого задания педагог хвалит и поощряет ребенка. Это стимулирует его к дальнейшей работе; 6) обязательно выполняются все задания в расписании.

При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием.

После выполнения каждого очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему. Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы ребенок понял, что он должен выполнить два вида деятельности последовательно.

Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса. Важно, чтобы последнее занятие было ребенку интересно. Тогда у него будет мотивация для продолжения работы по расписанию. Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий увеличивается, а задания усложняются.

Например, в начале обучения алгоритм для мытья рук может состоять из шести шагов: открыть кран – намочить руки – намылить руки – смыть мыло – выключить кран – вытереть руки полотенцем.

Затем, если очевидно, что ребенок уже без визуальных подсказок понимает, что сначала нужно открыть кран, а в конце процесса закрыть его, можно сократить алгоритм до четырех шагов: намочить руки – намылить руки – смыть мыло – вытереть руки полотенцем. Если ребенок самостоятельно выполняет эти действия, можно попробовать оставить две картинки: вымыть руки – вытереть руки полотенцем. В итоге - ребенок либо научится полностью выполнять все шаги и перестанет нуждаться в визуальном алгоритме, либо ему нужна будет одна карточка, которая будет служить сигналом к запуску всего процесса.

Обычно в процессе обучения ребенка следованию визуальной последовательности вербальные подсказки не используются, поскольку задача взрослого – помочь сформировать самостоятельный навык, и вербальные подсказки мешают этому процессу, так как ребенок, привыкнув к ним, будет их ждать – даже, несмотря на то, что перед ним есть визуальная опора.

Максимально эффективный способ – молча обращать ребенка к алгоритму и оказывать физическую поддержку сзади в тех шагах, где ему необходима помощь.

Чтобы домашние условия для ребенка с РАС стали полноценной развивающей средой, педагоги обучают родителей методам и приемам коррекционной поддержки своего ребенка:

  • создают ситуации для обучения, в которых ребенок обратит внимание на взрослого и будет с ним взаимодействовать; подбирают материалы и способы, которые соответствуют интересам и предпочтениям ребенка: игрушки, щекотание, мультфильмы, подвижные игры и т.д.;
  • объясняют родителям важность привлекательных для ребенка материалов и игры;
  • напоминают родителям, что нужно занять такое положение, чтобы ребенок смог их заметить и обратить внимание (определить расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть);
  • помогают родителям правильно реагировать на поведение ребенка во время занятий: если ребенок отворачивает голову и смотрит в сторону, отойти и понаблюдать, как он отреагирует. Сделать паузу и возобновить общение с найденного расстояния. Или же привлечь внимание ребенка звуковой книжкой, игрушкой, вертушкой на палочке, пружинкой и т.п.

Постепенное включение родителей и педагогов ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии...

Памятка для родителей по теме " Формированию навыков самостоятельности у детей младшего возраста".

Памятка для родителей по теме " Формированию навыков самостоятельности  у  детей младшего возраста"....

Презентация "Формирование навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста"

Формирование у детей ясельного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту....

Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации...

Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписания

Достижение главной цели комплексного сопровождения детей с РАС (способность к самостоятельной и независимой жизни) невозможно, если ребёнок не будет уметь себя обслуживать: одеваться и раздеваться, чи...

Статья «Взаимодействие детского сада с родителями по формированию навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность, как стержень качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого ...

Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписание

Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписание...