Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии
консультация по теме

Ермакова Татьяна Александровна

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии

   Научить ребенка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся в течение дня ситуации в туалете, при укладывании спать. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку завершить действие.
Позиция взрослого позади ребенка дает последнему ощущение, что он действует сам, и в то же время он чувствует готовность взрослого помочь. Взрослый постепенно ослабляет помощь, будучи готовым эту помощь предоставить опять до наступления аффективного «взрыва» в результате неуспеха.
  Для обучения навыкам одевания желательно организовать стереотипную бытовую ситуацию, для чего важно понаблюдать, где, на каком стуле ребенок предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем можно порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой его любимую игрушку, покружить, пощекотать, рассказать любимую прибаутку). Поначалу бывает важно хвалить ребенка уже за то, что он сидит на стульчике, пока «мы вместе надеваем колготки». Затем руками ребенка взрослый начинает подтягивать колготки вверх на завершающем этапе одевания и по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия начинает подключать его раньше и раньше, хвалит за малейшие самостоятельные движения.
Чтобы не произошло пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность, сторонники оперантного обучения советуют ослаблять похвалу за те действия, которые автоматизируются, и переносить свое внимание на те операции, которые требуют освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т.п.), гибкое использование которых позволяет последовательности в подкреплении желательного поведения не превратиться в механистичность.        
  И в поведенческой терапии, и в эмоциональном подходе отмечается важность формирования ритуала, которому можно следовать изо дня в день. Лучше сажать ребенка на горшок в одном и том же месте (в туалете, если нет страха туалета, или рядом). Можно вместе выливать горшок (управляя руками ребенка), спускать воду (если ребенок не боится шума спускаемой воды) и т.п. В зависимости от состояния ребенка можно либо подождать, пока он сам оденется, либо дать ему возможность слегка подтянуть вверх колготки и закончить действие за него, либо быстро совершить необходимые действия за ребенка, создавая лишь видимость совместного выполнения. Чуткость к колебаниям состояния ребенка с нарушениями в развитии и терпение поможет сделать этот ритуал естественным для ребенка, согласованным с его внутренним ритмом, что способствует формированию поведенческого стереотипа.        
 До того как ребенку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию навыка "Ест и пьет самостоятельно"

Рекомендации предназначены для родителей и педагогов, работающих с детьми со сложными нарушениями в развитии....

Презентация к родительскому собранию " Развитие навыка самостоятельного одевания"

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками сам...

Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп...

Статья "Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у дошкольника".

В данной статье я рассказываю, как научить ребенка одеваться самостоятельно....

Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписания

Достижение главной цели комплексного сопровождения детей с РАС (способность к самостоятельной и независимой жизни) невозможно, если ребёнок не будет уметь себя обслуживать: одеваться и раздеваться, чи...

Тест "Развитие навыков самостоятельности и ответственности у ребенка" (для родителей)

Улучшение семейных отношений: Развитие навыков самостоятельности и ответственности у ребенка способствует более гармоничным и здоровым отношениям в семье. С помощью теста родители смогут активнее рабо...

Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписание

Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписание...