Рекомендации по формированию навыка "Ест и пьет самостоятельно"
материал

Рекомендации предназначены для родителей и педагогов, работающих с детьми со сложными нарушениями в развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателями родителям по формированию навыка

«Ест и пьет самостоятельно» у детей со сложным дефектом

Умения самостоятельно есть и пить, раздеваться и одеваться, умываться, вытираться, чистить зубы – это важные навыки, которые помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, развивают самостоятельность и активность. Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с нарушениями в развитии преодолеть трудности и научиться есть ложкой, пить из чашки – огромное достижение. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и крупная моторика находятся в начальной стадии развития и имеют свои особенности у детей с синдромом Дауна, поэтому ребенку так трудно освоить каждое новое действие.

Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять эти операции более уверенно? Он будет хорошо представлять себе конечный результат, ориентируясь в свойствах предметов, владеть движением и контролировать свои действия. Малышу в дальнейшем будет легче освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным и радует своими успехами окружающих.

Один из способов, позволяющих достаточно быстро освоить первичные бытовые навыки – это разбиение конкретного навыка на отдельные составляющие (шаги). Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально. Для ребенка, который учится достаточно быстро и с удовольствием, это будет несколько больших шагов. Для ребенка, который учится, не так быстро – много маленьких. Не стоит забывать, что ребенку при формировании навыка необходимо ваше одобрение и поддержка.

Для формирования навыка используется следующая последовательность:

1. Обследование ребенка с помощью таблицы цепочки последовательных действий.

2. Формирование навыков и компетенций по таблицам «Я все смогу»;

3. Отслеживание динамики развития по таблице.

Как работать с таблицей навыков

• В первой колонке - перечень действий, относящихся к навыку «Ест и пьет самостоятельно».

• Во второй колонке отмечено, кто именно выполняет каждое действие, входящее в навык: взрослый, ребенок или ребенок с помощью взрослого (Ребенок + Взрослый).

• В третьей колонке - дополнительные рекомендации, которые помогут ребёнку в освоении навыка. Задача взрослых состоит в том, чтобы постепенно передать ребенку те звенья, которые они делают сами или вместе с малышом.

• В четвертой колонке результат отражаете результат:

- Если действие сформировано, слегка раскрасьте ячейку желтым карандашом.

- Если ребенок пока лишь иногда выполняет действие или может выполнить его с вашей помощью, обведите ячейку желтой рамкой. Это так называемая зона ближайшего развития.

- Если действия еще нет совсем, оставьте ячейку, где оно описано, нетронутой.

Таблица цепочки  последовательных действий при формирования навыка «Ест и пьет самостоятельно»

Навык.

Цепочка последовательных действий

Кто принимает решение, выполняет

Дополнительные рекомендации

Результат

Принять решение кушать / есть или пить.

Приготовьте удобную тарелку, ложку, вилку, салфетки. Место еды должно быть постоянным.

Сесть за стол.

Учите ребенка садиться на возвышения разной высоты. У ребенка должна быть возможность самому сесть за стол, поэтому рекомендуется использовать такой стул, чтобы ребенок мог сам сесть на него.

Еда руками: есть, держа еду в руке (хлеб, сухарик, банан);

есть мелкие кусочки пищи руками: кусочки сыра, овощей, мясо и т. д.

Если ребенок не умеет откусывать кусок нужной величины, нарежьте пищу и предлагайте ему маленькие кусочки, чтобы избежать поперхивания.

Еда ложкой: взять ложку; опустить ложку в тарелку; зачерпнуть еду; донести ложку до рта, не переворачивая; снять губами пищу, закрыть рот; прожевать и проглотить.

Будьте внимательны к подбору ложки. Чашечка ложки должна быть глубокой, но не длинной и не широкой. Можно начинать учить ребенка есть ложкой, используя на первых порах вязкую пищу, которая не будет стекать с ложки . Учите ребенка поворачивать запястья, например, предлагайте отвинчивать крышки, при опускании «монеток в копилку», поворачивайте постепенно игрушку-копилку так, чтобы прорезь располагалась вертикально.

Еда вилкой: взять вилку; донести до тарелки; наколоть кусочек еды; донести до рта и положить в рот; закрыть рот и снять пищу с вилки; прожевать и проглотить.

Используйте детскую удобную вилку. Учите ребенка накалывать на палочку комки пластилина.

Питье из чашки: взять чашку; поднести ко рту; положить край чашки на нижнюю губу; сделать глоток; закрыть рот; проглотить жидкость; поставить чашку на стол; делать несколько глотков подряд.

Чашка должна быть невысокой, не тяжелой и с удобной ручкой. Можно использовать емкость без ручки (стакан, небольшую керамическую пиалу). В некоторых случаях, когда ребенок не понимает, что для проглатывания жидкости нужно сначала закрыть рот, допускается контроль нижней челюсти рукой взрослого.

Питье через соломинку: взять пакетик с соком, вставить в него соломинку; вставить соломинку в рот; втянуть жидкость через соломинку и проглотить ее.

Взрослый может слегка нажать на пакет с соком, чтобы жидкость поднялась по трубочке и попала ребенку в рот

Вытереть рот салфеткой: взять со стола салфетку; вытереть  рот; положить салфетку на стол.

Поблагодарить и встать из-за стола.

Отнести посуду в мойку.

Можно собрать тарелку, чашку и ложку или вилку в маленький тазик, а потом отнести его в раковину. Описано в таблице навыка «Мытье посуды».

Как передать ребенку звенья навыка, которые он не умеет выполнять сам:

1. Проанализируем таблицу, выявим, какие действия вызывают сложности у ребенка.

2. Определим, в чем заключается для ребенка сложность, и отметим, как ему помочь.

Формирование и закрепление навыков происходит в процессе повседневной жизни, игры и специально организованных занятий, проводимых в игровой форме.

Решение практических задач происходит, в процессе освоения навыка на определенном этапе включаются дополнительные практические или так называемые проблемные задачи. Это делается для того, чтобы ребенок умел переносить навык в новую ситуацию и находить пути разрешения возникшей сложности. Например, ребенок во время приема пищи всегда брал ложку, лежащую возле тарелки. Он это запомнил, и у него выработался определенный алгоритм действий. Когда он освоил этот алгоритм, можно создать дополнительную проблему: положить ложку в непривычном месте. Конечно, сначала стоит расположить ложку в пределах видимости ребенка, а затем – дальше, вне поля его зрения. Если ребенок не может указать на ложку, взрослому на этом этапе важно знать, сможет ли ребенок решить сказать / показать, что ложки нет, или пойти и принести её самостоятельно. Решение практических задач стимулирует развитие мышления, внимания, памяти, учит ребенка справляться с проблемами, переносить имеющиеся навыки в новые ситуации.

Проверить, успешен ли ребенок в своем развитии, можно с использованием таблиц отслеживание динамики развития.

Отслеживание динамики развития навыка "ест и пьет самостоятельно" можно проверить с помощью таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Принять решение кушать/есть или пить.

Сесть за стол.

Еда руками:

есть, держа еду в руке (хлеб, сухарик, банан);

Есть мелкие кусочки пищи руками: кусочки сыра, овощей мясо и т.д.

Еда ложкой:

Взять ложку;

Опустить ложку в тарелку;

Зачерпнуть еду;

Донести ложку до рта, не переворачивая;

Снять губами пищу, закрыть рот

Прожевать и проглотить.

Еда вилкой:

Взять вилку;

Донести до тарелки;

Наколоть кусочек еды;

Донести до рта и положить в рот;

Закрыть рот и снять пищу с вилки;

Прожевать и проглотить.

Питье из чашки: взять чашку;

поднести ко рту;

положить край чашки на нижнюю губу;

сделать глоток;

закрыть рот;

проглотить жидкость;

поставить чашку на стол;

делать несколько глотков подряд.

Вытереть рот салфеткой: взять со стола салфетку;

вытереть в рот;

положить салфетку на стол

 Как работать с таблицей отслеживания динамики развития

• В первой колонке вы видите перечень действий, относящихся к навыку «Ест и пьет самостоятельно».

• Во второй и последующих колонках результат динамики развития, которая имеет условные обозначения.

если ребёнок, не  выполняет - !

если ребёнок выполняет со значительной помощью - ПП

если ребёнок выполняет с частичной помощью - ЧП  

если ребёнок выполняет по последовательной инструкции - ПИ

если ребёнок выполняет по образцу взрослого - ОВ;

если ребёнок выполняет самостоятельно, но с ошибками - ОШ;

если ребёнок выполняет самостоятельно и без ошибок - С.

• В третьей колонке фактический результат

• В четвертой примечания

Основные правила приема пищи

• Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми, соблюдая правила поведения за столом, например, ему не разрешается играть едой, на столе не должно быть каких-то игрушек и т. д.

 • Взрослые не предлагают ребенку съесть еще кусочек за бабушку и «плясок с бубном» не устраивают.

• Взрослые начинают, есть сами и едят с аппетитом.

• Ребенку перед едой и во время еды не предлагают сладкое питье и углеводы (печенье, вафли, сухарики).

 • Во время еды ребенок получает напитки очень небольшими порциями.

• Количество съедаемой пищи увеличивается только в зависимости от «запросов» ребенка.

 • В руку нельзя давать продукты, от которых ребенок может откусить или отломать слишком большой кусок, который не может прожевать. Например, можно давать половинку яблока, от которой ребёнок «откусит» передними зубами маленькие кусочки, но нельзя давать узкую дольку яблока, от которой он может откусить большой кусок.

• Ребенка постепенно приучают к пользованию столовыми приборами. Стоит иметь в виду, что вилкой пользоваться проще, чем ложкой, а вязкую пищу проще набирать в ложку, чем жидкую.

 • Ребёнка приучают, есть аккуратно, для этого сначала взрослый вытирает ему лицо и руки салфеткой, постепенно приучая его делать это самостоятельно.

 • Если ребенок устал, перестал есть, его не следует удерживать за столом.

• С возрастом подберите для ребенка стул, который позволит ему самому выходить из-за стола.

 • Приучайте ребенка перед едой мыть руки, а после еды, при необходимости, «отмывать следы его пищевой деятельности».

Используемая литература: Питерси М., Тейлор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии

Рекомендации по формированию навыков самостоятельного одевания и раздевания ребенка с нарушением в развитии...

Рекомендации родителям «Как приучить ребёнка засыпать самостоятельно»

Лучше, если «разделение» малыша с мамой произойдет до 2 лет. В любом случае, если не получилось сделать это раньше, к 3 годам ребенок должен засыпать самостоятельно и отдельно от родителей...

Рекомендации для родителей "Развиваем у детей самостоятельность"

Рекомендации для родителей "Развиваем у детей самостоятельность"...

Рекомендации по развитию детской инициативы и самостоятельности для родителей

Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в с...

Рекомендации для родителей и воспитателей для самостоятельной работы с детьми в помещении и на воздухе для правильного развития.

рекомендации для родителей и воспитетелей для самрстоятельной работы с детьми в помещении и на воздухе для правильного развития  для всех возрастов...

Рекомендации для родителей по обучению ребенка самостоятельному одеванию

Рекомендации для родителей по обучению ребенка самостоятельному одеванию...