Статья "Прикладной анализ поведения в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС."
методическая разработка по коррекционной педагогике

Архипова Юлия Дмитриевна

В статье освещаются  технологии с доказанной эффективностью при  работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Рассматривается прикладной анализ поведения, который применяется в коррекционной работе учителем-дефектологом в дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikladnoy_analiz_povedeniya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С РАС

Потапова Елена Михайловна,

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №149»

город Нижний Новгород

Архипова Юлия Дмитриевна,

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №149»

город Нижний Новгород

Аннотация. В статье освещаются технологии с доказанной эффективностью при работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Рассматривается прикладной анализ поведения, который применяется в коррекционной работе учителем-дефектологом в дошкольной организации.

Учитель-дефектолог на современном этапе развития коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра применяет большой диапазон программ.

Прикладной анализ поведения является одной из эффективных методов коррекционной работы с детьми с РАС. Он опирается на стратегии положительного подкрепления. В данной программе предусматривается определение индивидуального подкрепления для каждого ребенка. Подкрепления могут быть разнообразными: пищевые (конфеты, скитлс и т.д.), сенсорные (батут, сухой бассейн и т.д.), социальные (молодец, отличник и т.д.).

Применяя бихевиористический подход, который основывается на теории поведения Б. Скиннера, прикладной анализ поведения в работе с детьми с РАС выдвигает закономерность между поведением и окружающей средой.

В своей работе с детьми с РАС мы в первую очередь пытаемся создать структурированную окружающую среду, для того чтобы было четкое понимание, что в данном месте ребенку нужно делать. Данная стратегия позволяет значительно уменьшить проявление нежелательного поведения.

Также прикладной анализ поведения используем для улучшения речевых, коммуникативных, социальных и академических навыков. Занимаясь коррекцией неприемлемого поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка с РАС, определяем функцию поведения, поощряем социальноприемлемое поведение.

Для каждого ребенка учитель-дефектолог составляет индивидуальную программу коррекционной работы (ИПКР) с учетом психофизиологических особенностей и возможностей, опираясь на сильные стороны обучающихся с РАС.

Также опираясь на теорию вербального поведения Скиннера, составляется программа формирования основных коммуникативных навыков, которые являются социально значимыми для ребенка с РАС. В своей работе мы применяем альтернативную коммуникацию: альбом PECS, жесты, для вербальных и высокофункционирующих детей систему скриптов. Все коммуникативные устройства дублируются для домашнего применения.

Таким образом, стратегическим направлением современной системы специального образования должно стать создание комплексной системы педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС).

Список литературы:

#1044;робинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении// Дефектология. 1996. № 5. С. 45-51.

#1045;кжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005. 272 с.

#1053;азарова Н.М. Специальная педагогика // Раздел II «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями»: Аcadema, - 2000. С. 112-123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на ноябрь

Пример подробного планирования коррекционной работы на месяц.  Включает в себя разделы ФЭМП, развитие речи, конструирование, сенсорное развитие, окружающий мир, сказка. Темы занятий расписаны на ...

Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на декабрь.

Пример планирования коррекцимонной работы учителя-дефектолога на декабрь месяц в средней группе для детей с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР и легкая умственная отсталость)....

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

Описание вариантов игр с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста...

«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

    Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным и увлекательным, ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Сенсорные стратегии в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ

Как ощущение системы вкуса и запаха влияют на повседневные навыки ребенка с ОВЗ...