Сенсорные, тактильные развивающие игры для детей с РАС
картотека по коррекционной педагогике
Цель использования сенсорных и тактильных игр для ребёнка с аутизмом — наполнение его внутреннего мира светлыми красками радости и уверенности, что может стать движущей силой, побуждающей ребёнка на более активное исследование окружающего мира.
Такие игры способствуют формированию эмоционально положительного настроя на взаимодействие со взрослым в совместной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
Сенсорные развивающие игры для детей с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) помогают им:
- войти в контакт со взрослым, начать доверять;
- получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления;
- избавиться от напряжения;
- привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх, получить понимание социальных взаимодействий.
Новые чувственные впечатления можно дать ребенку при помощи таких игр, как:
«Смешиваем краски». Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;
«Угощение для кукол». Куклы и прочие игрушки сидят за столом, а перед ними стоит «угощение»: стаканы с водой определенного цвета (красный – для имитации вишневого сока, белый – молока, или же можно использовать настоящие напитки). В процессе игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе, учиться считать «гостей», сидящих за столом, передавать друг другу стаканы и т. д.;
«Замок из пены». В миску наливается вода, добавляется жидкое мыло или другое средство, дающее обильную пену. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть.
У «зрительных» детей с РАС самый чувствительный сенсор – это глаза. Таким детям будут полезны игры с яркими дидактическими пособиями для складывания или сортировки различных фигур, а также другие дидактические материалы (включая специальные компьютерные программы, выполненные в ярких расцветках, аппликации, раскраски, сценки с яркими пальцевыми куклами и т. д.).
ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
Ребенок с расстройством аутистического спектра как бы покрыт «панцирем», отгораживающим его от внешнего мира, в связи с чем он постепенно теряет способность к восприятию информации на слух. Это негативно сказывается на обучении и создает бытовые проблемы, а потому необходимо играть с ребенком в сенсорные звуковые игры, например:
«Что шумит?». Выбираются предметы, издающие негромкие звуки – колокольчики с нежным звоном, оберточная бумага, пакет, тихая погремушка и т. д. Ребенок должен изучить эти предметы и их звучание, а затем вы будете отворачиваться и «шуметь» ими по очереди, предложив малышу угадать, какой именно предмет сейчас звучал;
«Высокий – низкий». Используется игрушечное или настоящее пианино либо металлофон. Обучите ребенка понятиям высоких и низких звуков, ассоциируя их с разными ситуациями – дождиком (ребенок поднимает ручки вверх к тучкам, «тяжелыми» шагами медведя (ребенок топает, как мишка) и т. д. Затем проигрывайте звуки, поощряя малыша выполнять нужные движения;
«Лечебная классика». В эту игру играют при помощи небольших аудио-фрагментов из классических музыкальных произведений по мотивам сказок («Снегурочка», «Щелкунчик», «Черевички», «Спящая красавица» и др.) и карточек с соответствующими изображениями. Описывайте вслух картинки под музыку, а потом включайте фрагменты и предлагайте малышу показать картинку, подходящую к музыке.
Правильно подобранные звуковые игры развивают интерес ребенка к различным звукам и способность воспринимать информацию на слух. Эти навыки крайне важны для детей с РАС, ведь большинство из них от природы являются «убежденными» визуалами.
ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
Предметные игры обучают детей обращать внимание на разные свойства предметов и контактировать с другими людьми, чтобы играть в паре или группе. Примеры предметных игр:
«Мячик, катись». Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;
«Открой-закрой». Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости;
«Ужин для кукол». Ребенок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт и т. д. Показывайте ребенку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.
СТЕРЕОТИПНЫЕ ИГРЫ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМ
Практически у каждого ребенка с РАС есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами. Подобные игры называются стереотипными и отличаются:
- однообразием;
- длительностью (играть одним и тем же образом ребенок может на протяжении многих лет);
- наличием лишь одного игрока – самого ребенка.
Окружающие зачастую не понимают цели и логики игры, смысла действий, производимых малышом. Но, несмотря на это, в стереотипных играх есть и положительные моменты:
- играя «по-своему», ребенок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно;
- при помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек.
Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным «мостиком» для построения взаимодействия с малышом. Постарайтесь вникнуть в игровую структуру, а затем внедряйтесь в нее – например, ненавязчиво подавая ему нужный предмет, помогая выполнить действие или повторяя слова, которые ребенок приговаривает, играя. Завоевав доверие ребенка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры (с красками, водой, ватой, песком, пластилином и т. д.).
Поскольку стереотипные игры выполняют роль «успокоительного» – позволяйте ребенку периодически возвращаться к ним во время развивающих игр, чтобы нейтрализовать накопившееся напряжение.
КАКИЕ ТРУДНОСТИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ
В ХОДЕ ИГР С ДЕТЬМИ С РАС
Самое распространенное затруднение состоит в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
Если малыш не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаивайте и не навязывайтесь. Часто бывает, что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте своему подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в дальнейшем включиться в нее.
Также могут возникнуть и другие проблемы – например, когда ребенок:
- пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое следует постепенно и «малыми дозами»;
- требует повторять какое-то игровое действие снова и снова. Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию;
- не понимает сюжета игры. Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и неустойчивостью. Посадите на игрушечную грядку только два помидора, а не множество разных овощей и т. д.
В процессе развития игровых сюжетов ребенок с РАС может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей младшей группы детского сада Игры для развития речи
Цель: развивать речь, память, внимание....

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...
Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет
Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»
Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"
Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...
Презентация "Тактильно-развивающие панели для детей раннего возраста"
Тактильно-развивающие панели...
Развивающие игры для детей 3–6 лет «Тактильные мешочки»
В современном мире вопрос о развитии у детей моторики стоит очень остро и актуально. Почему важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, о...
