Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №96 города Иркутска
Консультация
для родителей и воспитателей
«Развитие мелкой моторики
у старших дошкольников»
Подготовила:
Учитель-логопед
Матвеева Екатерина Алексеевна
Иркутск, 2025
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников
Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в том, что ребенка просят показать сначала один, потом два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети.
Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развитие речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активируют пока не зрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?
Конечно же, в игре.
- «Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
- «Конструктор»-для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. . Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других
доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и
воображение, фантазию ребенка.
- Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами.
- Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть и тд.
Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:
-Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».
-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками.
- Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой нибудь предмет.
- Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.
- Работа с нитками очень разнообразна:
- Рисование нитью по силуэту.
- Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
- Плетение разноцветными шнурками.
- Игры с пластиковыми крышками. С их помощью можно подобрать разнообразие цветов и закреплять их; изготовить несложные дидактические игры («Разноцветные бусы», «Дорисуй картинки при помощи пробок», «Цветочки», «Кто быстрее соберет», «Озорная гусеница»); можно использовать как раздаточный материал. Я использую их для расширения активного словаря детей, они раскладывают пробки по заданной мной лексической теме: мебель, посуда, насекомые…
- Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью).
- Так же прием самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
- Для более эффективного самомассажа кисти используем грецкие орехи, шишки, мячик – ежик, прищепки.
Ежедневно использую массажер су-джок,его катают по ладоням и стопам.
Внутри находится специальное пружинное кольцо для массажа пальцев, его надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают. Дети с удовольствием пользуются массажером.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР
Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...
Консультация для воспитателей "Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна".
Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна...

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики у старших дошкольников
В материале дан перечень мелкомоторных умений, которые должны быть выработаны у пяти-шестилетнего дошкольника....

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка....

Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»
Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнен...
