Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Матвеева Екатерина Алексеевна

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №96 города Иркутска

Консультация

для родителей и воспитателей

«Развитие мелкой моторики

у старших дошкольников»

Подготовила:

Учитель-логопед

Матвеева Екатерина Алексеевна

Иркутск, 2025


Развитие мелкой моторики  у старших дошкольников

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в том, что ребенка просят показать сначала один, потом два пальчика и три.  Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети.

Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развитие речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активируют пока не зрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи.

        В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?

Конечно же, в игре.

  1. «Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
  2. «Конструктор»-для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  3. Лепка из глины и пластилинаЭто очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  4. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  5. Изготовление поделок из бумагиНапример, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
  6. Изготовление поделок из природного материалашишек, желудей, соломы и других

доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и

воображение, фантазию ребенка.

  1. Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами.
  2. Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть и тд.

Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:

-Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками.

  1. Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой нибудь предмет.
  2. Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.
  3. Работа с нитками очень разнообразна:
  • Рисование нитью по силуэту.
  • Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
  • Плетение разноцветными шнурками.
  1. Игры с пластиковыми крышками. С их помощью можно подобрать разнообразие цветов и закреплять их; изготовить несложные дидактические игры («Разноцветные бусы», «Дорисуй картинки при помощи пробок», «Цветочки», «Кто быстрее соберет», «Озорная гусеница»); можно использовать как раздаточный материал.  Я использую их для расширения активного словаря детей, они  раскладывают пробки по заданной мной лексической теме: мебель, посуда, насекомые…
  2. Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью).
  3. Так же прием самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
  4. Для более эффективного самомассажа кисти используем грецкие орехи, шишки, мячик – ежик, прищепки.

Ежедневно использую массажер  су-джок,его катают по ладоням и стопам.

Внутри находится специальное пружинное кольцо для массажа пальцев, его надевают  по очереди на каждый палец и тоже прокатывают. Дети с удовольствием пользуются массажером.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики у старших дошкольников

В материале дан перечень мелкомоторных умений, которые должны быть выработаны у пяти-шестилетнего дошкольника....

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у старших дошкольников»

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка....

Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»

Цель: Повышение  родительской компетенции   в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнен...