«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Румянцева Светлана Николаевна

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_trening_dlya_roditeley_i_detey_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»

Игровой тренинг для родителей и детей

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нетрадиционными приёмами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
  2. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
  3. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
  4. Заинтересовать проблемой.
  5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.
  6. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
  7. Формировать положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Проведение игрового тренинга:

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет  овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

А теперь предлагаю вам поиграть вместе с ребятами.

Мы вместе окунемся в мир детства, и поможет нам в этом волшебная свеча.

«Пусть всем уют, тепло подарит

Зажженная волшебная свеча».

Где всегда уютно и тепло?

Конечно в доме.

Упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК»

Пальчиковая игра

 «На поляне теремок, ладони сложить «домиком»

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.

Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

Открывайте! широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Зажженная свеча – это огонь. Один из видов стихий. А какие виды стихий вы знаете?

Дидактическая игра   «Четыре стихии»

Играющие стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» ― вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается,  считается проигравшим.

Замечательные руки и пальцы – могут все показывать, можно не рассказывать!

А теперь поиграем в игру без игрушек.

Игры на руках и пальцах

Сначала повторять за воспитателем те действия руками, которые он будет показывать. Все действия сопровождаются словами. Затем без показа, только по словесному сопровождению:

Мои пальцы все расскажут,

Все сумеют, все покажут

1) У меня в руках маленький мячик.

2) Я держу воздушный шарик.

3) У меня в руках огромный надувной мяч.

4) Это крылышки маленького воробышка.

5) Это крылья большой птицы - лебедя.

6) А это крылья самолета.

7) Мои пальчики идут.

8) Пальцы прыгают.

9) Пальцы танцуют.

10) У меня на голове корона.

11) Я надеваю на голову платок.

12) Я держу руками большую шляпу, которую сдувает ветер.

13) Курочка клюет зернышки.

14) Собака лает.

15) Цветочный бутончик распускается.

16) У меня в руках ложка.

17) У меня в руках чашка.

18) У меня в руках иголка с ниткой.

Наши пальцы молодцы

Многое умеют.

А еще они умеют играть в футбол.

Родители и дети садятся за столы напротив друг друга. Дети скатывают из бумаги шарики – «мячики». Родители делают ворота руками. Дети забивают голы – ударяют пальцами по «мячику». Затем родители забивают голы в ворота, сделанные детьми, но ворота детей необычные – они закрываются и открываются (дети разводят и сводят кисти рук).

Наши пальцы ловкие, умелые. И сейчас они сумеют собрать рассыпанные бусы.

Нанизывание деревянных бусин на тонкую бечевку. Родители держат свободный конец.

Сосчитайте, сколько бусин вы собрали. (10 бусин)

Какое это число – нечетное или четное?

Сосчитайте парами.

А сейчас мы с вами сделаем необычный рисунок.

Графический диктант «Елочка» - дети выполняют задания воспитателя, а родители тоже выполняют задание, только направления вправо или влево (которые даются детям) делают наоборот. В итоге получаются 2 половинки елочки.

А теперь соединим наши половинки – получилась елочка.

Совместная работа дает общий результат.

Теперь сфотографируем друг друга. Взяли фотоаппарат – соединение больших пальцев с указательными – получается по форме прямоугольник. Снимок – пальцы перемещаются (меняются местами). А теперь прокрутим снимки – быстрое перемещение пальцев. Для родителей усложненный вариант – большие пальцы соединяются с другими по очереди.

Наши пальчики немного устали, сделаем им массаж.

Массаж  шестигранными  карандашами.  Грани  карандаша  легко «укалывают»  ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.  Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.  

«Карандаш в руках катаю,  

Между пальчиков верчу.  

Непременно каждый пальчик  

Быть послушным научу».    

Наши ребята волшебники, они умеют превращать бумагу в трубочки и сейчас научат этому родителей. А потом превратим простые трубочки в новогодние елочки.

Совместная работа детей со своими родителями с карандашом, бумагой и клеем.

С помощью карандаша скатывать бумагу в трубочку, мастерить из них елочку и наклеивать на картон.

Задание на дом: всей семьей украсить полученные елочки подручным материалом (пуговицы, монетки, бусинки, шурупчики, фантики и т.д.).

Желаю вам, уважаемые взрослые и вашим детям преодолевать возникающие трудности совместно, рука в руке.

                                   Успехов вам!  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"

Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема:  «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»

Цель: Повышение  родительской компетенции   в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнен...

Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как...

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с ОНР затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Дошкольники с ОН...