Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи
статья по логопедии

Елена Валерьевна Гарастей

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как нервная, мышечная, костная и даже зрительная. Сюда относятся разнообразные движения: от привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как нервная, мышечная, костная и даже зрительная. Сюда относятся разнообразные движения: от привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию.
  • Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
  • Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребенок совершает мелкие, точные движения, тем раньше ребенок научится говорить.
  • Мелкая моторика связана с двигательной зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
  • Точные движения пригодятся детям любого возраста в повседневной жизни.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, мелкую моторику.  

Существуют различные методики для развития мелкой моторики.

  1. Игры с мелкими предметами. Это мозаика, пазлы, конструктор, трафареты, шнуровки, разрезные картинки, пирамиды,
  2. Пальчиковые игры. Можно использовать пальчиковый театр, цветные палочки, пальчиковый алфавит, стихи, скороговорки.
  3. Массаж кистей и пальцев. Такой способ развития мелкой моторики предполагает несколько методик:
  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей;
  • Су-джок терапия;
  • Массаж пальчиков и ладошек мячиками разной формы.
  1. Лепка.
  2. Рисование. Выполнение штриховки, заниматься с прописями для дошкольников или рисовать по фигурным линейкам.
  3. Аппликации.
  4. Стирание ластиком нарисованных предметов.
  5. Доставание бусин ложкой из стакана.
  6. Застегивание и растягивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  7. Сжимание и разжимание эспандера.
  8. Игры на клавишном инструменте.
  9. Плетение косичек.
  10.  Игры с бусами.
  11.  Предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  12. Перебирать крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Дорогие родители, нужно внимательно следить за развитием вашего ребенка, только в совокупности всех наших усилий, развитие мелкой моторики детей может быть успешным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"

Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема:  «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...

Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»

Цель: Повышение  родительской компетенции   в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнен...

Методы развития мелкой моторики у младших дошкольников с недоразвитием речи

План по самообразованию Зебзеевой Е.П., воспитатель I категории на 2019-2021 учебный год.От того насколько ловко, ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит дальнейшее его развитие. Наряду ...