«Эффективность мультисенсорного подхода методики Нумикон, в развитии математических представлений".
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Буза Валентина Федоровна

В представленном опыте работы раскрывается эффективность использования мультисенсорного подхода методики «Нумикон» для развития математических представлений у детей. Опыт демонстрирует, как задействование зрительного, тактильного и кинестетического каналов восприятия позволяет сформировать устойчивые образы чисел и понятий о математических действиях. Подтверждается, что данный подход способствует преодолению трудностей в освоении математики, делает процесс обучения наглядным, доступным и мотивирующим для детей с разными образовательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Эффективность мультисенсорного подхода методики Нумикон, в развитии математических представлений".

Актуальность опыта:

Особую значимость приобретает подготовка детей к начальному школьному образованию, и важнейшую роль играет развитие элементарных математических представлений у дошкольников. Именно в этот период закладываются базовые навыки счета, понимания количества и формы предметов, формируются первые представления о числе и величине. `        Традиционные подходы, основанные исключительно на вербальном представлении информации, зачастую недостаточны для эффективной поддержки детейимеющих особые образовательные потребности.

Возникает необходимость использования инновационных методик, позволяющих развивать математические способности через мультисенсорный подход. Одним из наиболее эффективных инструментов, зарекомендовавших себя в мировой образовательной практике, является система Нумикон.

Цель опыта:

Повышение эффективности развития математических способностей дошкольников путем внедрения методики Нумикон в практику коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.

Основные направления деятельности были определены в 3 этапа.

I этап — подготовительный (изучающий):

Для достижения поставленной цели мною использованы следующие приемы работы:

  1. Теоретическое обоснование дало глубокое изучение работ ведущих российских и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами развития математических способностей у детей,

Методика Нумикона была разработана британскими специалистами Джоан Гиббонс и Стивеном Хеллером в конце XX века специально для детей с особыми образовательными потребностями.

 Среди наиболее известных зарубежных педагогов, активно использующих Нумикон в своей практике, можно назвать Кэрол Ворнер британский специалист по специальным образовательным нуждам, внедрившая систему Нумикон в свою повседневную практику работы с учащимися с синдромом Дауна и аутизмом.

Российская Благотворительная организация «Даунсайд Ап» именно знакомство с их сайтом помогло мне погрузиться в мир Нумикон.

2. Самообразование: Посетила специализированные вебинары по внедрению технологии Нумикон в работу с детьми,получение сертификата.

3. Подготовка среды: создание специализированной предметно-пространственной среды, оснащенной наборами специальных материалов системы Нумикон.

4. Индивидуализация образовательного маршрута: составление индивидуального плана коррекционного сопровождения каждого воспитанника, исходя из анализа стартового уровня математических знаний.

II этап — практический (реализующий):

  1. Проведение индивидуальных занятий с применением элементов Нумикона для каждого ребёнка индивидуально, учитывая особенности восприятия, мотивации и возможностей усвоения материала.
  2. Интеграция подходов Нумикона в групповые занятия с акцентом на формирование базовых математических представлений: счёта, сравнения величин, распознавания геометрических фигур и решения простых арифметических задач.
  3. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с элементами НУМИКОН.

Важным моментом было определить направления опыта.

Четыре направления работы с Нумикон, которые способствуют формированию количественных представлений, навыков оперирования цифрами и числами, способности ориентироваться в пространстве и формах объектов, а также развитию логического мышления:

Освоение данной системы началось со знакомства с основными формами и деталями набора.

1. Порядок (последовательность)

Основная математическая последовательность это числовая прямая. Чтобы понять, как устроена числовая система, дети должны научиться проводить параллель между понятиями «еще один» и «следующий».Это направление связано с пониманием детьми порядка чисел и их последовательного расположения. Дети учатся распознавать, какое число идет до или после заданного числа, а также выстраивать числа в правильном порядке.

- Визуализация чисел: Пластины Numicon с разным количеством отверстий помогают детям видеть разницу между числами и понимать, какое число больше или меньше.

- Упражнения на последовательность: Дети могут выстраивать пластины в порядке возрастания или убывания, что помогает им освоить концепцию последовательности чисел.

2. Сравнение

Это направление направлено на развитие у детей способности сравнивать числа и определять, какое из них больше, меньше или равно другому.

Пластины с разным количеством отверстий позволяют детям наглядно видеть разницу между числами и сравнивать их.

Дети сравнивают пластины и определяют, какая из них больше или меньше, что помогает им освоить понятия "больше", "меньше" и "равно".

3. Счет

Знакомство ребенка с числами всегда начинается со счета. Умение считать необходимый навык. Детям сложно дается это умение; как правило, на его освоение уходит много времени и упражнений.

Вот тут на помощь ребятам приходят занятия счетом с помощью деталей набора, которые постоянно визуально подкрепляют знания.Благодаря дизайну пластиковых форм дети могут наглядно представить, что числа каким-то образом связаны между собой и, манипулируя деталями, установить эти связи. Они понимают, что числа это не просто какие-то странные штуки, возникающие сами по себе, а, напротив, строго организованная система

Дети учатся считать предметы и связывать количество с соответствующим числом.

4. Логическое мышление.

Анализ и синтез — это два ключевых процесса мышления, которые помогают человеку обрабатывать информацию и решать задачи.

Применяя Нумикон дети решают задачи, находят недостающие части и составляют целые числа. Развивает классификацию. Формы сравниваются и упорядочиваются по размеру и количеству. Видят закономерности- выстраивают формы в последовательности, понимая порядок чисел.  

Все эти направления работы помогают детям дошкольного возраста развивать базовые математические навыки и представления, является важным фундаментом для дальнейшего обучения математике.

III этап — Итоговый (аналитико-обобщающий):

Сегодня мы немного с вами побывали в мире математики вспомнилиосновы, которые необходимо учитывать при обучении детей, и еще раз хотелось отметить, что с данным пособием это удается сделать более качественно и легче. Освоение программы идет полным ходом, но я уже вижу результаты в оценке достигнутых изменений.

Результаты:

Использование методики Нумикон позволило значительно повысить качество коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в освоении математики. Дети стали активнее включаться в учебный процесс, улучшились показатели овладения основными математическими понятиями, повысился интерес к решению задач и выполнению упражнений.

Методика Numicon, как и любая образовательная программа, имеет свои факторы успеха, которые способствовали эффективному обучению.

Вот некоторые из них:
1. Наглядность и тактильность
2. Постепенное усложнение.

3.Игровая форма.

4. Индивидуальный подход.Это особенно важно для детей с разными уровнями развития и восприятия.
5. Регулярность занятий:
6. Развитие абстрактного мышления.
7. Интеграция с другими методами
.

Но были выявлены проблемные зоны:

1. Ограниченная визуализация больших чисел: Numicon хорошо подходит для работы с числами до 10, но для больших чисел (например, 20 и выше) визуализация становится менее наглядной, что может затруднить понимание детьми.

2. Зависимость от материала: Методика требует наличия специальных пластиковых пластин, что может быть неудобно в условиях, где нет доступа к этим материалам. Это может ограничить использование методики в некоторых образовательных учреждениях или домашних условиях.

3. Отсутствие печатного обучающего материала.

Несмотря на эти потенциальные проблемные зоны, Нумиконстановится популярной и эффективной методикой для обучения детей основам математики в дошкольном возрасте.

Формы обобщения педагогического опыта:

Промежуточный результат представила в рамках муниципальной опорной площадки детского сада № 64 и на методическом объединении учителей-дефектологов.

Перспективы дальнейшего совершенствования:

Расширение зоны охвата воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Увеличение арсенала используемых ресурсов, включение новых видов игровых и тренажёрных компонентов.

Углубленное изучение специфики взаимодействия Нумикона с другими технологиями развивающего обучения.

Заключение:

Опыт свидетельствует о высокой эффективности применения методов, обеспечивающих интегративное воздействие на разные виды восприятия: визуальное, слуховое, моторное и тактильное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии математических представлений у дошкольников: использование авторских методик

Статья Васильевой В.В. о роли игры в развитии математических представлений у дошкольников....

Простые и эффективные способы развития математических представлений у детей.

В данной статье представлены действенные игры для легкого обучения детей счету....

«Современные подходы к развитию математических представлений в подготовительной группе»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

Исторический обзор и современный подход к методике развития математических представлений у дошкольников

Исторический обзор и современный подход к методике развития математических представлений у дошкольников...

консультация для воспитателей на тему: " Подходы к использованию игры для развития математических представлений дошкольников."

Игра, учение, общение, труд являются основными  ступенями восхождения ребенка. В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает...