«Фрактальный узор, как мотивационный материал развития воображения и математических представлений у детей с задержкой психического развития."
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Буза Валентина Федоровна

«Фрактальный узор, как мотивационный материал развития воображения и математических представлений у детей с задержкой психического развития.", данный мастер-класс адресован педагогам коррекционногоо направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fraktalnyy_uzor.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Фрактальный узор, как мотивационный материал развития воображения и математических представлений у детей с задержкой психического развития."

Составила:

Буза Валентина Федоровна

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада № 64

город Новочеркасск 2025 год

Цель мастер-класса: популяризация опыта мастера, в направлении изучения и применения фрактального узора в коррекционной работе в детьми с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Развитие способности видеть и понимать сложные пространственные отношения между объектами, через развитие пространственного мышления.

2. Улучшение математической грамотности, посредством создания фрактальных рисунков.

3. Тренировка внимательности и точности к деталям, что полезно в различных областях жизни.

4. Развитие творческого потенциала, через уникальный подход к созданию узора, используя разные цвета, формы и уровни сложности.

5. Ручная работа с карандашами, маркерами улучшает мелкую моторику и координацию рук, что особенно важно для маленьких детей.

Необходимый инструментарий:

Листы бумаги А4, карандаши простые, восковые мелки, трафарет заготовка «окошко», музыкальная колонка.

Представление мастера: Добрый день уважаемые члены комиссии, участники и гости фестиваля. Я учитель-дефектолог детского сада № 64 Буза Валентина Федоровна.

Ход мастер-класса.

Мастер: Сегодня вашему вниманию представляю свой авторский мастер-класс, тема которого «Фрактальный узор, как мотивационный материал развития воображения, внимания и математических представлений у детей с задержкой психического развития».

Мне хотелось бы напомнить вам о том времени, куда мы сами вернуться уже не сможем никогда, но помним об этом и с особой теплотой в душе, как думаете о чем идет речь? /предполагаемый ответ участников./Детство/.

Мастер: Путеводителем в детство будет вот этот предмет. Конечно всем вам знакомый… калейдоскоп. (Ответ от аудитории).

Мастер: Калейдоскоп – удивительная игрушка, которая известна многим поколениям.

Несмотря на свою простоту, он приносит множество пользы для развития детей. Позволяет создавать бесконечное количество уникальных узоров и форм.

Картинки калейдоскопа не просто рисунок, это фрактальный узор, фрактал.

Немного теории. Фрактал – это геометрическая фигура, которая повторяет свою структуру на разных уровнях масштаба. Например, дерево можно рассматривать как фрактальную фигуру: ствол делится на ветви, каждая ветвь делится на меньшие ветки, а те, в свою очередь, делятся на еще более мелкие веточки. Эта самоподобная структура привлекает внимание и стимулирует воображение.

Фрактальные узоры нас окружают всюду. Подумайте, где мы встречаем фракталы? (предполагаемые ответы участников листья, снежинки..).

Мастер: Вы совершенно правы.

Фрактальная геометрия тесно связана с математикой, поэтому работа с такими рисунками способствует развитию математических способностей у детей.

Именно поэтому я решила взять фрактальный узор, как мотивационный материал при коррекционной работе с детьми.

Получить практические навыки я приглашаю участников фокус группы.  (Участники присаживаются).

Мастер: Я предлагаю вам сейчас создать свой уникальный фрактальный узор калейдоскопа.

(У каждого участника имеется лист бумаги, предложены карандаши). Мастер: Создание фрактала мы начнем с использованием простого карандаша.

(При проведении работы включается релаксационная музыка).

Инструкция выполнения рисунка:

Мастер: Для того чтобы абстрагироваться и исключить влияние сознания на рисунок, в момент рисования необходимо закрыть глаза и, не отрывая руки от листа в течение 10-15 секунд, под мой счет водить карандашом по листу, стараясь заполнить большую его часть.

Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная. Скорость движения карандаша средняя. Рука движется свободно, как бы сама собой.

Ведущая рука держит карандаш, второй помощницей придерживаем лист бумаги. Приступаем, закрываем глазки. Мастер считает до 15 участники рисуют.

Мастер: Открываем глаза, посмотрите, что у вас получилось, как говорят мои воспитанники «кули-мули» или «каляки-маляки».

Посмотрите пожалуйста внимательно на свой узор, мне кажется не хватает цвета. Мы переходим на следующий этап – закрашивание окошек.  Ваша задача раскрасить увиденные геометрические фигуры, и для этого нам уже пригодятся цветные карандаши. Приступайте, пожалуйста. Не стоит раскрашивать абсолютно все сЕкторы.

Участники раскрашивают фигуры.

Мастер: Ну,  ваши шедевры уже готовы?

Мастер: Поделитесь своими впечатлениями, что вам напоминает ваш фрактальный узор? На что похож рисунок, какие эмоции вы испытывали при его создании? Работа с аудиторией.

 Позвольте мне придать вашему фрактальному узору большей схожести с калейдоскопом и вместе заглянем в окошко калейдоскопа/Мастер прикладывает трафарет к каждому узору у участников/,

Мастер: На мой взгляд то невероятная красота.

Вывод: Подводя итоги нашей встречи я бы хотела отметить, что фрактальные узоры во всех своих представлениях расширяют и обогащают кругозор.

Экспериментируйте! Фрактальная графика предоставляет бесконечные возможности для творчества и развития детей.
Надеюсь мой мастер-класс был полезен и поможет вам успешно организовать процесс фрактального рисования и создать красивые и сложные узоры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития

В материале представлен конспект ООД для детей  с задержкой психического развития подготовительной группы по разделу развития элементарных математических представлений...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

       К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»...