театральная деятельность в коррекционной работе с аутичными детьми
консультация по коррекционной педагогике
применение элементов театрализации в коррекционной работе с детьми с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность в коррекционной работе с аутичными детьми.
подготовила Бушкова М.В.
Проблема, о которой мы говорим сегодня очень сложная. Ведь это не какой- нибудь грипп или ангина. Было бы у нас то или другое, мы знали бы точно, какую пить таблетку. Аутизм невозможно вылечить лекарствами. Аутизм не возможно скорректировать просто дав ребёнку нужные знания - в общем готовых рецептов нет. Самые замечательные приемы, помогающие в работе с одним ребёнком могут не подействовать в работе с другим, а то и возымеют обратный эффект. Поэтому приходиться постоянно искать и пробовать. В коррекционной работе с аутичным ребёнком нужен комплексный подход и если говорить об игре, то игра для аутичного ребёнка должна быть очень разносторонней и многообразной.
Поговорим о театральной деятельности, в том числе о сказка-терапии, куклах и праздниках в жизни аутичных детей. Игра – это необходимая часть жизни ребёнка. А театрализованная игра – это уже творчество, но при этом она всё равно остаётся игрой.
Процитирую очень известное высказывание Шекспира «Весь мир театр и люди в нём актёры». Да, это так. Ребёнок познаёт мир через игру. Взрослый через игру решает сложные вопросы. Название книги Эрика Бёрна «Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди» очень хорошо передаёт смысл нашего бытия. Человек, играя, познаёт себя, свой внутренний мир. Через творчество он становится способным понять своё Эго – своё внутреннее «Я».
Замечали ли вы когда нибудь, как выглядит ребёнок с ЗПР ? - Он сутулится, глаза опускает — выглядит достаточно жалко и кажется каким- то маленьким. Все, думаю, также знают, что ДАУН — означает вниз. Люди, не вникающие в проблему особых детей также занижают их, называя глупыми, дураками. Ведь проще опустить человека, чем поднять его.
Искусство способно поднимать. ..Когда мы проводим праздники, принято, чтобы все, без исключения, принимали участие. И бывает очень сложно придумать роль для тяжёлых детей, не способных говорить, плохо осознающих свои руки и ноги. Мы даём им простые роли — зайка вышел, поклонился, повернулся, поклонился — показался ,так сказать, всем зрителям. Сел на место, счастливый. Выступает девочка с тяжёлой степенью умственной отсталости — она белка , держит корзину, в которую дети складывают орехи. Держит ,старается, кто-то скажет, ну и что она там понимает. Понимает, точно что-то понимает, а видно это по её эмоциональному настрою. Когда выходила вперёд плакала, покрикивала. А корзину дали держит в напряжении, на место пошла, расслабилась, смотрит за происходящим. Зайка просто повернулся, белка просто держит... И вот в такой простой роли ребёнок как будто приподнимается, расправляет плечи. Он в момент своего выступления король, он центр и чувствует он себя тоже приподнятым. Именно поэтому дети преодолевают страх перед выступлением и делают это, потому что им нравится получать это приподнятое радостное состояние.
Страхи и способность их побеждать
Дети с проблемами аутического спектра живут в постоянном страхе. И чем сильнее взрослые занижают их, чем меньше они верят в детей, тем больше страхов у них, и тем меньше шансов от них освободиться. Страх — это как узы рабства, он сковывает ребёнка и мешает его развитию. Страх всегда занижает человека. Когда человек боится, он как будто становится ниже. Так вот, задача педагога взять ребёнка и вывести его из мира полного страхов. Проигрывая и переживая ситуации сложные для ребёнка, это становится возможным. Говорят так: Делай то, чего боишься, и весь страх уйдёт...
Коррекционная работа - достаточно сложное дело, ведь необходимо проникнуться проблемой ребёнка, прийти туда, где идёт его сражение и вывести ребёнка на свободу. В библии есть такие слова « В любви нет страха, а совершенная любовь изгоняет всякий страх» Для плодотворной коррекционной работы педагогу необходимо принять ребёнка, терпеть его немощи и относиться к ним с пониманием.
1.Принятие 2. терпение 3. понимание
Эти три составляющие объединяет любовь. И без любви мы не можем помочь особому ребёнку.
Сказки на занятиях
Сказки очень разнообразны и разные темы соответствуют своему этапу в развитии ребёнка.
Монотонные ритмичные потешки, стишки, песенки (сижу- сижу на камушке, а кто у нас хороший),
потешки с кульминационным моментом, простые сказки, такие как «Курочка Ряба».
Мы продолжаем погружать ребёнка в ритмически организованную среду. Здесь мы уже можем добиться от ребёнка действия. Когда говорим бил-бил, ожидаём, что ребёнок постучит по столу или ладошке. Ребёнок подражает взрослому.
Кумулятивные сказки(повторяющимся действием, они ритмичны и способствуют развитию речи)
«Репка»--действие разворачивается в одной точке пространства.
Рассмотрим поподробней сказку «Теремок». Главной здесь является оппозиция «внутри-снаружи» В центре сюжета находится граница внешнего и внутреннего. Эта сказка хорошо подходит для проработки физических границ тела. Теремок является метафорическим образом тела. Можно посадить ребёнка на колени, договориться с ним, где именно будет у нас теремок, т. е. куда будут приходить звери. Обычно ребёнок показывает на грудь или животик. Все персонажи бегут под ритмичный рассказ. За каждым персонажем закрепляются определённые маршруты следования по телу и движения. Например: зайка прыгает по ноге, мышка бежит и щекочет ребёнка по шейке, лягушку мы сопровождаем похлопыванием по руке, а лисичку — поглаживаниями по другой руке. Медведь -это тяжёлые шаги(кулаками по спине) . Когда теремок рушится ребёнок падает с колен также как в игре «в ямку бух».
В результате таких занятий ребёнок начинает связывать слово с действием, а значит и с телесными ощущениями. Когда сказка так проиграна, можно даже взять куклы, они немного оживят и разнообразят сказку и само занятие.
Можно также частично пропевать текст сказки. Тогда она будет вызывать больший эмоциональный отклик у ребёночка.
Стоит в поле теремок -теремок,
Он не низок не высок не высок.
Вот полю, полю мышка бежит,
Подбежала к теремочку и стучит:
«Тук-тук-тук»
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Я лягушка квакушка, ква-ква, а ты кто?
Я мышка -норушка, пи-пи-пи, пусти меня к себе в теремок.
И на детей действует оживляюще, они ведь по детски ярче реагируют.
Ещё одна кумулятивная сказка это «Колобок» Здесь сюжет имеет протяжённость в пространстве.
В этой сказке появляется исходная точка. Единственное условие колобок не может вернуться назад. Проигрывать сказку лучше всего на полу. По необходимости можно сделать дополнительную опору в пространстве- выложить дорогу например из кубиков. В этой сказке главной позицией является впереди- сзади. Для ребёнка появляется точка опоры в пространстве - собственное тело.
«Кот , лиса и петух»- появляется тема правил и ограничений. И одновременно вместе с темой правил появляется смысловое разграничение в пространстве : дома — безопасно, в лесу — опасно. И соответственно складывается понятие можно и нельзя, которые связаны с опасно- безопасно. В этой сказке главный герой пассивен. За петуха отвечает кот. Запрет исходит от кота и спасает из лап лисы петуха тоже кот. Видимо такие сказки нужны в том этапе эмоционального становления ребёнка, когда он ещё не может самостоятельно принимать решения и опирается на помощь взрослого.
А вот в сказке «Маша и медведь» главной героине необходимо самой принимать решение.
В заключение хотелось бы сказать , что будущее у театральной деятельности состоит в помощи детям. Современное общество стало слишком быстрым. Людям некогда заниматься собой, своим внутренним миром, а тем более внутренним миром своих детей. Обут, одет, накормлен – что ещё нужно? На разговоры и игры с ребёнком времени и сил ни у кого не остаётся. В 90-е годы по улицам бродило множество беспризорных детей. Сейчас многие дети из обеспеченных семей, живут в хорошей квартире, но всё равно как беспризорные. Родители чаще всего заняты зарабатыванием денег. И часто мама говорит ребёнку: «Оставь меня в покое, я устала», «я не могу, у меня много работы», «сказку почитаем завтра, спи уже и не мешай». Раньше мамы деткам сказки постоянно читали, а сейчас ребенок чаще сидит у телевизора или компьютера . Такое познание мира проще и детям и родителям. Да вот только в воспитании психологически здорового человека такое обучение неэффективно. Для ребёнка важен контакт со взрослым человеком, его отношение к происходящему. Дети, остаются предоставленные самим себе, своим проблемам. А проблемы никуда просто так не исчезнут, их рано или поздно придётся решать. А благодаря подготовке к театрализованным проектам, взаимодействуя друг с другом и педагогом, ребята не только познают свой внутренний мир, но и становятся способными понять другого человека. А это совсем не последнее место занимает в развитии сложных психических процессов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Коррекционная работа с аутичными детьми.
Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком....

консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"
в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....

Консультация для педагогов: «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»
Проблема коррекционной помощи детям с РДА в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и соста...

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми».
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ«Основные подходы к проведению коррекционной работыс аутичными детьми».В материале описаны методы и приемы коррекционной работы с обучающими...

Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми
Как показывает практика, полная интеграция аутичного ребенка, практически невозможна. Чаще всего она бывает постепенной или частичной. Ребенок при этом может посещать один-два урока в неделю (того пре...
