ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Симптоматика и виды
статья по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

ЗПР (задержка психического развития) - замедление нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Понятие "ЗПР" употребляется по отношению к детям с функциональной недостаточностью ЦНС с минимальными мозговыми органическими нарушениями, а также к детям, которые длительное время находятся в условиях неблагополучной социальной среды.

Основной механизм ЗПР - нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся, главным образом, к лобным отделам коры больших полушарий.

Структура дефекта при ЗПР (по Е.С. Слепович):

1) нарушение развития наступает рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искажённо;

2) характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

3) ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;

4) низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;

5) наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера;

6) наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей.

Причины задержки психического развития (ЗПР):

* лёгкие внутриутробные поражения;

* лёгкие родовые травмы;

* эндокринные нарушения;

* хромосомные аномалии;

* тяжёлые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребёнка;

* недоношенность;

* близнецовость;

* алкоголизм родителей;

* психические заболевания родителей;

* патологические черты характера у родителей;

* постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера;

* асфиксии (недостаток воздуха в головном мозге);

* педагогическая запущенность;

* информационный голод (Л.О. Бадалян);

* острый и хронический стресс (Н.Н. Данилова).

Классификация видов ЗПР (К.С. Лебединская):

- ЗПР конституционного происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм);

- ЗПР соматогенного происхождения;

- ЗПР психогенного происхождения;

- ЗПР церебрально-органического генеза.

Характеристика психического развития детей с ЗПР:

1) внимание:

- внимание неустойчивое;

- недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно;

- в старшем дошкольном возрасте недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения;

- ограниченный объём внимания;

- нарушение избирательного внимания;

- недостаточность концентрации внимания;

- нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности;

2) восприятие:

- снижена скорость выполнения перцептивных операций;

- ориентировочно-исследовательская деятельность неактивная;

- сенсорный опыт долго не закрепляется;

- трудности при овладении представлениями о величине;

- затруднён процесс анализирующего восприятия;

- ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий;

- затруднён процесс узнавания предметов на ощупь;

- замедлен процесс формирования межанализаторных связей;

3) память:

- ограничен объём памяти;

- снижена прочность запоминания;

- неточность воспроизведения и быстрая утеря информации;

- страдает вербальная память;

- повышенная тормозимость мнемических следов под воздействием помех;

- снижена продуктивность, устойчивость;

4) мышление:

- отставание на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений;

- сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны;

- с трудом понимают логико-грамматические структуры, выражающие пространственные отношения, им сложно дать словесный отчёт при выполнении заданий на осознание этих отношений;

- недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления;

- анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью;

- репродуктивный характер мыслительной деятельности, снижены способности к творческому созданию новых образов;

- замедлен процесс формирования мыслительных операций;

5) речь:

- наблюдается значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря;

- недифференцированное употребление слов;

- недостаточно слов, обозначающих общие понятия, и, вто же время, мало слов, конкретизирующих эти понятия, раскрывающих их суть;

- затруднена активизация словарного запаса;

- зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности: неточности восприятия, неполноценности анализа и т.д.;

- для детей с ЗПР характерны значительные трудности в произвольном оперировании слов;

- особую трудность представляет существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные;

6) эмоционально-волевая сфера:

- эмоциональная неустойчивость;

- нарушение самокнтроля во всех видах деятельности, агрессивность во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому;

- трудности в различении важнейших черт межличностных отношений;

- о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают, либо делают это в неречевой форме;

- проблемы в формировании нравственно-этической сферы;

- не могут организовать своё поведение лишь в условиях систематического обучения, но бывают достаточно организованы и активны в игровой деятельности, самостоятельном рисунке, слушании и воспроизведении сказок.

Коммуникативное поведение:

* общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средством как по линии взрослый - ребёнок, так и по линии "ребёнок-ребёнок";

* в игровой деятельности обнаруживаются трудности;

* снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;

* нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны;

* в контакт с взрослыми по собственной инициативе вступают редко;

* новый человек привлекают их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет.

Игровая деятельность:

* игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры и т.д.;

* развитие игровой деятельности у детей с ЗПР является отдельной задачей;

* специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности.

Трудовая деятельность:

1) в учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности  и занятий (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд - работы с бумагой и т.д.);

2) на занятиях у детей формируют представления о природе;

3) ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза

Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза...

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей в специфических для них видах детской деятельности

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стат...

"Создание условий для развития специфических видов деятельности у детей раннего возраста». Презентация

Ранее детство- это годы когда закладывается фундамент физического и психологического здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Султанова Белла ФаталиевнаВоспитатель ГБДОУ №59Фрунзенского района Города Санкт-ПетербургПоддержка инициативы и самостоятельности детейв специфических для них видах деятельностиПояснительная записка В...

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....