ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Симптоматика и виды
статья по коррекционной педагогике
ЗПР (задержка психического развития) - замедление нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Понятие "ЗПР" употребляется по отношению к детям с функциональной недостаточностью ЦНС с минимальными мозговыми органическими нарушениями, а также к детям, которые длительное время находятся в условиях неблагополучной социальной среды.
Основной механизм ЗПР - нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся, главным образом, к лобным отделам коры больших полушарий.
Структура дефекта при ЗПР (по Е.С. Слепович):
1) нарушение развития наступает рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искажённо;
2) характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;
3) ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;
4) низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;
5) наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера;
6) наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей.
Причины задержки психического развития (ЗПР):
* лёгкие внутриутробные поражения;
* лёгкие родовые травмы;
* эндокринные нарушения;
* хромосомные аномалии;
* тяжёлые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребёнка;
* недоношенность;
* близнецовость;
* алкоголизм родителей;
* психические заболевания родителей;
* патологические черты характера у родителей;
* постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера;
* асфиксии (недостаток воздуха в головном мозге);
* педагогическая запущенность;
* информационный голод (Л.О. Бадалян);
* острый и хронический стресс (Н.Н. Данилова).
Классификация видов ЗПР (К.С. Лебединская):
- ЗПР конституционного происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм);
- ЗПР соматогенного происхождения;
- ЗПР психогенного происхождения;
- ЗПР церебрально-органического генеза.
Характеристика психического развития детей с ЗПР:
1) внимание:
- внимание неустойчивое;
- недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно;
- в старшем дошкольном возрасте недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения;
- ограниченный объём внимания;
- нарушение избирательного внимания;
- недостаточность концентрации внимания;
- нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности;
2) восприятие:
- снижена скорость выполнения перцептивных операций;
- ориентировочно-исследовательская деятельность неактивная;
- сенсорный опыт долго не закрепляется;
- трудности при овладении представлениями о величине;
- затруднён процесс анализирующего восприятия;
- ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий;
- затруднён процесс узнавания предметов на ощупь;
- замедлен процесс формирования межанализаторных связей;
3) память:
- ограничен объём памяти;
- снижена прочность запоминания;
- неточность воспроизведения и быстрая утеря информации;
- страдает вербальная память;
- повышенная тормозимость мнемических следов под воздействием помех;
- снижена продуктивность, устойчивость;
4) мышление:
- отставание на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений;
- сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны;
- с трудом понимают логико-грамматические структуры, выражающие пространственные отношения, им сложно дать словесный отчёт при выполнении заданий на осознание этих отношений;
- недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления;
- анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью;
- репродуктивный характер мыслительной деятельности, снижены способности к творческому созданию новых образов;
- замедлен процесс формирования мыслительных операций;
5) речь:
- наблюдается значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря;
- недифференцированное употребление слов;
- недостаточно слов, обозначающих общие понятия, и, вто же время, мало слов, конкретизирующих эти понятия, раскрывающих их суть;
- затруднена активизация словарного запаса;
- зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности: неточности восприятия, неполноценности анализа и т.д.;
- для детей с ЗПР характерны значительные трудности в произвольном оперировании слов;
- особую трудность представляет существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные;
6) эмоционально-волевая сфера:
- эмоциональная неустойчивость;
- нарушение самокнтроля во всех видах деятельности, агрессивность во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому;
- трудности в различении важнейших черт межличностных отношений;
- о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают, либо делают это в неречевой форме;
- проблемы в формировании нравственно-этической сферы;
- не могут организовать своё поведение лишь в условиях систематического обучения, но бывают достаточно организованы и активны в игровой деятельности, самостоятельном рисунке, слушании и воспроизведении сказок.
Коммуникативное поведение:
* общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средством как по линии взрослый - ребёнок, так и по линии "ребёнок-ребёнок";
* в игровой деятельности обнаруживаются трудности;
* снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;
* нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны;
* в контакт с взрослыми по собственной инициативе вступают редко;
* новый человек привлекают их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет.
Игровая деятельность:
* игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры и т.д.;
* развитие игровой деятельности у детей с ЗПР является отдельной задачей;
* специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности.
Трудовая деятельность:
1) в учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности и занятий (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд - работы с бумагой и т.д.);
2) на занятиях у детей формируют представления о природе;
3) ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза
Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза...

"Специфические виды деятельности детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Виды деятельности младших дошкольников....
Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности
Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей в специфических для них видах детской деятельности
Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стат...

"Создание условий для развития специфических видов деятельности у детей раннего возраста». Презентация
Ранее детство- это годы когда закладывается фундамент физического и психологического здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Султанова Белла ФаталиевнаВоспитатель ГБДОУ №59Фрунзенского района Города Санкт-ПетербургПоддержка инициативы и самостоятельности детейв специфических для них видах деятельностиПояснительная записка В...

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....
